4
Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по истории
2018-2019 учебный год
9 классы
Ответы
Задание № 1. [10 баллов].
Буква | Сражение | Дата |
А | Лютценская битва | 1813 г. |
Б | Дрезденская битва | 1813 г. |
В | Лейпцигская битва | 1813 г. |
Г | Сражение при Кульме | 1813 г. |
Д | Взятие Парижа | 1814 г. |
Каждое правильно названное сражение – 1 балл (даже если не назван год или назван неправильно), правильная датировка – 1 балл (даже не названо событие или названо неправильно). Итого – 10 баллов.
Задание № 2. [8 баллов].
Отечественная история | 1 | 2 | 3 | 4 |
Датировка события отечественной истории (год) | 1648 | 1618 | 1689 | 1485 |
Всемирная история (буква) | Б | В | Г | А |
Датировка события всемирной истории (год) | 1649 | 1620 | 1688 | 1485 |
За каждую правильную позицию – 1 балл; даты событий всемирной истории даны здесь для экспертов жюри, участники не обязаны их указывать! Итого – 8 баллов.
Задание № 3. [12 баллов].
А. [5 баллов]. 1. Бояре. 2. Гридни. 3. Вече. 4. Посадник. 5. Архиепископ.
Б. [7 баллов]. 1. Посольский. 2. Стрелецкий. 3. Рейтарский. 4. Разрядный. 5. Поместный.
6. Земский. 7. Разбойный (или Разбойных дел).
Каждая правильная вставка – 1 балл. Итого – 12 баллов.
Задание № 4. [6 баллов].
Буква | Название фильма | Что описывается |
А | «Александр Невский» | Борьба с немецко-шведской агрессией на Новгородскую землю (Русь) |
Б | «Минин и Пожарский» | Освобождение Москвы от польских интервентов (1612) |
В | «Иван Грозный» | Правление Ивана IV |
За каждое ПОЛНОСТЬЮ правильное название фильма (даже если не названы или неправильно названы события) – 1 балл. За каждое в принципе правильное (допускаются и иные, не противоречащие смыслу формулировки) описание событий (даже если фильм не назван правильно или вовсе) – 1 балл. Итого – 6 баллов.
Задание № 5. [9 баллов]. 1. А. Ломоносов М.В. Б. Сумароков А.П. В. Фонвизин Д.И. Г. Радищев А.Н.
Обоснование ряда № 1: российские литераторы середины – второй половины XVIII века.
2. А. Александр Первый. Б. Николай Первый. В. Александр Второй.
Обоснование ряда № 2: императоры России в XIX веке.
За каждого правильно названного деятеля (достаточно фамилии) – 1 балл, обоснование ряда (даже если деятели не названы или названы неправильно) – 1 балл. Итого – 9 баллов.
Задание № 6. [11 баллов].
1. Буквой «Б». 27 июня 1709 г. Главное значение – это генеральное сражение, в ходе которого была разгромлена полевая армия шведов, и они перешли к стратегической обороне.
Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл, полностью (до дня, месяца, года) правильная датировка сражения – 1 балл, правильно в принципе выделение значения – 1 балл. Итого – 3 балла.
2. Сражение при Лесной. Первая столь масштабная победа российских войск в полевом сражении (и произошла за 9 месяцев до Полтавы). Буква «В».
Правильное обозначение битвы – 1 балл, объяснение причины её названия (в принципе правильное) – 1 балл. Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл. Итого – 3 балла.
3. Гангутское сражение. Буква «Е». 1714 г.
Правильное обозначение битвы – 1 балл. Правильный выбор буквы (места битвы) – 1 балл. Правильная датировка – 1 балл. Итого – 3 балла.
4. Могут быть названы следующие территории: Карелия, Ингрия (Ингерманландия), Эстляндия, Лифляндия.
Названы правильно 3-4 территории – 2 балла, 2 территории – 1 балл, 1 и менее – 0 баллов. Если в ответах указывается Финляндия, то 1 балл снимается. Итого – 2 балла.
Примечание: баллы в этих блоках ставятся вне зависимости от того, правильные ли даны ответы (и вообще даны) на другие вопросы.
Итого – 11 баллов.
Задание № 7. Краеведение [6 баллов].
Имение, населённый пункт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Литератор | Б | Г | Е | Д | В | А |
Каждое правильно соотнесение (если стоят две буквы в одной клетке, то ответ считается неправильным) – 1 балл. Итого – 6 баллов.
Задание № 8. [8 баллов].
1. Переяславская рада. 1654 г.
Правильное название события – 1 балл, датировка (с точностью до года) – 1 балл. Итого – 2 балла.
2. Народные массы самым активным образом поддерживали факт воссоединения с Россией. Причины:
- религиозно-культурная (приверженность православию) близость;
- возможность Малороссии выстоять в борьбе с Речью Посполитой только благодаря объединению с Россией.
Характеристика настроений – 1 балл, за причины – до 2 баллов (могут быть названы и другие, не противоречащие смыслу). Итого – 3 балла.
3. Опасения вступать в прямую военную конфронтацию с достаточно сильной Речью Посполитой (с учётом опыта Смуты). Развёрнутый в принципе правильный ответ – 1 балл.
4. Уместно выделить следующие последствия:
- начало русско-польской войны 1654-1667 гг.
- реальное воссоединение Малороссии (в итоге в 1667 г. Левобережной и Киева) с Россией.
За правильно выделенные последствия (могут быть выделены и иные, не противоречащие смыслу) – 2 балла.
Итого – 8 баллов.
Задание № 9. [7 баллов].
1. У России объёмы сельскохозяйственного производства в 1,3 раза меньше, в то время у других стран – напротив, объёмы промышленного производства в 2 и более раз больше (так, у Великобритании – в 3 раза). Это говорит о том, что Россия была аграрной страной.
За правильное определение разницы (обязательно с расчётами) – 2 балла, характеристику – 1 балл (ТОЛЬКО если правильно указаны разница с расчетами). Итого – 3 балла.
2. Разница существенная: по промышленному производству – от 6 до 8 раз не в пользу России, по сельскохозяйственному – от 2 до 3,5 раз не пользу России. До 1 балла.
Это объяснялось (могут быть выбраны любые три из представленных положений):
– более ранним временем промышленного переворота и создания полноценной тяжёлой промышленности в странах Западной Европы и США;
– более быстрыми темпами внедрения новейших образцов техники и новых технологий как в промышленности, так и сельском хозяйстве:
– более густой транспортной (особенно железнодорожной) сетью в странах Западной Европы и США;
– многоукладным характером экономики, что мешало её модернизации;
– относительно низкой производительностью труда в сельскохозяйственном секторе России (слабый уровень механизации, отсутствие достаточного количества удобрений и т.д.)
Могут быть названы и другие, не противоречащие истине, положения. Каждое положение – 1 балл, максимально – 3 балла. Итого – 4 балла.
Итого – 7 баллов.
Задание № 10. [8 баллов].
Верно | Неверно |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 | |
! Каждое положение можно использовать только ОДИН раз
Каждое правильно указанное положение – 1 балл. Итого – 8 баллов.
Исторические эссе/развернутый ответ
Критерии оценки:
1-2. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Умение сформулировать и раскрыть проблему, содержащуюся в теме эссе.
3. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
4. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
5. Умение выделить проблему. Четкость и доказательность основных положений работы.
6. Знание различных точек зрения историков по избранному вопросу.
За каждый критерий ставится от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты раскрытия. Итого – 15 баллов.
Обратите внимание, что за обобщенные критерии 1-2 выставляется в сумме от 0 до 3 баллов!!
Итого – 100 баллов
Желаем удачи!