СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные материалы по географии 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценочные материалы по географии 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Оценочные материалы по географии 10-11 класс»

Критерии оценки учебной деятельности по географии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4.Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4.Ответ самостоятельный.

5.Наличие неточностей в изложении географического материала.

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

9.Понимание основных географических взаимосвязей.

10.Знание карты и умение ей пользоваться.

11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.Имеются грубые ошибки в использовании карты.





Оценка письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.


Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

91-100% «5», 71-90% «4», 50-70% «3»


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

- Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

- Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

- Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

- Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

- Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

- Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

- Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

- Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



Тестовые работы


10 класс


«Человек и окружающая среда»

1. К исчерпаемым невозобновляемым природным ресурсам относятся:

1) земельные; 3) минеральные;

2) климатические; 4) биологические.

2. В настоящее время в топливно-энергетическом балансе мира интенсивно возрастает доля:

1) нефти; 3) природного газа;

2) угля; 4) атомной энергии.

3. Заполните пропуск в предложении:

К континентальному шельфу … приурочены месторождения нефти.

1) США; 3) Франции;

2) Индии; 4) Бразилии.

4. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена:

1) в Северном и Восточном полушариях;

2) в Северном и Западном полушариях;

3) в Южном и Восточном полушариях;

4) в Южном и Западном полушариях.

5. Наибольшие объёмы разведанных запасов нефти в мире находятся в:

1) Иране; 3) Кувейте;

2) ОАЭ; 4) Ираке.

6. Страной — лидером по разведанным запасам природного газа в мире является:

1) Кувейт; 3) США;

2) Саудовская Аравия; 4) Россия.

7. Половина всех мировых запасов угля приходится на долю:

1) Украины, Аргентины, Ливии;

2) Мексики, Египта, Монголии;

3) США, России, Китая;

4) Бразилии, Канады, Алжира.

8. Доля добычи топлива в мировой структуре добычи минерального сырья составляет:

1) 10%; 3) 50%;

2) 25%; 4) 70%.

9. Крупнейшим районом добычи олова является:

1) Северная Америка;

2) Латинская Америка; 3) Африка; 4) Юго-Восточная Азия.

10. Страной Западной Европы, обладающей мировыми запасами железной руды, является:

1) Великобритания; 3) Швеция;

2) Франция; 4) Германия.

11. Страной, располагающей крупными запасами алюминиевого сырья (бокситами), является:

1) Швеция; 3) Финляндия;

2) Австралия; 4) Греция.

12. Страной, обладающей крупными запасами медных руд, является:

1) Польша; 3) Афганистан;

2) Заир; 4) Япония.

13. Лотарингский железорудный бассейн находится в:

1) Германии; 3) Франции;

2) Польше; 4) Швеции.

14. Страной — лидером по добыче железной руды является:

1) Россия; 3) Индия;

2) Китай; 4) Украина.

15. Страной, обладающей крупными запасами серы, является:

1) Япония; 3) Италия;

2) Россия; 4) Австралия.

16. Заполните пропуск в предложении:

Основное месторождение янтаря расположено на шельфе… моря.

1) Аравийского; 3) Балтийского;

2) Средиземного; 4) Охотского.

17. В пятёрку стран — лидеров по размерам ресурсов пресных вод входит:

1) Бразилия; 3) Мексика;

2) Мьянма; 4) Вьетнам.

18. Доля гидроэнергии в структуре мирового потребления энергоресурсов составляет:

1) 1—15%; 3) 25—50%;

2) 16—24%; 4) более 50%.

19. Заполните пропуск в предложении:

Наибольшими запасами приливной энергии обладает …океан.

1) Атлантический; 3) Индийский;

2) Тихий; 4) Северный Ледовитый.

20. Для лесов северного лесного пояса планеты характерен следующий состав пород деревьев:

1) 1/3 — хвойные, 2/3 — лиственные;

2) 1/3 — хвойные, 1/3 — лиственные, 1/3 — вечнозелёные;

3) 2/3 — хвойные, 1/3 — лиственные;

4) 2/3 — хвойные, 1/3 — вечнозелёные.

21. Наибольшими запасами древесины обладают:

1) Швеция и Канада; 3) Сирия и Алжир;

2) Китай и Иран; 4) Мексика и Ливия.

22. К странам, агроклиматические ресурсы которых позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного, субтропического и тропического поясов, относятся:

1) Франция и Испания; 3) Канада и Украина;

2) Россия и Монголия; 4) Китай и Индия.

23. В структуре мирового земельного фонда среди сельскохозяйственных земель преобладают:

1) сады и виноградники; 3) пастбища;

2) луга; 4) пашни.

24. Величина площади пашни в расчёте на душу населения в мире:

1) увеличивается; 2) не изменяется; 3) уменьшается.

«Территориальная организация мирового сообщества»


«Политическая карта мира».

1. Островным государством является:

1) Мексика; 3) Монако;

2) Мальта; 4) Мьянма.

2. Страной, одновременно расположенной в Северном и Южном полушариях, является:

1) Мексика; 3) Сомали;

2) Испания; 4) Венесуэла.

3. Международное объединение государств, возглавляемое Великобританией, называется:

1) конституционной монархией;

2) СНГ;

3) Содружеством;

4) «Большой семёркой».

4. Укажите верное соответствие «страна — столица»:

1) США — Нью-Йорк; 3) Канада — Монреаль;

2) Иран — Тегеран; 4) Бразилия —Рио-де-Жанейро.

5. Столицей государства Латинской Америки является:

1) Кито; 3) Копенгаген;

2) Катманду; 4) Каир.

6. Остров, на котором находится территория трёх государств, называется:

1) Гренландией; 3) Новой Гвинеей;

2) Мадагаскаром; 4) Калимантаном.

7. Выберите группу стран, где правильно указано их расположение с запада на восток:

1) Перу, Чили, Парагвай, Боливия;

2) Франция, Италия, Венгрия, Румыния;

3) Марокко, Тунис, Ливия, Алжир;

4) Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма.

8. Выход к Атлантическому океану имеет:

1) Гайана; 3) Боливия;

2) Эквадор; 4) Перу.

9. Государство Латинской Америки, столица которого находится в области с максимальными значениями абсолютных высот, — это:

1) Чили; 3) Мексика;

2) Перу; 4) Боливия.

10. Столица, которая является одновременно крупным морским портом:

1) Мехико; 3) Каракас;

2) Бразилиа; 4) Кито.

11. Общую границу с Россией имеет:

1) Болгария; 3) Чехия;

2) Норвегия; 4) Словакия.

12. Примером объединения в одно государство в зарубежной Европе в начале 90-х гг. XX в. служит:

1) Югославия; 3) Германия;

2) Хорватия; 4) Чехословакия.

13. Самым крупным по площади государством зарубежной Азии является:

1) Казахстан; 3) Индия;

2) Китай; 4) Иран.

14. Город Коломбо является столицей:

1) Мальдивской Республики; 3) Пакистана;

2) Непала; 4) Шри-Ланки.

15. Столицей страны «переселенческого капитализма» является:

1) Токио; 3) Мадрид;

2) Оттава; 4) Сеул.

16. Укажите верное соответствие «страна — столица»:

1) Польша — Таллин; 3) Канада — Монреаль;

2) Дания — Бонн; 4) Иран — Тегеран.

17. Все три государства — Великобритания, Швеция и Финляндия — являются:

1) членами ОПЕК; 3) членами ЕС;

2) членами НАТО; 4) нейтральными странами.

18. Членом НАТО является:

1) Финляндия; 3) Канада;

2) ЮАР; 4) Израиль.

19. В прошлом колонией Великобритании была:

1) Ангола; 3) Мали;

2) Индонезия; 4) Индия.

20. Страной-монархией является:

1) Ирландия; 3) Финляндия;

2) Италия; 4) Швеция.

21. Новейший период формирования политической карты мира связывают:

1) с началом XIX в.;

2) с началом ХХ в.;

3) с окончанием Второй мировой войны;

4) с изменениями на политической карте мира в 90-е гг.

XX в.

22. В историю как Год Африки вошёл:

1) 1900 год; 3) 1950 год;

2) 1920 год; 4) 1960 год.

23. В 1959 г. в Западном полушарии образовалось социалистическое государство:

1) Мексика; 3) Аргентина;

2) Куба; 4) Ямайка.

24. Форма государственного устройства, при которой государства имеют в своём составе самоуправляющиеся единицы, называется:

1) республикой; 3) федеративным государством;

2) монархией; 4) унитарным государством.

25. Государство, владеющее колониями, называется:

1) метрополией; 3) автономией;

2) протекторатом; 4) анклавом.

26. Полоса акватории моря или океана шириной до 12 морских миль называется:

1) континентальным шельфом;

2) территориальными водами;

3) экономической зоной;

4) особым территориальным режимом.

27. Самым большим по численности населения федеративным государством является:

1) Китай; 3) Индия;

2) США; 4) Россия.

28. Столицей одной из стран, относящихся к наиболее развитым государствам, является:

1) Канберра; 3) Каракас;

2) Сеул; 4) Нью-Дели.

29. Страной с республиканской формой правления является:

1) Финляндия; 3) Токио;

2) Норвегия; 4) Швеция.

30. Унитарным государством является:

1) Индия; 3) ОАЭ;

2) Китай; 4) Пакистан.

31. Абсолютной монархией является:

1) Саудовская Аравия; 3) Таиланд;

2) Норвегия; 4) Малайзия.

32. Выберите верный ответ. Новые индустриальные страны — это:

1) Южная Корея, Гонконг, Тайвань;

2) Алжир, Венесуэла, Ливия;

3) Бразилия, Индия, Аргентина;

4) Чад, Непал, Лаос.

33. Выберите верный ответ. Монархии — это:

1) Турция, Греция, Испания;

2) Великобритания, Нидерланды, Бельгия;

3) США, Канада, Чили;

4) Франция, Италия, Португалия.

34. К экономически развитым странам относятся:

1) США, Япония, Китай;

2) США, Япония, Индия;

3) США, Япония, Канада;

4) США, Япония, Бразилия.

«География населения».

1. Выберите верное утверждение:

1) по темпам роста населения последнее место среди регионов мира занимает Латинская Америка;

2) резкое увеличение численности населения мира главным образом в развивающихся странах в середине ХХ в. называется субурбанизацией;

3) по сравнению с началом ХХ в. население планеты за столетие увеличилось в 2 раза;

4) китайско-тибетская семья является второй по численности, а крупнейшая языковая группа в её составе — китайская.

2. Выберите верное утверждение:

1) для современного типа воспроизводства населения характерна высокая рождаемость;

2) наименее урбанизированным регионом мира является

Европейский регион;

3) во всех странах Азии господствующей религией является ислам;

4) новый крупный район трудовой иммиграции сложился в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар и др.).

3. Выберите верное утверждение:

1) регионом с высокой долей пожилого населения является Западная Европа;

2) Монголия является многонаселённым государством;

3) по численности населения Россия входит в первую тройку стран мира;

4) к однонациональным государствам относятся Дания, Швеция, США.

4. Выберите верное утверждение:

1) доля городского населения в Азии в 2 раза меньше, чем в Африке;

2) уровень урбанизации стран Африки выше, чем в зарубежной Азии;

3) для развитых стран характерна повышенная доля мужчин в половой структуре населения;

4) примерно 3/5 населения мира сосредоточено в 10 крупнейших по численности населения странах.

5. Средняя плотность населения мира составляет:

1) 100 чел./км2; 3) 25 чел./км2;

2) 45 чел./км2; 4) 10 чел./км2.

6. Заполните пропуск в предложении:

Наибольшая часть населения стран Восточной Европы относится к … языковой группе.

1) германской; 3) балтийской;

2) славянской; 4) романской.

7. Отрицательный естественный прирост населения (–2 человека на 1 тыс. жителей) характерен для региона:

1) Северная Африка; 3) Австралия и Океания;

2) Юго-Западная Азия; 4) Восточная Европа.

8. Страной, в которой естественный прирост населения наибольший, является:

1) Нигер; 3) Латвия;

2) Индия; 4) Китай.

9. Страной, в которой доля детей в возрастной структуре населения наибольшая, является:

1) Ирландия; 3) Австралия;

2) Нигер; 4) Канада.

10. Страной, имеющей наибольшую среднюю плотность населения, является:

1) Австралия; 3) Россия;

2) Канада; 4) США.

11. Страной, где естественный прирост населения отрицательный, является:

1) Индонезия; 3) Аргентина;

2) Чад; 4) Германия.

12. Закончите определение: Естественным приростом населения называется…

1) число родившихся в течение года на определённой территории;

2) число умерших за год на определённой территории;

3) разность между числом родившихся и числом умерших за определённое время, например за год;

4) изменение численности населения естественным, биологическим путём.

13. Экономически активное население в развитых странах составляет:

1) более 90%; 3) 50%;

2) около 70%; 4) 20—30%.

14. Однонациональным государством является:

1) Индия; 3) Швеция;

2) Нигерия; 4) Бельгия.

15. Среди взрослого населения Африки неграмотные составляют:

1) менее 10%; 3) 20—30%;

2) 10—20%; 4) более 50%.

16. Более 50% всех иммигрантов в Юго-Западной Азии находят работу в:

1) Иране; 3) Саудовской Аравии;

2) Ливане; 4) ОАЭ.


17. Численность населения Земли оценивается в:

1) 1 млрд человек; 3) 7 млрд человек;

2) 4 млрд человек; 4) более 8 млрд человек.

18. 70% населения Земли сосредоточено на:

1) 7% территории суши; 3) 20% территории суши;

2) 10% территории суши; 4) 50% территории суши.

19. Основная масса людей проживает в:

1) субарктическом, умеренных, тропических климатических поясах;

2) умеренных, субтропических, тропических климатических поясах;

3) умеренных, субтропических, субэкваториальных климатических поясах;

4) субтропических, тропических, субэкваториальных климатических поясах.

20. Самая высокая плотность населения (около 900 чел./км2) в:

1) Бангладеш; 3) Китае;

2) Бразилии; 4) США.

21. Значения показателей рождаемости, смертности, естественного прироста измеряются в:

1) абсолютных единицах;

2) процентах;

3) промилле;

4) количестве людей на 1 км2.

22. Регионом, характеризующимся наибольшей концентрацией населения, является:

1) Африка; 3) зарубежная Азия;

2) зарубежная Европа; 4) Северная Америка.

23. Страной, большая часть населения которой проживает в горных районах (выше 1000 м над уровнем океана), является:

1) Афганистан; 3) Боливия;

2) Швеция; 4) Куба.

24. Группой стран, для которых характерна низкая плотность населения, является:

1) Испания, Португалия, Пакистан;

2) Турция, ЮАР, Филиппины;

3) Дания, Мьянма, Республика Корея;

4) Канада, Ливия, Монголия.

25. Группой стран, в половой структуре населения которых преобладают мужчины, является:

1) Болгария, Египет, Норвегия, Марокко;

2) Алжир, Турция, Иран, Китай;

3) Боливия, Мексика, Индия, Япония;

4) Греция, Ирак, Швеция, ЮАР.

26. Группой стран, характеризующихся низким естественным приростом населения, является:

1) Бельгия, Швеция, Латвия, Финляндия;

2) Албания, Украина, Латвия, Никарагуа;

3) Боливия, Венесуэла, Германия, Австрия;

4) Ангола, Лаос, Чехия, Словакия.

27. Страной, в возрастной структуре населения которой преобладают пожилые люди, является:

1) Кения; 3) Австралия;

2) Мексика; 4) Руанда.

28. Заполните пропуск в предложении:

В мире преобладают представители … расы.

1) европеоидной; 3) негроидной;

2) монголоидной; 4) австралоидной.

29. Заполните пропуск в предложении:

Метисы — это потомки от браков представителей … рас.

1) европеоидной и монголоидной;

2) европеоидной и негроидной;

3) монголоидной и негроидной;

4) разных.


30. Более половины человечества проживает:

1) во внутренних районах материков, более чем в 500 км от побережья;

2) в 50-километровой полосе вдоль побережий;

3) в 200-километровой полосе вдоль побережий;

4) на островах.

31. Крупнейшим центром притяжения иностранных рабочих в настоящее время является:

1) Австралия; 3) Восточная Азия;

2) страны ЕС; 4) Латинская Америка.

32. Страной, относящейся ко второму типу воспроизводства населения («демографическая весна»), является:

1) Канада; 3) Франция;

2) Индия; 4) Швеция.

33. Городской агломерацией с численностью населения более 15 млн человек является:

1) Каир; 3) Мехико;

2) Дели; 4) Джакарта.

34. Страной, на большей части территории которой плотность населения составляет менее 1 человека на 1 км2, является:

1) Лаос; 3) Чехия;

2) Австралия; 4) ЮАР.


«География культуры, религий, цивилизаций».

1. Мировыми религиями являются:

1) христианство, ислам, синтоизм;

2) буддизм, индуизм, иудаизм;

3) буддизм, христианство, ислам;

4) ислам, христианство, конфуцианство.

2. Страной, в религиозной структуре населения которой преобладают мусульмане, является:

1) Албания; 3) Венгрия;

2) Болгария; 4) Греция.

3. Самой многонаселённой мусульманской страной является:

1) Австрия; 3) Китай;

2) Австралия; 4) Индонезия.

4. Большинство католиков проживает в:

1) Азии; 3) Европе;

2) Африке; 4) Латинской Америке.

5. Священным местом для католиков является:

1) Рим; 3) Мекка и Медина;

2) Иерусалим; 4) Лумбини.

6. Страна, в которой основной религией является буддизм, — это:

1) Шри-Ланка; 3) Канада;

2) Венгрия; 4) Саудовская Аравия.

7. Страной, в которой распространено конфуцианство, является:

1) Турция; 3) Китай;

2) Япония; 4) Иран.

«География мировой экономики».

1. Выберите верное утверждение:

1) импорт — это вывоз товаров в другие страны;

2) импорт — это денежные средства, выделенные государством каким-либо регионам, отраслям, социальным группам;

3) импорт — это наука о народонаселении, его воспроизводстве;

4) импорт — это ввоз товаров в страну из других государств.

2. Закончите предложение:

Международное географическое разделение труда предполагает … .

1) неравномерное размещение ресурсов и товаров по странам мира;

2) специализацию отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и последующий обмен ими;

3) одинаковые для всех стран мира затраты на производство и доставку продукции;

4) ввоз в страну товаров или капиталов из других стран.

3. Выберите верное утверждение:

1) Европейский союз является примером отраслевой экономической интеграции;

2) по общей длине нефте- и газопроводов первое место в мире принадлежит США, второе — России, третье —Германии;

3) географическая модель современного мирового хозяйства имеет моноцентрический характер;

4) влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства проявляется в сокращении доли животноводства.

4. Выберите верное утверждение:

1) крупнейшая ГЭС Латинской Америки находится на реке Парана, Северной Америки — на реке Колумбия;

2) районы нового промышленного освоения находятся на перекрёстке транспортных путей международного значения;

3) Медный пояс в Африке располагается на территории таких стран, как Заир, Замбия и Танзания;

4) к числу региональных экономических сообществ относятся НАТО, АСЕАН, ОПЕК.

5. Высокие показатели валового внутреннего продукта на душу населения, высокая доля непроизводственной сферы в структуре хозяйства, преобладание обрабатывающих отраслей в структуре промышленности характерны для:

1) новых индустриальных стран;

2) наименее развитых развивающихся стран;

3) нефтеэкспортирующих развивающихся стран;

4) всех развивающихся стран.

6. Территориальная структура мировой промышленности зависит главным образом от:

1) концентрации трудовых ресурсов;

2) размещения крупных промышленных районов;

3) богатства природных ресурсов;

4) уровня развития социальной структуры.

7. Основным фактором, влияющим на размещение выплавки алюминия, является:

1) экологический; 3) энергетический;

2) потребительский; 4) тяготение к центрам науки.

8. Причиной того, что чёрная металлургия во многих развитых странах мира тяготеет к морским портам, является:

1) потребность производства в большом количестве воды;

2) переход на более дешёвую импортную руду;

3) развитие металлоёмкой отрасли — судостроения;

4) растущий экспорт чугуна и стали из развитых стран.

9. Особую роль в развитии хозяйства мира в период НТР приобрела:

1) электроэнергетика; 3) чёрная металлургия;

2) лесная 4) пищевая промышленность; промышленность.

10. Типом историко-экономической структуры хозяйства, характерным в настоящее время для развивающихся стран, является:

1) аграрный; 3) постиндустриальный;

2) аграрно- индустриальный; 4) индустриальный.

11. Заполните пропуск в предложении:

Через свободные экономические зоны проходит около…% мирового товарооборота.

1) 0,2; 2) 3; 3) 10; 4) 45.

12. На долю добывающей промышленности в мировом промышленном производстве приходится:

1) около 1/10; 3) около 6/10;

2) более 3/10; 4) более 9/10.

13. Экстенсивное сельское хозяйство характерно для:

1) Монголии и Бангладеш; 3) ФРГ и Франции;

2) Дании и Швеции; 4) США и Канады.

14. Выберите верное соответствие «морской порт — груз, на транспортировке которого он специализируется»:

1) Тубаран (Бразилия) — медная руда;

2) Ричардс-Бей (ЮАР) — железная руда;

3) Рас-Таннура (Саудовская Аравия) — нефть;

4) Роттердам (Германия) — глинозём.

15. Страна, являющаяся лидером по уровню автомобилизации, — это:

1) Германия; 3) США;

2) Италия; 4) Польша.

16. Заполните пропуск в предложении:

В составе машиностроения мира насчитывается более …отраслей.

1) 10; 2) 30; 3) 50; 4) 70.

17. Одним(ми) из основных компонентов «зелёной революции» является(ются):

1) химизация и механизация;

2) создание аграрно-промышленных объединений;

3) электрификация;

4) развитие исключительно фермерских хозяйств.

18. Страны Тропической Африки характеризуются:

1) самым низким уровнем индустриализации в мире;

2) ведущей ролью промышленности в экономике;

3) высоким уровнем развития непроизводственной сферы

хозяйства;

4) ведущей ролью железных дорог в грузообороте.

19. Монокультурная специализация сельского хозяйства характерна для:

1) Уганды; 3) Испании;

2) Китая; 4) Аргентины.

20. 9/10 мирового сбора риса приходится на страны:

1) Юго-Западной и Южной Азии;

2) Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии;

3) Латинской Америки;

4) Северной Африки и Южной Европы.

21. Выберите верное утверждение:

1) животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства Индии;

2) Турция по добыче и экспорту хромитовых руд занимает одно из ведущих мест в мире;

3) население стран Северной Африки равномерно размещено по территории;

4) в Иордании ведутся разработки нефти мирового значения.

22. Выберите верное утверждение:

1) в отраслевой структуре стран Юго-Западной Азии преобладает чёрная металлургия;

2) Флорида и Техас являются крупнейшими нефтедобывающими штатами США;

3) основным направлением животноводства Аргентины является свиноводство;

4) кукурузный пояс США располагается на Среднем Западе.

23. В мировом промышленном производстве лидером является:

1) Канада; 3) Россия;

2) США; 4) Япония.

24. Страной с наибольшим объёмом добычи нефти в мире является:

1) Мексика; 3) Венесуэла;

2) Саудовская Аравия; 4) ОАЭ.

25. Одним из сложившихся в настоящее время «железорудных мостов» является:

1) Австралия — Россия;

2) Бразилия — Западная Европа;

3) Канада — Мексика;

4) Западная Европа — Северная Африка.

26. В мировой выплавке стали на долю зарубежной Азии приходится:

1) 22%; 2) 42%; 3) 62%; 4) 82%.

27. Из всего добываемого природного газа в международную торговлю поступает:

1) около 50%; 3) 15—20%;

2) 30—45%; 4) 50—60%.

28. В мировой химической промышленности сложилось четыре главных региона:

1) США, зарубежная Европа, СНГ, Япония;

2) США, зарубежная Азия, Россия, Япония;

3) зарубежная Европа, Латинская Америка, Китай, СНГ;

4) Россия, Япония, зарубежная Европа, США.

29. Странами, для которых лесная и деревообрабатывающая промышленность — важная отрасль международной специализации, являются:

1) Норвегия и Дания;

2) Швеция и Финляндия;

3) Великобритания и Нидерланды;

4) Швеция и Франция.

30. Отрасль — лидер мировой промышленности по числу занятых и по стоимости производимой продукции, — это:

1) электроэнергетика;

2) машиностроение;

3) химическая промышленность;

4) лёгкая промышленность.


11 класс

«Региональная география и страноведение»


1. Доля индейского населения относительно велика в:

1) Боливии; 3) США;

2) Аргентине; 4) Канаде.

2. Рурский каменноугольный бассейн находится в:

1) Германии; 3) Франции;

2) Польше; 4) Швеции.

3. Страной Африки, обладающей самыми разнообразными разведанными минеральными ресурсами, является:

1) Гвинея; 3) Эфиопия;

2) Сенегал; 4) ЮАР.

4. Странами, обладающими наибольшими запасами древесины, являются:

1) Швеция и Канада; 3) Индия и Лаос;

2) Китай и Вьетнам; 4) США и Мексика.

5. Заполните пропуск в предложении:

По территории … протягивается Медный пояс.

1) Алжира и Мали; 3) Египта и Судана;

2) Мозамбика и ЮАР; 4) ДР Конго и Замбии.

6. Единственной индустриально-аграрной страной Африки является:

1) Замбия; 3) Уганда;

2) Гвинея; 4) ЮАР.

7. Среди стран зарубежной Европы ведущие позиции по добыче нефти на шельфе Северного моря занимает:

1) Великобритания; 3) Финляндия;

2) Исландия; 4) Греция.

8. Среди стран зарубежной Европы лидером по добыче природного газа является:

1) Великобритания; 3) Норвегия;

2) Нидерланды; 4) Румыния.

9. Две третьих населения Канады живёт:

1) на севере страны;

2) на юге страны;

3) вдоль восточного побережья страны;

4) вдоль западного побережья страны.

10. Исключительное богатство недр каменным углём, медной, марганцевой и урановой рудами, золотом, алмазами характерно для:

1) Бразилии; 3) Индии;

2) Японии; 4) ЮАР.

11. Мировым лидером по разведанным запасам нефти является:

1) Египет; 3) Саудовская Аравия;

2) Венесуэла; 4) Кувейт.

12. Мировым лидером по разведанным запасам природного газа является:

1) Кувейт; 3) США;

2) Саудовская Аравия; 4) Россия.

13. Крупнейшими запасами медных руд обладают:

1) США, Канада, Австралия;

2) Замбия, ДР Конго, Зимбабве;

3) Германия, Франция, Италия;

4) Гватемала, Ямайка, Суринам.

14. Странами, обладающими богатыми лесными ресурсами, являются:

1) Россия, Канада, Бразилия;

2) Камерун, Украина, США;

3) Сомали, Польша, Аргентина;

4) Перу, Конго, Индия.

15. Для стран Латинской Америки характерна(ен):

1) относительная бедность природными ресурсами;

2) однородность этнического состава населения;

3) наиболее высокий среди развивающихся стран уровень индустриализации;

4) развитая транспортная сеть.

16. Австралия характеризуется:

1) бедностью природных ресурсов;

2) небольшой численностью и плотностью населения при невысоком уровне рождаемости;

3) преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики страны;

4) преобладанием продукции машиностроения в структуре экспорта.

17. Гидроэнергетический комплекс «Итайпу» находится на реке:

1) Амазонка; 3) Парана;

2) Ориноко; 4) Уругвай.

18. Страной — экспортёром железной руды является:

1) Япония; 3) Австралия;

2) Индонезия; 4) Таиланд.

19. Мировым лидером по производству телевизоров является:

1) Китай; 3) Малайзия;

2) Япония; 4) Республика Корея.

20. Страной, специализирующейся на нефтедобывающей промышленности, является:

1) Великобритания; 3) Португалия;

2) Болгария; 4) Чехия.

21. Причиной размещения центров производства алюминия на территории Норвегии, Швейцарии, Германии и Австрии служит:

1) наличие сырья;

2) наличие трудовых ресурсов;

3) наличие мощных источников электроэнергии;

4) наличие свободной территории.

22. Странами зарубежной Европы, образующими главный «лесной цех» региона, являются:

1) Бельгия и Дания; 3) Австрия и Венгрия;

2) Швеция и Швейцария; 4) Швеция и Финляндия.

23. Страной Африки с развитой золотодобывающей промышленностью является:

1) Замбия; 3) Чад;

2) Египет; 4) ЮАР.

24. Страной, в структуре электроэнергетики которой преобладают ГЭС, является:

1) Норвегия; 3) ЮАР;

2) Малайзия; 4) Великобритания.

25. Страной, в которой практически вся электроэнергия вырабатывается на АЭС, является:

1) Канада; 3) Германия;

2) Франция; 4) Испания.

26. Страной, имеющей самый высокий показатель производства электроэнергии на душу населения, является:

1) США; 3) Австралийский Союз;

2) Бразилия; 4) Норвегия.

27. Государственным языком Бразилии является:

1) английский; 3) португальский;

2) испанский; 4) французский.

28. Основная часть населения стран Латинской Америки исповедует:

1) католицизм; 3) православие;

2) протестантизм; 4) индуизм.

29. Страна, в которой находится Мекка — священное место для мусульман, — это:

1) Пакистан; 3) Китай;

2) Индия; 4) Саудовская Аравия.

30. Однонациональной страной зарубежной Азии является:

1) Индия; 3) Вьетнам;

2) Индонезия; 4) Япония.

«Роль географии в решении глобальных проблем человечества»

Вариант 1

 

 1. Какое утверждение вы считаете неверным?

 а) По мере истощения минеральных ресурсов суши люди все чаще будут использовать морскую воду для получения различных химических элементов.

 б) Добыча нефти на морском шельфе исключает загрязнение Мирового океана.

 в) Площадь тропических лесов сокращается настолько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезновение многих видов растений и животных.

 г) В конце XX в. на первый план выдвинулись экономические и демографические проблемы.

 

 2. Выберите правильные утверждения.

 а) В ближайшее время, решающее воздействие на численность и воспроизводство населения Земли будут оказывать развивающиеся страны.

 б) Снижение темпов роста городского населения в развитых странах будет способствовать возрождению традиции многодетных семей.

 в) Рост городского населения в развивающихся странах будет опережать реальное развитие городов.

 г) В странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов, большая часть населения занята в промышленности.

 

 3. В какой из указанных стран использование геотермальной энергии позволяет решить энергетическую проблему?

 а) Франция;

 б) Исландия;

 в) Ирландия;

 г) Россия;

 д) Бразилия.

 

 4. Какой из приведенных прогнозов изменения состояния окружающей среды подходит и для Лондона, и для Бомбея, и для Парижа?

 а) Увеличение количества автомобилей в крупных городах способствует сильной загазованности их атмосферы.

 б) Продолжающееся загрязнение воды будет приводить к ежегодным вспышкам холеры.

 в) Дальнейший рост численности населения вызовет ухудшение экологической обстановки, особенно в пригородной зоне.

 г) Строительство новых нефтяных причалов приведет к общему загрязнению прибрежных вод.

 

 5. Подумайте о том, какое влияние может оказать браконьерство в африканских заповедниках и национальных парках на природу и хозяйство этого региона. Выберите правильные ответы.

 

 а) Регулярное истребление браконьерами чересчур расплодившихся животных способствует сохранению природного баланса.

 б) Сильное сокращение количества животных в ряде национальных парков снизит их посещаемость туристами.

 в) Продажа убитых животных способствует росту благосостояния населения.

 г) Многие виды животных, на которых ведется охота, окажутся на грани полного истребления.

 д) Браконьерство способствует решению продовольственной проблемы.

 

 6. Выберите среди указанных утверждений верное доказательство того, что проблема здоровья человечества будет носить глобальный характер и в третьем тысячелетии.

 а) К концу XX в. по всему миру были достигнуты успехи в борьбе с такими инфекционными заболеваниями, как холера, оспа, полиомиелит.

 б) Успешное развитие генной инженерии привело к тому, что во всех странах мира идут работы по выведению нового вида — «человек здоровый».

 в) Число людей, инфицированных СПИДом, приближается к 30 млн человек и продолжает расти.

 г) Для некоторых районов мира настоящим бедствием стала «зобная болезнь», связанная с пониженным содержанием соединений йода в воде и пище.

 

 7. Дополните предложение.

 Расширение площади сельскохозяйственных и рыбопромысловых угодий — это ………… путь решения продовольственной проблемы.

 

 8. Продолжите предложение.

 В пределах Мирового океана и контактной зоны “океан — суша”, возникла особая составная часть мирового хозяйства — …………………………………

 

 9. Когда энергетическая и сырьевая проблемы проявились наиболее остро?

 а) В каменном веке;

 б) с началом эпохи НТР;

 в) в 70-е гг. XX в.;

 г) в 90-е гг. XX в.;

 д) в 2000 г.

 

 10. В настоящее время большинство глобальных проектов связано с освоением:

 а) космоса;

 б) Мирового океана;

 в) лесов Амазонии;

 г) Сахары;

 д) Антарктиды.

 

 

 Вариант 2

 1. Какое из приведенных утверждений вы считаете неверным?

 а) Медленные изменения в экономике развивающихся стран будут способствовать сохранению спроса на дрова и соответственно вырубке лесов.

 б) Увеличение численности населения в развивающихся странах благоприятно скажется на качестве воды в них.

 в) Из-за усиления воздействия человека на природу число охраняемых территорий будет расти.

 г) Все перечисленные утверждения неверны.

 

 2. Какие последствия может иметь уничтожение морских микроорганизмов и водорослей? Выберите правильные варианты ответов:

 а) сократится количество рыб и морских животных;

 б) воды Мирового океана станут чище;

 в) понизится количество кислорода в атмосфере;

 г) увеличится количество китов.

 

 3. Какая из указанных стран решает свои энергетические проблемы путем расширения добычи природного газа на шельфе моря?

 а) Нидерланды;

 б) Монголия;

 в) Исландия;

 г) Бразилия;

 д) Ливия.

 

 4. Южная и Юго-Восточная Азия являются одними из самых густонаселенных регионов мира. Выберите виды хозяйственной деятельности населения, которые способствуют обезлесению в этих регионах:

 а) вырубка лесов для увеличения площади пашни;

 б) использование дров в качестве топлива;

 в) экспорт ценных пород дерева;

 г) активная пересадка деревьев для озеленения крупных городов.

 

 5. Известно, что при добыче и транспортировке нефти часто происходят утечки, наносящие природе огромный ущерб. Выберите наиболее реальные меры обеспечения экологической безопасности при добыче нефти на Аляске и ее транспортировке к основной территории США по нефтепроводу:

 а) прокладка нефтепровода в районах мерзлоты над поверхностью земли с учетом рельефа и путей миграции животных;

 б) круглосуточная охрана нефтепровода, строгое соблюдение техники безопасности;

 в) извлечение нефти только из верхних нефтеносных пластов;

 г) приглашение опытных рабочих из Саудовской Аравии и непальских шерпов для обслуживания горных участков нефтепровода;

 д) тщательный подбор кадров, сокращение рабочей смены и законодательное введение максимального срока работы в полярных условиях.

 

 6. Найдите неверное доказательство того, что проблема здоровья человечества является глобальной.

 а) Здоровье является основой полноценной жизни и деятельности каждого человека.

 б) Физическое здоровье человека следует рассматривать в отрыве от нравственно-психического.

 в) Несмотря на успехи медицины, многие болезни продолжают ежегодно уносить миллионы жизней

 г) Продолжительность жизни в большинстве стран мира остается низкой.

 

 7. Дополните предложение.

 Повышение биологической продуктивности сельскохозяйственных угодий — это ……….. путь решения продовольственной проблемы.

 

 8. Продолжите предложение.

 Управляемый процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные условия и сохранения природы, и для жизни людей, называется ………..

 

 9. Выберите регионы, для которых опасность опустынивания очень высока:

 а) Северная Европа; в) Северная Африка;

 б) Юго-Восточная Азия; г) Юго-Западная Азия;

 д) Антарктида.

 


 10. Выберите варианты, где указаны названия глобальных гипотез:

 а) устойчивое развитие;

 б) парниковый эффект;

 в) энергетическое использование Гольфстрима;

 г) стабилизация численности населения Земли;

 д) «золотой миллиард».

  

 Ключ к тесту.

Вариант 1 

 1. б. 2. а; в. 3. б. 4. а; б; в. 5. б; г. 6. в. 7. Экстенсивный. 

 8. Морское хозяйство. 9. в. 10. б.


Вариант 2

 1. б. 2. а; в. 3. а. 4. а; б; в. 5. а; б; д. 6. б. 7. Интенсивный. 

 8. Устойчивым развитием. 9. в; г. 10. б; г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!