СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отцы и дети" Тургенева как социально-психологический роман

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение романа "Отцы и дети" Тургенева вместе с 10-классниками - поистине интереснейшее занятие. Разноплановые задания на уроке помогут провести занятие максимально познавательно.

Просмотр содержимого документа
«"Отцы и дети" Тургенева как социально-психологический роман»

Урок литературы в 10 классе по роману «Отцы и дети» Тургенева:

«Отцы и дети» как социально-психологический роман



Тип урока: Урок получения новых знаний и умений

Цели урока:

1. Обучающие- подготовить учащихся к осмыслению произведения в

процессе предстоящего анализа, пробудить в них интерес к его изучению;

- раскрыть жизненные истоки проблематики романа,

- художественное своеобразие произведения;

- выделить особенности композиции;

- сформулировать определение социально-психологического

романа;

2. Развивающие- развивать устную речь учащихся, расширять их словарный

запас;

- развивать умение анализировать и делать выводы;

- совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения.

3. Воспитательные- воспитание внимательного отношения к слову, воспитание

вдумчивого читателя.



Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное начало урока (обращение к личному опыту учащихся):

- Ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучение самого известного романа И.С.Тургенева – «Отцы и дети». Считается, что заголовок, название – это одна из сильных позиций текста, несущих в себе чрезвычайно важную информацию.

Вдумайтесь в название романа Тургенева.

«Отцы» и «дети» – знакомо ли это сочетание?

Союз и соединяет или противопоставляет понятия?

Какие отношения подразумеваются - родственные или возрастные?

Объясните знакомое «клише» - конфликт отцов и детей (конфликт поколений, идущих на смену друг другу).



*Заполняется левая колонка схемы.

* По мере рассуждений на доске и в тетрадях появляется схема



Смысл названия романа“



Прямое значение

Переносное значение



семейный конфликт поколений (психологическое звучание)

Об щественный (социальный) конфликт





о тцы дети

«о тцы» - «старшее поколение», поколение 40х гг. 19 в.,

дворяне-либералы

«дети» - «молодое поколение»

60х гг. 19 в.,

разночинцы-демократы





[политическое звучание]



III. Этап самостоятельного добывания знаний путём наблюдений и размышлений.



- Но только ли семейные взаимоотношения подразумевал Тургенев, давая роману такое название? – Конечно, нет.

- На какой ещё конфликт поколений указывает заголовок романа?

Поможет ответить на этот вопрос рассмотрение схемы «Этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети», которая заранее записана на доске:







За мысел





Ра бота над романом





Публикация




июль 1860 г.

о.Уайт

осень-зима 1860-61 гг. –

июль 1861 г.

Париж – Спасское-Лутовиново

февраль 1862 г.

ж. «Русский вестник»



Время действия в романе: 20 мая 1859 г. – зима 1860 г.

устное сообщение «Творческая история романа «Отцы и дети» (опрос по д/з)

Дополнительные вопросы:

- Зачем Тургенев применяет точную датировку событий в романе?

(он хочет вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке,

в которой происходит действие романа).

- 1859-60 гг. Что это за время для России?

(опрос по д/з: устное сообщение на тему «Эпоха, отражённая в романе».

Основные положения ответа:

- это период подготовки крестьянской реформы,

- время обострения политической борьбы между либералами и революционерами-

демократами,

- время, когда дворяне-аристократы утрачивают свою передовую общественную

роль, а разночинцы становятся реальной силой,

- происходит рождение нового героя эпохи.)

- Итак, каков же второй смысл названия романа?

(заполняется правая колонка схемы)

- Как вы думаете, какой конфликт – семейный или социальный – является главным

в произведении?

(- конечно, социальный.

В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова, разночинца - демократа, шестидесятника, с миром Кирсановых, либеральных дворян, аристократов, людей 40-х гг.)



- Можно ли выделить в романе главного героя? – да, безусловно.

- Почему именно Базаров становится им?

(Тургенев одним из первых стал замечать появление нового героя эпохи – разночинца-демократа, который пришёл на смену «лишним людям» из дворянского сословия. Как правдивый художник, Тургенев в образе Базарова точно воссоздаёт типичного представителя нового поколения, настойчиво пытаясь понять: кто же они такие, эти «новые люди»? Именно поэтому центральное место в романе занимает, конечно же, образ Базарова.)



- Пристальный интерес писателя к новому герою эпохи, человеку 60-х годов

определил и особенности композиции романа. В чём они заключаются?



1)  Схема «Система образов романа»

Пояснения

Образ Базарова занимает центральное место в романе (из 28 глав произведения он не появляется лишь в двух). Все остальные персонажи группируются вокруг главного героя, раскрываются во взаимоотношениях с ним, отчётливее оттеняют его облик, незаурядность его натуры.



Композицию романа можно назвать кольцевой, т.к. Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино–Никольское - дом родителей. Это позволяет писателю показать эволюцию героя, путь его духовного перерождения: к тем же людям во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за неё от нарастающей сложности реального мира.

Схема «Кольцевая композиция романа»

(через неё показана эволюция героя, путь его духовных исканий)

М арьино

(усадьба Кирсановых)





Никольское

(имение Одинцовой)



р одители Базарова

(небольшой домик мелкопоместных дворян







Дополнения учителя:

* Ещё одной особенностью композиции романа можно назвать то, что писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстаёт не вся жизнь героя, а лишь самые важные, узловые моменты его биографии.



- Прежде чем говорить о художественном своеобразии романа, следует отметить,

что Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, был сторонником «тайной

психологии». Он считал, что художник не должен передавать подробно движения

души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».

Наша задача сейчас – попытаться выявить и сформулировать эти средства.



* Запись в тетрадь:

Художественное своеобразие романа проявляется в следующих средствах «внешнего обнаружения психологии»:

  1. точная многозначительная деталь;

  2. портрет: одежда как отражение личности, возраста героев; выражение лица, мимика, жесты;

  3. диалогречь героев (у Тургенева – это одно из главных композиционных средств раскрытия характера героя);

  4. пейзаж, на фоне которого происходит то или иное событие.

- Откройте I главу романа. Чему посвящена большая её часть? – Это рассказ о

жизни Николая Петровича Кирсанова.

- Даёт ли автор какие-либо определения этому персонажу, характеризует ли его

открыто? – Нет.

- Но прочитав историю жизни Николая Петровича, мы можем сказать что-либо о

личности этого человека? О том, какой он? – Да, можем.

- Каким же предстаёт перед нами Николай Петрович?

(добрый, спокойный, мягкий, впечатлительный, любящий искусство)

- Что помогло вам сделать такие выводы? Почему вы решили, что отец Аркадия

именно такой, а не какой-либо другой?

(Прийти к таким выводам помогает весь тон повествования о Николае

Петровиче: использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

отбор фактов биографии.)

Вывод: Тургенев – мастер непрямой словесной характеристики персонажа.



- Во II главе мы впервые видим Базарова. Перечитайте сцену его первого появления. Что сразу же «бросается в глаза» читателю?

(обнажённая красная рука Базарова)

- Зачем Тургенев акцентирует внимание на этой многозначительной детали?

(Он сразу же противопоставляет Базарова окружающим его дворянам -

помещикам, показывая нам человека труда, человека дела, который не считает

нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском

быту.)



- Найдите и перечитайте первое появление Павла Петровича Кирсанова (IV глава).

Что сразу же поражает нас в этом человеке? Какие детали выделяет Тургенев? –

Красивые розовые ногти, белизна рукавчика.

Мы сразу понимаем, что перед нами аристократ, представитель высшей знати.



Вывод: точная многозначительная деталь и подробная, яркая портретная

характеристика героя – важные средства «внешнего обнаружения

психологии».



- Скажите, какая речь - монологическая или диалогическая – преобладает в романе «отцы и дети»?

(Конечно, диалогическая. Герои очень много разговаривают, спорят, делятся

мыслями.)



Вывод: диалог, речь героев – одно из главных средств раскрытия их

характера, личности.

- А какое место занимает пейзаж в романе?

(Тоже очень важное. Многие значительные события произведения сопровождаются описанием природы, которое помогает лучше понять психологическое

состояние героя в данный момент)



IV. Подведение итогов урока.



- Обобщая всё, сказанное сегодня на уроке, дайте определение понятию

«социально-психологический роман» и докажите, что произведение Тургенева

«Отцы и дети» можно назвать таковым.

- Ответы учащихся

*Социально-психологический роман – это произведение, в основе которого лежит острый социальный конфликт двух поколений – дворян-либералов и разночинцев-демократов, причем этот конфликт рассматривается как с социальной, так и с психологической точек зрения.

V. Домашнее задание.



  1. Учить записи в тетрадях.

  2. Выписать из текста глав I – ХI высказывания Базарова о любви, искусстве, природе, воспитании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!