СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание и диагностика уровня, динамики развития ребенка в соответствии с выполнением учебно-развивающих задач на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Оценивание и диагностика уровня, динамики развития ребенка в соответствии с выполнением учебно-развивающих задач на уроке

 

Возраст – это не только биологическое понятие, это показатель личностных изменений, происходящих с человеком на протяжении определенного отрезка времени. Развитие, протекающее в конкретный период, направляемое определенными анатомо-морфологическими изменениями в структуре мозга и организме в целом, определяется также процессами воспитания и образования. Возрастное развитие человека – это непрерывный процесс, каждый этап которого связан с ведущим образом деятельности, социально обусловлен и характеризуется появлением новых психических новообразований, изменений личности. Динамика изменений может быть резкой, стремительной, но очень часто она бывает медленной, постепенной.

Немецкий психолог Эрик Эриксон выделял 8 стадий, определяя жизнь человека как закономерную сменяемость этапов:

- младенчество (с рождения до года);

- ранний возраст (1- 3 года);

- дошкольный возраст (3-6,7 лет);

- подростковый возраст (7-12 лет);

- юность (13-18 лет);

- ранняя зрелость (третье десятилетие);

- средний возраст (четвертый и пятый десятилетия);

- поздняя зрелость (после шестого десятка жизни).

Каждый возраст характеризуется определенной социальной обусловленностью развития, характером взаимодействий человека с другими людьми в конкретный возрастной отрезок времени, ведущим видом деятельности и психическими новообразованиями.

Нас интересуют периоды, которые относятся так называемому подростковому и юношескому возрастным периодам развития.

Младший школьный возраст (ранний подростковый, 7-10 лет) характеризуется готовностью к обучению, формированием ответственности и приобретению новых специальных учебных навыков. Ведущая функция – учебная деятельность, сформировавшаяся сравнительно недавно, вместе с тем, познавательный интерес находится на среднем или низком уровне, потому как именно зрелая мотивация находится еще не на «высоте». Преимущественное положение занимают узколичные мотивы, завязанные на эмоциях – мотивы избегание наказания,  стремлении к благополучию, успеху, престижу.

Умственное  развитие в данном возрасте проходит через стадии:

- копирование порядка действий по образцу;

- формирование системы действий в рамках заданной модели;

- осуществление мыслительных операций с включением не только предметов (вещей), но и их свойств, отношений между собой.

В этот период бурно развивается речь, мышление и восприятие. На фоне формирования этих психических функций, ребенок учится осуществлять чтение, письмо, изобразительную деятельность, а также совершенствуется конструкторско-композиционная деятельность. Речь способствует повышению коммуникативной функции, навыков сотрудничества и объединения в стойкие рабочие или дружески окрашенный микрогруппы. Вместе с тем, способности к коммуникации не отличаются зрелостью, и отличаются по гендерным характеристикам – девочки более склонны к рефлексии, гибкости, способности к вербализации эмоций. Что же можно сформировать в качестве новообретенных свойств личности? Ребенок может сформировать способность к произвольной памяти и вниманию, составлению внутреннего плана действий, саморефлексии, осознанию себя как субъекта процесса обучения и появлению определенной позиции в принятии социальной роли (учащегося). Что касается социальных ролей, это вопрос немаловажный и довольно кропотливый, ведь любая социальная роль является общественно одобряемой моделью поведения человека, причем ориентированной на определенный статус. Статус учащегося – это обязанности, права, набор поведенческих паттернов (набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий), предъявляемых автоматически и по запросу окружающих ребенка в школе людей. Таким образом, становится понятно, что принятие социальной роли «учащегося» - это результат внешнего воздействия и мощнейшей внутренней подстройки ребенка под данные обстоятельства с получением нужного результата. Получается, что целью новообразований так или иначе, становится получение искомого результата, а именно подготовки и внедрения системы получения нужных учебных знаний, навыков учащимся. При всей незрелости познавательной мотивации, все-таки важен именно этот аспект, поскольку и приобретение новой социальной роли, и готовность к принятию новых знаний базируется на мотивации. А значит, педагог должен «вести за собой», учитывая особенности восприятии информации и возрастные особенности ребенка.

Подростковый возраст (10-15 лет) – период перехода от детства к взрослости. Личность обретает черты взрослости через протестные формы поведения по отношению к взрослым, однако это путь к истинной самостоятельности, пониманию своего места в социуме, расширению сфер деятельности подростка. Ведущей деятельностью является коммуникативная функция, через которую идет приобретение психических новообразований. Подросток уже не копирует окружающих авторитетных взрослых и «принимаемых» сверстников. Он формирует собственную систему ценностей, соответственно учится самооцениваться. Это достигает путем приобретения образа идеального «Я», которому стоит подражать и копировать. И если в младшем школьном возрасте образ идеального «Я» проецируется с авторитетного взрослого (учителя, родителя) на себя, то в подростковом важно осуществлять проекцию со своего сверстника или того человека, образ которого кажется идеальным (кумир). Поэтому главной ценностью для подростков становится система отношений со сверстниками, стремление найти верного партнера по общению, самоутвердиться за счет социального принятия в соответствующих группах. Протестные формы поведения могут быть инициированы заданными жесткими рамками взрослых, а может быть и переоценкой собственных возможностей, максимализм оценок к происходящему, по сути, отсутствие должной социальной адаптации. Все эмоциональные перепады, неуравновешенность складываются из суммы вышеописанного, а также того, что эндокринная система так же работает на формирование личности и организма взрослого. И в этих условиях очень сложно целенаправленно добиваться образовательного результата, однако важно научиться использовать именно доминирующие особенности этого возраста. Психическими новообразованиями этого возраста являются – чувство взрослости, способность к самооцениванию, устремленность в будущее (в том числе, в смысле профессионального самоопределения).

Школьный юношеский возраст (13-18 лет) – возраст вхождения во взрослый мир, переход на иной уровень самосознания. Это проявляется в стремлении выбрать свой путь, осознании жизненных перспектив и планов, критическом оценивании собственных особенностей и способностей, их приложении к общественной организации жизни. Правда, это оценивание  будет не вполне адекватным, поскольку картина реальности и ожидания молодого человека в этом возрасте не соответствуют друг другу. Слишком оптимистичный взгляд на свои перспективы, перемежающийся периодами мрачной оценки будущего, тревоги и безверия в себя – вот примерное содержание эмоциональных переживаний ребят этого возраста. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, где формируется готовность к профессиональному самоопределению.

Самое основное психологическое новообразование этого возраста – открытие своего внутреннего мира во всей  его сложности и представленности. Это означает, что человек имеет свою систему ценностей, ориентиры на будущее и установки на формирование близкого социального круга.

Как же можно оценить уровень развития ребенка этих трех возрастных групп? Для начала мы должны четко осознать –  само развитие предусматривает несколько составляющих, мы рассмотрим вопрос об интеллектуальном и морально-нравственном сферах развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Оценивание и диагностика уровня, динамики развития ребенка в соответствии с выполнением учебно-развивающих задач на уроке»

Оценивание и диагностика уровня, динамики развития ребенка в соответствии с выполнением учебно-развивающих задач на уроке


Возраст – это не только биологическое понятие, это показатель личностных изменений, происходящих с человеком на протяжении определенного отрезка времени. Развитие, протекающее в конкретный период, направляемое определенными анатомо-морфологическими изменениями в структуре мозга и организме в целом, определяется также процессами воспитания и образования. Возрастное развитие человека – это непрерывный процесс, каждый этап которого связан с ведущим образом деятельности, социально обусловлен и характеризуется появлением новых психических новообразований, изменений личности. Динамика изменений может быть резкой, стремительной, но очень часто она бывает медленной, постепенной.

Немецкий психолог Эрик Эриксон выделял 8 стадий, определяя жизнь человека как закономерную сменяемость этапов:

- младенчество (с рождения до года);

- ранний возраст (1- 3 года);

- дошкольный возраст (3-6,7 лет);

- подростковый возраст (7-12 лет);

- юность (13-18 лет);

- ранняя зрелость (третье десятилетие);

- средний возраст (четвертый и пятый десятилетия);

- поздняя зрелость (после шестого десятка жизни).

Каждый возраст характеризуется определенной социальной обусловленностью развития, характером взаимодействий человека с другими людьми в конкретный возрастной отрезок времени, ведущим видом деятельности и психическими новообразованиями.

Нас интересуют периоды, которые относятся так называемому подростковому и юношескому возрастным периодам развития.

Младший школьный возраст (ранний подростковый, 7-10 лет) характеризуется готовностью к обучению, формированием ответственности и приобретению новых специальных учебных навыков. Ведущая функция – учебная деятельность, сформировавшаяся сравнительно недавно, вместе с тем, познавательный интерес находится на среднем или низком уровне, потому как именно зрелая мотивация находится еще не на «высоте». Преимущественное положение занимают узколичные мотивы, завязанные на эмоциях – мотивы избегание наказания, стремлении к благополучию, успеху, престижу.

Умственное развитие в данном возрасте проходит через стадии:

- копирование порядка действий по образцу;

- формирование системы действий в рамках заданной модели;

- осуществление мыслительных операций с включением не только предметов (вещей), но и их свойств, отношений между собой.

В этот период бурно развивается речь, мышление и восприятие. На фоне формирования этих психических функций, ребенок учится осуществлять чтение, письмо, изобразительную деятельность, а также совершенствуется конструкторско-композиционная деятельность. Речь способствует повышению коммуникативной функции, навыков сотрудничества и объединения в стойкие рабочие или дружески окрашенный микрогруппы. Вместе с тем, способности к коммуникации не отличаются зрелостью, и отличаются по гендерным характеристикам – девочки более склонны к рефлексии, гибкости, способности к вербализации эмоций. Что же можно сформировать в качестве новообретенных свойств личности? Ребенок может сформировать способность к произвольной памяти и вниманию, составлению внутреннего плана действий, саморефлексии, осознанию себя как субъекта процесса обучения и появлению определенной позиции в принятии социальной роли (учащегося). Что касается социальных ролей, это вопрос немаловажный и довольно кропотливый, ведь любая социальная роль является общественно одобряемой моделью поведения человека, причем ориентированной на определенный статус. Статус учащегося – это обязанности, права, набор поведенческих паттернов (набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий), предъявляемых автоматически и по запросу окружающих ребенка в школе людей. Таким образом, становится понятно, что принятие социальной роли «учащегося» - это результат внешнего воздействия и мощнейшей внутренней подстройки ребенка под данные обстоятельства с получением нужного результата. Получается, что целью новообразований так или иначе, становится получение искомого результата, а именно подготовки и внедрения системы получения нужных учебных знаний, навыков учащимся. При всей незрелости познавательной мотивации, все-таки важен именно этот аспект, поскольку и приобретение новой социальной роли, и готовность к принятию новых знаний базируется на мотивации. А значит, педагог должен «вести за собой», учитывая особенности восприятии информации и возрастные особенности ребенка.

Подростковый возраст (10-15 лет) – период перехода от детства к взрослости. Личность обретает черты взрослости через протестные формы поведения по отношению к взрослым, однако это путь к истинной самостоятельности, пониманию своего места в социуме, расширению сфер деятельности подростка. Ведущей деятельностью является коммуникативная функция, через которую идет приобретение психических новообразований. Подросток уже не копирует окружающих авторитетных взрослых и «принимаемых» сверстников. Он формирует собственную систему ценностей, соответственно учится самооцениваться. Это достигает путем приобретения образа идеального «Я», которому стоит подражать и копировать. И если в младшем школьном возрасте образ идеального «Я» проецируется с авторитетного взрослого (учителя, родителя) на себя, то в подростковом важно осуществлять проекцию со своего сверстника или того человека, образ которого кажется идеальным (кумир). Поэтому главной ценностью для подростков становится система отношений со сверстниками, стремление найти верного партнера по общению, самоутвердиться за счет социального принятия в соответствующих группах. Протестные формы поведения могут быть инициированы заданными жесткими рамками взрослых, а может быть и переоценкой собственных возможностей, максимализм оценок к происходящему, по сути, отсутствие должной социальной адаптации. Все эмоциональные перепады, неуравновешенность складываются из суммы вышеописанного, а также того, что эндокринная система так же работает на формирование личности и организма взрослого. И в этих условиях очень сложно целенаправленно добиваться образовательного результата, однако важно научиться использовать именно доминирующие особенности этого возраста. Психическими новообразованиями этого возраста являются – чувство взрослости, способность к самооцениванию, устремленность в будущее (в том числе, в смысле профессионального самоопределения).

Школьный юношеский возраст (13-18 лет) – возраст вхождения во взрослый мир, переход на иной уровень самосознания. Это проявляется в стремлении выбрать свой путь, осознании жизненных перспектив и планов, критическом оценивании собственных особенностей и способностей, их приложении к общественной организации жизни. Правда, это оценивание будет не вполне адекватным, поскольку картина реальности и ожидания молодого человека в этом возрасте не соответствуют друг другу. Слишком оптимистичный взгляд на свои перспективы, перемежающийся периодами мрачной оценки будущего, тревоги и безверия в себя – вот примерное содержание эмоциональных переживаний ребят этого возраста. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность, где формируется готовность к профессиональному самоопределению.

Самое основное психологическое новообразование этого возраста – открытие своего внутреннего мира во всей его сложности и представленности. Это означает, что человек имеет свою систему ценностей, ориентиры на будущее и установки на формирование близкого социального круга.

Как же можно оценить уровень развития ребенка этих трех возрастных групп? Для начала мы должны четко осознать – само развитие предусматривает несколько составляющих, мы рассмотрим вопрос об интеллектуальном и морально-нравственном сферах развития учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!