СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ответственность и инфантилизм, что это такое"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ответственность и инфантилизм, что это такое"»

Инфантилизм и ответственность, что это такое? Педагог-психолог  МАОУ СОШ№48 города Тюмень Рычихина Александра Анатольевна

Инфантилизм и ответственность, что это такое?

Педагог-психолог

МАОУ СОШ№48 города Тюмень

Рычихина Александра Анатольевна

ИНФАНТИЛИЗМ  (ОТ ЛАТ. INFANTILIS — ДЕТСКИЙ)  — НЕЗРЕЛОСТЬ В РАЗВИТИИ,  СОХРАНЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ  ОБЛИКЕ ИЛИ ПОВЕДЕНИИ ЧЕРТ,  ПРИСУЩИХ ПРЕДШЕСТВУ ЮЩИМ  ВОЗРАСТНЫМ ЭТАПАМ.

ИНФАНТИЛИЗМ (ОТ ЛАТ. INFANTILIS — ДЕТСКИЙ) — НЕЗРЕЛОСТЬ В РАЗВИТИИ, СОХРАНЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ОБЛИКЕ ИЛИ ПОВЕДЕНИИ ЧЕРТ, ПРИСУЩИХ

ПРЕДШЕСТВУ

ЮЩИМ ВОЗРАСТНЫМ

ЭТАПАМ.

В школе почти в каждом классе есть дети, которые  вроде бы всем хороши и учиться могут отлично, но из-за  детскости, типичной для более младших детей, они  неусидчивы, не могут проявлять минимальное волевое  усилие и полчаса посидеть за партой, требуют  постоянного контроля. Если их контролировать, все время напоминать об их  обязанностях (незрелые люди обычно очень любят  говорить о своих правах, а обязанности выполняют  плохо и очень обижаются, когда им напоминают об  этом), они более или менее еще держатся. Стоит же уменьшить контроль - распускаются, начинают  бездельничать, хулиганить, хотя делают это без особой  злобы и мести, а ради шутки, не задумываясь над  последствиями.
  • В школе почти в каждом классе есть дети, которые вроде бы всем хороши и учиться могут отлично, но из-за детскости, типичной для более младших детей, они неусидчивы, не могут проявлять минимальное волевое усилие и полчаса посидеть за партой, требуют постоянного контроля.
  • Если их контролировать, все время напоминать об их обязанностях (незрелые люди обычно очень любят говорить о своих правах, а обязанности выполняют плохо и очень обижаются, когда им напоминают об этом), они более или менее еще держатся.
  • Стоит же уменьшить контроль - распускаются, начинают бездельничать, хулиганить, хотя делают это без особой злобы и мести, а ради шутки, не задумываясь над последствиями.
  Каковы же его черты инфантилизма ? ЭГОЦЕНТРИЗМ  Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил? Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе. Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте . И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей» , а «люди не понимают меня».

 

Каковы же его черты инфантилизма ?

ЭГОЦЕНТРИЗМ

Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил?

  • Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе.
  • Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте . И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей» , а «люди не понимают меня».
Иждивенчество  В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самостоятельно. Это может выражаться, например, в словах:  «Мама меня не разбудила, поэтому я опоздал!»

Иждивенчество

В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя

самостоятельно.

Это может выражаться,

например, в словах:

«Мама меня не

разбудила, поэтому

я опоздал!»

Ориентация на игру Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома, походы по магазинам, кино и дискотеки, приобретение все новых и новых игрушек (в их роли нередко выступают технические новинки). Ничто из вышеперечисленного само по себе не является чем-то плохим,  зрелые люди тоже вполне могут все это делать, однако у незрелых личностей развлечение составляет основу не только досуга, но и всего  времени в целом.

Ориентация на игру

Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома, походы по магазинам, кино и дискотеки, приобретение все новых и новых игрушек (в их роли нередко выступают технические новинки). Ничто из вышеперечисленного само по

себе не является чем-то плохим,

зрелые люди тоже вполне

могут все это делать, однако у

незрелых личностей

развлечение составляет основу

не только досуга, но и всего

времени в целом.

Неспособность к принятию решений  Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает те пути наименьшего сопротивления, где придется как можно меньше напрягаться.

Неспособность к принятию решений

Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека.

Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю.

Для ребенка же «не хочу» или

«трудно» – прямой аргумент не

делать что-то.

Инфантильный человек выбирает те

пути наименьшего сопротивления,

где придется как можно меньше

напрягаться.

Неспособность к самооценке и самопознанию.  То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями.  Потому что – не осмыслено. И тогда незрелые инфантильные люди тянутся к сильным личностям , побуждая тех занимать позицию Родителя, манипулируя ими (например, разыгрывая роль слабого и беспомощного).

Неспособность к самооценке и самопознанию.

То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным

опытом, а остается просто событиями.

Потому что – не осмыслено. И тогда

незрелые инфантильные люди тянутся к

сильным личностям , побуждая тех

занимать позицию Родителя, манипулируя

ими (например, разыгрывая роль слабого и

беспомощного).

ЧТО ДЕЛАТЬ? 1) поощрять самостоятельность во всех её видах, не критиковать, если что-то не получилось;  2) анализировать поступки ребёнка, делать выводы;  3) в случае наказания не довольствоваться только угрозами;  4) самим быть обязательными и ответственными; 5) разделить семейные обязанности; 6) не слушать жалоб ребёнка на жизнь.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1) поощрять самостоятельность во всех её видах, не критиковать, если что-то не получилось;

2) анализировать поступки ребёнка, делать выводы;

3) в случае наказания не довольствоваться только угрозами;

4) самим быть обязательными и ответственными;

5) разделить семейные обязанности;

6) не слушать жалоб ребёнка на жизнь.

Большинство родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Большинство родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.

Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же

приходится прикладывать

усилия и напрягать волю.

Составляющие ответственности  1. Понимание задачи. Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания за­дачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.  2. Согласие с поставленной задачей. У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чув­ство ответственности будет проявляться на практике.  3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Родители должны учить подрастающего ребенка не только слу­шаться старших (внешняя мотивировка), но и научить, его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания за­дачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чув­ство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слу­шаться старших (внешняя мотивировка), но и научить, его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

Уровни воспитания ответственности  ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно. Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нужда­ется в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Уровни воспитания ответственности

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нужда­ется в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Условия воспитания ответственности  1. Самоуважение. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. 2. Разумные ограничения. Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности. 3. Продолжительность и постепенность. Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяже­нии многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Условия воспитания ответственности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяже­нии многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Как научить ребенка ответственности . Договоритесь о правилах жизни ребенка и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению. Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей. Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.

Как научить ребенка ответственности .

  • Договоритесь о правилах жизни ребенка и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел.

Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.

Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя: А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;  А. Гайдар, «Тимур и его команда»;  Л. Толстой, «Рассказы о детях»;  А. Волков «Волшебник изумрудного города». Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия Безответственного поведения. Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; А. Гайдар, «Тимур и его команда»; Л. Толстой, «Рассказы о детях»; А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия

Безответственного

поведения.

  • Не бойтесь сами делать

ошибки и позволяйте

ошибаться своему

ребенку.

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное. Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение. Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности. Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!