СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание метапредметных умений по методике Репкиной -Заики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оценивание метапредметных умений по методике Репкиной -Заики»

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ



Наиболее существенной особенностью Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования является его принципиальная ориентированность на результаты, а также на «…формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, с.3].

Выделяют четыре группы основных универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Перед педагогами и психологами стоит задача разработки технологии их формирования, а также инструментария для определения их уровня развития у учащихся, а также определения эффективности деятельности педагога.

В пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова представлены возрастные особенности их развития, а также представлены типовые задачи (методики), позволяющие отслеживать это развитие [1]. Однако мы считаем, что регулятивные учебные действия представлены не в полном объеме, кроме того, работая по технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова накоплен опыт по диагностике их сформированности у учащихся 1-6 классов. Этому и посвящена данная статья.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Показателем их развития служат параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия [2].

Обратимся к представленному уже пособию и выделим регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) — способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

  1. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

  • формирование основ оптимистического восприятия мира [1, с.77].

В пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» Г.В. Репкиной и Е.В. Заики, вышедшей в серии «Библиотека развивающего обучения» в 1993 году эти действия были выделены более конкретно [4].

В трактовке данных авторов компонентами учебной деятельности являются: учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действие контроля и действие оценки.

Учебно-познавательный интерес отнесен к личностным универсальным учебным действиям, определяющим смыслообразование деятельности учащихся.

Г.В. Репкина, Е.В. Заика описывают уровни сформированности данных компонентов учебной деятельности, их общую характеристику и диагностические признаки. Уровни представлены и в таблицах с описание основных диагностических признаков. Данные таблицы представлены и в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» с ссылкой на данных авторов.

Для более обобщенной картины мы поместили все эти описание в одну таблицу (таблица 1.)

Таблица 1

Уровни компонентов учебной деятельности


Компоненты учебной

деятельности

Уровни

сформиро- ванности


Название уровня

1

2

3

Учебно- познаватель- ный интерес

  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень

  4. уровень

  5. уровень

  6. уровень

Отсутствие интереса Реакция на новизну Любопытство

Ситуативный учебный интерес

Устойчивый учебно-познавательный интерес Обобщенный учебно-познавательный интерес

Целеполага- ние

  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень


  1. уровень

  2. уровень


  1. уровень

Отсутствие цели

Принятие практической задачи

Переопределение познавательной задачи в практическую

Принятие познавательной задачи

Переопределение практической задачи в познавательную

Самостоятельная постановка новых учебных целей

Учебные действия

  1. уровень


  1. уровень


  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень

  4. уровень

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем

Неадекватный перенос учебных действий Адекватный перенос учебных действий

Самостоятельное построение учебных действий Обобщение учебных действий

Контроль

  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень


  1. уровень


  1. уровень

  2. уровень

Отсутствие контроля

Контроль на уровне непроизвольного внимания Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Потенциальный рефлексивный контроль Актуальный рефлексивный контроль

Оценка

  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень

  4. уровень

  5. уровень


  1. уровень

Отсутствие оценки

Неадекватная ретроспективная оценка Адекватная ретроспективная оценка Неадекватная прогностическая оценка

Потенциально-адекватная прогностическая оценка

Актуально- адекватная прогностическая оценка


Желаемое достижение уровней учеников начальной школы, т.е. тот уровень каждого компонента, который логично ожидать к концу учебного года каждого класса при благоприятном течении учебного процесса представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Ожидаемые уровни сформированности компонентов учебной деятельности на конец учебного года



Класс

Компоненты учебной деятельности

Учебно

познавательный интерес

Целеполагание

Учебные действия

Действие контроля

Действие оценки

1

4 уровень

3 уровень

2-3

уровень

3

уровень

2

уровень

2

4 уровень

3 уровень

3

4-5

3-4





уровень

уровень

уровень

3

5 уровень

4 уровень

3

уровень

5-6

уровень

5-6

уровень

4

5 уровень

4 уровень

4

уровень

5-6

уровень

5-6

уровень

5

5-6 уровень

5-6 уровень

5 уровень

6 уровень

6 уровень

6

6 уровень

6 уровень

6 уровень

6 уровень

6 уровень


Как видно из таблицы 6-е уровни компонентов учебной деятельности достигаются на конец 6-го класса, конца периода младшего школьного возраста.

Однако необходимо отметить, что 6-ой уровень действия оценки и контроля желательно сформировать на конец 4-го класса, т.к. это те действия, которые лежат в основе учебной рефлексии, являющейся новообразование младшего школьного возраста.

Приведенное выше описание уровней сформированности учебных действий поможет учителю или психологу обобщить накопленные ими наблюдения.

При всех его недостатках (некоторые неточности, зависимости результатов от особенностей восприятия и понимания ситуации наблюдателем и др.), именно оно, — а может быть и только оно, — способно дать целостное представление о таком сложном явлении как формирующаяся учебная деятельность.

Возможно использовать в качестве промежуточного средства оценки специальный набор вопросов и делать выводы по содержанию ответов на них. Вопросы разбиты на группы, соответствующие компонентам учебной деятельности, что поможет преподавателю конкретно сформулировать цели наблюдения за деятельностью учащихся.

Так про уровни сформированности действия контроля расскажет наблюдение следующих моментов:

29.

Допускает ли ученик при решении зна- комых задач одни и те же ошибки?

а) да

б) иногда в) нет


30.

Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить

допущенную ошибку?

а) нет

б) в некоторых случаях в) нет

31.

Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на приме-

нение известного способа?

а) нет б) да

32.

Как поступает ученик, если ему пока- зывают на наличие ошибки (учитель,

ученики или родители)?

а) некритически исправляет б) исправляет после того, как

поймет основание критики

33.

Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки

является именно этот способ?

а) нет

б) только с помощью

в) может самостоятельно

34

Может ли ученик дать объяснение при- чинам таких ошибок (соотнести способы

действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)?

а) нет б) да


В соответствии с ключом:




Действие контроля

  1. уровень

  2. уровень

  3. уровень

  4. уровень

  5. уровень

  6. уровень

29а, 30а

29б, 30б, 31 а

29в, 31б, 32б

30в, 33а, 34а

33б, 34б

33в


Первый уровень будут иметь учащиеся, которые:


29.

Допускает ли ученик при решении зна-

комых задач одни и те же ошибки?

а) да

30.

Может ли ученик при решении знакомых

задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку?

а) нет


Шестой уровень имеют учащиеся:


33.

Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки

является именно этот способ?



в) может самостоятельно


Конечно, данная методика требует большой работы педагога и психолога и первое время достаточно непросто это сделать, однако в процессе деятельности происходит интериоризация данного материала и данная методика является хорошим диагностирующим средством.

После определения уровня сформированности компонентов учебной деятельности педагог проводит сравнение полученных результатов с результатами предыдущего года.

Такая аналитическая работа нужна учителю для того, чтобы содержательно определить «слабые звенья» в методах своей работы, находить индивидуальные варианты продвижения учеников на пути к становлению их в качестве субъектов учения, выбирать формы работы с классом и отдельными учащимися так, чтобы обеспечивать не только накопление конкретных знаний, но и закладывание внутренних механизмов процесса учения и развития — учебно-познавательного интереса, принятие учебных задач, умения ставить цели учебной деятельности в соответствии с условиями и достигнутым уровнем развития и пр.

Примерная схема анализа:

    1. Уровень компонента средний по классу, его название (для каждого компонента учебной деятельности).

    2. Количество и фамилия учащихся по каждому уровню (человек/%).

    3. Количество учащихся повысивших уровень (человек/%).

    4. Количество учащихся оставшихся на том же уровне (человек/%).

    5. Количество учащихся понизивших уровень (человек/%).

    6. Определение учащихся соответствующих ожидаемым уровням (человек/%).

    7. Определение учащихся превышающих ожидаемый уровень (человек/%).

    8. Определение учащихся имеющих уровень ниже ожидаемого (человек/%).

    9. Планирование деятельности на следующий учебный год.

Управление развитием каждого ученика становится непременным условием всей системы организации учебного процесса. Такое управление в первую очередь предполагает выявление картины происходящих в обучении изменений в деятельности каждого отдельного индивида по мере его становления как субъекта учебной деятельности. Иными словами, и учитель становится в позицию непременного осуществления своеобразной исследовательской деятельности: он должен научиться выделять показатели развития учебной деятельности учеников, оценивать ход их изменений, вносить соответствующие коррективы в своё взаимодействие с конкретными учениками (учитывая их в общей системе методов организации коллективно- распределённой деятельности) и вновь проводить диагностику итогов таких коррекций.

Список литературы
  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.

  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.

  4. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!