СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы ВсОШ Муниципальный этап по Русскому Языку 7-11 класс 28.10.2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ответы ВсОШ Муниципальный этап по Русскому Языку 7-11 класс 28.10.2023»

Скачать авторские ответы на 28.10.2023


ВсОШ Русский Язык Муниципальный этап задания и ответы 7-11 класс


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по Русскому Языку проводится 28 октября в Московской области.
Официальные задания и авторские ответы мы опубликуем в нашем телеграм канале: перейти в телеграм

Ниже представлен тренировочный вариант для подготовки к олимпиаде:
ВОПРОС № 1
Условие:
Некий фонетист составил следующую транскрипцию:
[ъх-л’э́тъ кра́снъjь|| л’уб’и́л-бъ jа́ т’ьб’а́| къгда́-п н’ь-знój| дъ-къмъры́| дъ мýх’и|| ты́| вс’э́ душэ́вныjь спъсóбнъс’т’и губ’а́| на́с мýч’иш|| ка́к пъл’а́| мы́ стра́жд’ьм ът зъсýх’и||]
В числе прочего, автор применил свои знания о редукции гласных звуков (согласно правилам транскрибирования, [а], [о] и [э] пишется только в ударной позиции, в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова пишется либо [Ʌ] ([а]-образный звук на месте А или О) либо [Иэ] ([и], склонное к [э] на месте Э), а во всех остальных случаях пишется либо [ь], либо [ъ], в зависимости от твёрдости/мягкости предшествующего согласного).
В ряде слов из этой транскрипции наблюдается явление, которое не соответствует нормам современного русского литературного произношения. Это явление не связано с рифмой в затранскрибированном отрывке. Ответьте на вопросы, связанные с этим явлением.
Задания:
1. В каких словах из транскрипции проявляется это явление? Выпишите их. Каждой выписанной транскрипции сопоставьте транскрипцию в соответствии с литературной нормой и орфографическую запись.
2. В чем заключается отступление от литературной нормы в данной транскрипции? Приведите правило литературного произношения, регулирующее выбор звуков в выписанных в п. 1 словах.
3. В данной транскрипции также есть некая непоследовательность. Заполните пропуски в тексте о ней.
Эту непоследовательность не получается объяснить закономерностями звучащей речи. Транскрибируя некоторые сочетания (например, «ах лето», «когда б» и «да комары»), автор транскрипции последовательно использует знак 1) «__», чтобы 2) ________________________________, однако в записи произношения сочетаний 3) _____________________ и 4) _____________________ (слова из транскрипции запишите в орфографии) этот знак почему-то пропущен.
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 2
Условие
В представленном тексте используются фразеологизмы на русском, английском, французском и итальянском языках.
Бабушка рассказывала мне о том, что в недавние времена для того, чтобы выбиться в люди, надо было знать иностранные языки. Самое верное – знание английского. Представьте, заходите где-нибудь на Пикадилли в модный бутик, а вам предлагают одежду от Армани… Нет, возьмём попроще – от Доны Каран. Вам подают платье. Вы смотрите на него восторженными глазами. Примеряете его и понимаете, что платье безупречно, но вот цена? Как бы не попасть впросак, не услышать что-то вроде: «Эх ты, голь перекатная». Нет, нет!!! Чтобы спасти ситуацию, вы небрежно бросаете: «It’s not my cup of tea». И чтобы оправдать себя окончательно, добавляете: «To hear something straight from the horse’s mouth».
Французский язык, пожалуй, не менее полезен. В Париже на улице Ришелье вы заходите в Национальную библиотеку, чтобы приобщиться к этому кладезю премудрости. Что бы прочитать? Чтобы не Entacher la réputation, вы выбираете «Сид» Корнеля. Но что это? Библиотекарь смотрит на вас, будто un mouton à cinq pattes.
Пора в милую Италию. Какая здесь погода! Какие достопримечательности! Какой язык! Вот здесь я a contanti стану своей.
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 3
Условие:
В русском языке есть существительные, обладающие некоторой словообразовательной особенностью. Обычно их называют отглагольными по аналогии с другими существительными, образованными по схожей модели (напр., видение, терпение и проч.). Однако их отличает наличие морфемы, затрудняющей описание механизма словообразования.
Задания:
1. Приведите два примера таких существительных и постройте все возможные словообразовательные цепочки, в результате которых они могли получиться.
2. Перед вами несколько глаголов. Разделите их на три группы в соответствии с грамматическими признаками тех существительных, которые от них образуются путём нулевой суффиксации. Опишите эти признаки.
рассветать, встречать, приказать, хлопотать, присягать, выходить, восторгаться, охотиться, брызгать
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 4
Условие:
В ходе исторического развития языка морфемная структура и фонетический облик того или иного слова могут претерпевать различные изменения. К их числу относится опрощение – превращение членимой основы в нечленимую (например, вкус этимологически связано с кусать, зодчий – со словом зъдъ ‘глина’). При превращении членимой основы в нечленимую приставка или суффикс, выделявшиеся исторически, становятся частью современного корня.
Задания:
1. Одним из примеров слов, морфемная структура которых подверглась опрощению, является слово подушка. Согласно словарю Н.М. Шанского, «подушка – суф. образование от исчезнувшего подуха (ср. ст.-чешск. poducha), производного от той же основы, что и польск. duchna «перина», душа, дух и т.д. Подушка буквально – «надутое»».
Выберите утверждения, верные для данного слова. Докажите свою точку зрения.
a) слово является родственным слову ухо;
b) приставка, ранее выделявшаяся в данном слове, имеет только пространственное значение;
c) в слове исконно было 4 морфемы;
d) в слове ненулевое окончание;
e) в историческом корне слова мы наблюдаем то же чередование, что и в паре муха – мушка;
f) Исторически однокоренное слово можно увидеть в поговорке со значением «очень сильно любить».
2. Исторический корень данного слова входит в состав прилагательного, которым нередко описывают творческих личностей, например, художников и поэтов, в момент создания ими соответствующих произведений искусства. Впишите это слово, определив его на основании представленных утверждений.
a) В состав этого слова входят два корня.
b) Первый корень входит в состав слова, которое употребляется в первой строчке стихотворения А.С. Пушкина:
_________ жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
c) Гласный второго корня чередуется в зависимости от ударения, а единственное исключение – это слово женского рода, описывающее искусственно созданные и движимые предметы интерьера.
d) Слово, включающее второй корень, употребляется в крылатом выражении из известного романа Ф.М. Достоевского.
e) Приставка данного корня имеет несколько фонетических вариантов, а при добавлении к глаголам с частицей -ся образует глаголы со значением ошибочности, дефектности, неудачности действия.
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 5
Условие:
Перед вами ряд примеров, иллюстрирующих некое явление. Проанализируйте употребление выделенных слов.
1) Я пожалел свое покинутое одиночество еще раз и чувствовал в то же время, что возврата нет. Стоило ли ехать сюда, на туманный чухонский север, и не лучше ли было бы оставаться там, откуда прилетают эти письма в самодельных конвертах с сургучными печатями, сохраняя еще в себе как бы теплоту любящей руки?
2) Стоило ему остаться наедине с самим собой, как тотчас он, сам того не замечая, уже смотрел куда-то в прошлое невидящими глазами, улыбался с задумчивой грустинкой.
3) Да, проживание в квартире, отделанной мраморными панелями и зеркалами, в зеленом районе с хорошей транспортной доступностью стоило недешево.
Задания:
1. Какой частью речи является выделенное слово в каждом из приведенных отрывков?
2. Какую синтаксическую функцию выполняет выделенное слово в каждом из приведенных отрывков?
3. Опираясь на сделанные ранее выводы, сформулируйте определение явления, представленного в примерах.
Модель ответа:
1. 1) категория состояния; 2) подчинительный союз со значением времени; 3) глагол.
2. 1) главный член односоставного безличного предложения/сказуемое; 2) подчинительный союз соединяет части сложного предложения; 3) составное именное сказуемое.
3. Это явление – функциональная омонимия. В примерах представлены одинаково звучащие этимологически родственные слова, относящиеся к разным частям речи. Они различаются категориальным значением, морфологическими признаками, синтаксической функцией.
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 6
Условие:
Прочитайте представленный текст, ответьте на вопросы по тексту.
(1) Се же слышавъ король части Римьскыя от Полунощныя страны таковое мужество князя Александра и помысли в собѣ: «Поиду и плѣню землю Александрову». (2) И събра силу велику, и наполни корабля многы полковъ своих, подвижеся в силѣ тяжцѣ, пыхая духомъ ратным. (3) И прииде в Неву, шатаяся безумиемь, и посла слы своя, загордѣвся, в Новъгородъ къ князю Александру, глаголя: «Аще можеши противитися мнѣ, то се есмь уже зде, плѣняя землю твою».
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ

ВОПРОС № 7
Условие:
Прочитайте ряд предложений. Известно, что данные предложения возможно распределить на три равные группы, опираясь на два критерия разграничения.
1) А сначала решение кажется простым.
2) Главным в этой истории мне кажется то, что герою удалось достичь желаемых результатов.
3) Если не приглядываться пристально, такое решение кажется перспективным.
4) Задача эта кажется неразрешимой.
5) Кажется, проект так и не будет реализован.
6) Мне кажется, иногда они выносят противоречивые решения.
Задания:
1. Опишите два критерия разграничения предложений на три равные группы.
2. Распределите данные предложения на три равные группы. Дайте характеристику каждой группе с точки зрения синтаксической структуры входящих в неё предложений.
3. Один ученик, анализируя пример № 6, отнёс его сразу к двум группам. Объясните, почему могла быть допущена такая ошибка?
СКАЧАТЬ ОТВЕТЫ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!