СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории искусств «Европейский стиль рококо»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока по истории искусств "Европейский стиль рококо"с лекцией к уроку, разработан для 3-го класса предпрофессиональной программы"Живопись"

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории искусств «Европейский стиль рококо»»

Отрытый урок по истории искусств

«Европейский стиль рококо»


для учащихся 3 класса художественного отделения «Предпрофессиональной программы «Живопись» Подготовила и провела 19 марта 2019года преподаватель ДШИ г. Южи Бабурина М.А.


Цель урока: Ознакомление учащихся с европейским стилем «рококо»

Задачи:

Образовательные:

-Ознакомление учащихся с европейским стилем «рококо».

- Понять отличительные особенности европейских стилей, «Барокко», Классицизм» и «Рококо»

- Уметь отличать стили друг от друга по основным признакам.

Развивающие:

- Развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений стиля «рококо»

- Развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной

деятельности.

Умение анализировать, картины, стили

Воспитательные:

- Воспитание художественного вкуса.

- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.


Материалы к уроку: слайд – презентация урока «стиль рококо»

Тип урока: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний.

Зрительный ряд: слайд – презентация по теме урока,

Методы: беседа и рассказ.

Словарь: «роккоко»

План урока:


  1. Организация урока.

  2. Коррекция опорных знаний.

  3. Сообщение темы, задач урока.

  4. Изучение нового материала (лекция-беседа по теме урока)

  5. Закрепление полученных учащимися знаний.

  6. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Ход урока.

  1. Организация урока.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку:


  1. Коррекция опорных знаний.

Проверка знаний по средством решения викторины.( викторина в презентации)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Посмотрите пожалуйста на иллюстрации и скажите какие стили вы тут видите?(На слайде представлено три европейских стиля, где учащимся предстоит выбрать именно новый стиль для них не известный)……………………

  1. Изучение нового материала Лекция «Искусство рококо»

Лекция . Европейский стиль рококо.

Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка») появился во Франции в начале XVIII века, развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде. Название стиля означает  дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль.

Характерными чертами рококо являются:

  1. изысканность,

  2. большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций,

  3. грациозный орнаментальный ритм,

  4. большое внимание к мифологии, личному комфорту.

  5. Обилие пастельных тонов

  6. Легкие и игривые сюжеты произведений живописи

Основные элементы стиля:

1. Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.

2.Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.

3.В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.

4. Цветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.

5 Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.

В начале XVIII века на смену тяжеловесного пышного барокко приходит новый стиль — легкий изящный рококо. После смерти Людовика XIV, стилевая направленность больше связанна с характером жизни элиты. Дворянство проводило время в развлечениях. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода.

В обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация. На смену тёмных цветов и пышной тяжёлой позолоты барочного декора приходят светлые тона; розовые, голубые, зелёные, с большим количеством белых деталей. Невзирая на то, что в зданиях такого стиля зачастую отсутствовала рациональность, такие сооружения.

Архитектура Рококо

Стиль рококо в архитектуре – одно из первых направлений в искусстве, которое отошло от устоявшихся канонов и обратилось к утонченным и изысканным темам.

В архитектуре стиль рококо в основном выражался в интерьере, Типы зданий не сильно видоизменились, колонны, то удлиняются, то укорачиваются, прямые линии маскируются замысловатой лепниной, чаще можно видеть отделку оконных рам и дверей, лепнина состоит из вьющихся растений.

Самым ярким представителем архитектурного рококо является дворец Сан Суси в Германии ( предлагается включить фильм с прогулкой по Сан-Суси)

Путешествуя в 1743 году, прусский король Фридрих II Великий поразился естественной красотой Потсдама. Еще тогда он задумался о строительстве на одном из холмов летней резиденции. Спустя год здесь разбили террасы с виноградниками, а чуть позже приступили к строительству дворца. Сам король в компании архитекторов занялся проектированием будущего дворца. Некоторые чертежи он выполнил собственноручно, в других принимал активное участие. Фридрих II не оставил в стороне и процесс строительства, хотя основное руководство было поручено архитектору Георгу В. фон Кнобельсдорфу.

Закладку фундамента совершили в январе 1745 г., а уже в мае 1747 г. король объявил об открытии дворца. Хотя часть помещений еще требовали доработки, король со свитой перебрались в новые апартаменты. Официальные приемы здесь не проводили, дворец служил исключительно местом отдыха и уединения. Сан-Суси являлся летней резиденцией, где король проводил время с апреля по начало октября. Известно, что Фридрих II отдал дворец Шенхаузен своей супруге, а Сан-Суси был местом его личного отдыха. Здесь он философствовал, музицировал и отдыхал от государственных дел.

Скульптура

Скульптура рококо не менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.

Одним из выдающихся скульпторов эпохи рококо и непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество

Жана-Антуана Гудона (1741--1828), создателя французского гражданственного портрета.

В отличие от других скульпторов и живописцев мастер не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт. Бюст Дени Дидро. (писатель и философ)

Не менее удался ему и портрет Вольтера. Для создания скульптуры известнейшего философа-просветителя Гудон использовал снятую им маску.


Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.

Характерные черты;

  1. Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива. Смотря на картины, мы не увидим, ник какой реалии времени, все веселятся и проживают беззаботной жизнью.

  2. Элегантно одетые дворяне беззаботно веселящиеся.

  3. Характерные сцены веселья, ухаживания, романтики, веселья.

  4. Возрастает интерес к мифологическим сюжетам.

  5. Для эпохи характерны пастельные оттенки , гармонично дополняющие друг друга.

  6. В то время как церкви были оформлены в стиле рококо, но религиозный элемент в живописи не существовал.

  7. Изящная орнаментальность

  8. Художники часто изображают херувимов

  9. На смену монументальности приходит камерность, интимность

  10. С барокко стиль связывает пышность, обилие декоративных элементов, завитков.


Франсуа Буше

Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор,гравёр.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской. Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Франсуа Буше (1703-1770) был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше - плоть. Полотна мастера - сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры. одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана - нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.

Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.

Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Но при этом нельзя сказать, что художник испытывал какие-либо затруднения, работая над сложными, многосоставными композициями. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Примером блестящего натюрморта может считаться "натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем", который зритель может видеть на картине "Купание Дианы". Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Обратите внимание также и на синюю драпировку, которая, с одной стороны, изысканно контрастирует с нежной кожей Дианы, а с другой - оттеняет сизые крылья голубей и серый заячий мех. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Он напоминает зрителю о прозрачной воде, тенистых дубравах, вечерней прохладе - словом о том, что разнеживает чувства, навевает приятные воспоминания и мечтательные мысли. На этом фоне прекрасные обнаженные женщины смотрятся, пожалуй, еще более выигрышно, чем они смотрелись бы в самом пышном будуаре.


Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Художник работал как копиист. Проявляет интерес к театральной живописи и декоративному искусству. Ватто испытал влияние Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже.

Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» ,как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.

«Перед охотой»

Подлинным шедевром является картина «Жиль». Главный герой в белом костюме Пьеро, персонажа итальянской комедии дель арте, возвышается перед зрителем в полный рост на фоне сине-серого пустого неба. Неподвижное накрашенное лицо клоуна контрастирует с оживлением персонажей, расположенных позади него. Их смех оттеняет невыразимую печаль, застывшую в полных слёз глазах Жиля.


Вывод

Рококо - это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом, и логическим результатом его развития. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность; само его название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).


Домашнее задание: Найдите и запишите в тетради примеры рококо в архитектуре.


4.Закрепление полученных знаний.

Завершающий этап урока, где учащимся предлагается составить таблицы отличий Европейских стилей рококо, барокко и классицизм, что позволяет закрепить новый и вспомнить предыдущие материалы

5.Оценка деятельности учащихся на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!