СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Овладение диалогической речи в онтогенезе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе организации логопедической коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста очень важным является учет принципа онтогенеза. Онтегенетическое развитие диалогичесекой речи важно в понимании  организации последовательности и систематичности работы по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Овладение диалогической речи в онтогенезе.»

2. Овладение диалогической речи в онтогенезе.

Навыки диалогической речи не даются ребенку от рождения, он осваивает ее так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе общения с партнером, который имеет более широкий опыт в данной деятельности и является носителем коммуникативной культуры.

Если ребенок пяти-шести месяцев жизни видит рядом взрослого, который занимается своими делами, он доступными ему речевыми средствами, такими как гуление, лепет, старается привлечь внимание взрослого. Этот акт можно рассматривать как первоначальную недифференцированную форму общения матери и ребенка или «дуэт», как назвала данную форму общения Лепская. «Дуэт» рассматривается как особое явление не скоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты общения, и на начальных этапах оно обеспечивается матерью, которая выстраивает диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них становится «приятным собеседником» [15, c.74].

К годовалому возрасту у ребенка формируется ориентация на слово. Ребенок пытается оперировать словами, что приводит к потребности выделять и узнавать слова в речевом потоке. Это, в свою очередь, ставит его перед необходимостью овладения фонематическим восприятием.

О переходе на второй этап овладения речью свидетельствует понимание ребенком простейших инструкций, высказываний взрослого и произнесение им первых слов. На данном этапе характерно использование квазислов, то есть «как бы» слов, например, «бысь» – о кошке. Эти слого-слова и квазислова составляют единый вербальный компонент высказывания и присоединяются к указательному жесту в сторону объекта[11, c.84].

На третьем этапе формируются произносительные навыки и словарь, грамматический строй речи, то есть ребенок овладевает языковыми способностями. Данный этап характеризуется проявлением ситуативной речи, которая используется для общения в конкретной ситуации. Эта речь представляет собой вопросы, возникшие в ходе деятельности, ответы на вопросы, на определенные действия. Она ясна собеседникам, но не понятна постороннему лицу, не владеющему ситуацией. Ситуативность речи бывает представлена заменой существительных местоимениями он, она. Эти новообразования позволяют говорить об овладении контекстной речью (диалогической речь).

Успешное реплицирование начинается на этапе голофраз. Но в это время, помимо собственно голофраз, в ответных репликах может присутствовать имитация действия, а в некоторых случаях он совершает адекватное действие. На данном этапе появляется прототип двухсловных ответов, когда в ответе наряду с голофразой присутствует указательный жест [11, c.94].

К концу второго года жизни расширяется семантический репертуар ответов: появляются субъект, предикат, прямой объект. Обычно после двух лет начинается этап двухсловных ответов.

В диалоге с ребенком третьего года мать начинает активно использовать квантитативные и квалитативные вопросы, вопросы причинной обусловленности. Вопросы матери также меняются – движение от вопросов о ситуациях наблюдаемых к вопросам о ситуациях ненаблюдаемых.

В трехлетнем возрасте ребенка речь становится средством общения между сверстниками. Диалог выстраивается со сверстниками, также зарождается в виде несогласованной речевой активности детей в одной социальной группе. Ж. Пиаже назвал такую форму общения «коллективным монологом» и усматривал в этой деятельности проявление свойственного детям эгоцентризма, неспособности встать на позицию партнера. Как показывают наблюдения, не скоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи» являются характерными для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, когда дети находятся рядом, но каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь выполняет функцию установления отношений [11, c.115].

Период «взлета» во взаимообщении детей является период развития на пятом году жизни ребенка. Это период характеризуется разнообразием мотивов общения и разнообразием использования языковых средств. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

По мнению психологов, сенситивным, т.е. благоприятным в смысле восприимчивости к формированию, периодом развития речи является возраст 2-5 лет.

Насыщенность содержательной стороны речи зависит от содержательности жизни детей. Дошкольники испытывают насыщенную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликается на предложения рассказать о собственных встречах, о природе, о своих питомцах, о любимых игрушках, о родителях и т.д. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний ребенка, разнообразных мыслей ребенка при воспитанной потребности в речевом выражении создает условия для обогащения детской речи.

В пятилетнем возрасте у ребенка можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и тем высказываний, использование языковых средств. Таким образом, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуясь при этом прилагательными и наречиями [11, c.119].

В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни увеличивается употребление глаголов в 2-2,5 раза. В высказываниях о природе их мало, там чаще наречия и существительные используются детьми.

До четырех лет у детей можно наблюдать случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается делать или уже сделал, но еще молчит при выполнении собственных действий. На пятом году жизни желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения, высказывания детей состоят из простых предложений.

К 5-7 годам у детей складывается богатая гамма вопросно-ответных типов диалогических отношений, где один из собеседников пытается получить доступ к состоянию знаний другого с целью дальнейшего взаимодействия, как в речевом, так и в предметном плане.

Диалогическое взаимодействие детей между собой развивается в процессе совместной деятельности. С расширением сферы социального взаимодействия ребенка, его коммуникативное взаимодействие приобретает более сложный характер. Причем как показано в исследованиях Ж. Пиаже и Т. Слама-Казаку, значительное место в этом процессе занимает вербальное и предметное взаимодействие детей друг с другом, т.е. создаются предпосылки коллективных взаимоотношений, отношения кооперации и сотрудничества. Происходит развитие умения действовать как в речевом, так и в предметном плане с учетом не только своей позиции и своей точки зрения на ситуацию взаимодействия, но и с учетом интересов и позиций другого человека [10, c,113].

Диалогическое общение интенсивно развивается и в период старшего дошкольного возраста. В процессе обучения младшие школьники наиболее часто используют информативный диалог, исповедальный диалог и фактический диалог.

Таким образом, развития диалогической речи в онтогенезе ребенка можно проследить, начиная с элементарных форм, эмоционального реагирования, до формирования навыков полноценного диалога со сложной структурой высказываний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!