СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение символов Великой французской революции в современности.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заявленная тема в настоящее время особенно актуальна— приближается 227-летие революции во Франции конца XVIII в., и передовые люди всей планеты готовятся достойно отметить этот юбилей. 14 июля 1789 г. народ штурмом взял королевскую крепость-тюрьму Бастилию и этим начал эпоху революционных преобразований.

Просмотр содержимого документа
«Отражение символов Великой французской революции в современности.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2















Исследовательская работа по истории.

Направление: гуманитарные науки.



Тема: Отражение символов Великой французской революции в современности.







Выполнил:

ученица 9"А"

МБОУ Гимназия №2

10.04.2000г. рождения

Миронова Анастасия

Проверил:

учитель истории

Свистунова Н.Н.





Содержание





1.Введение.------------------------------------------------------------------2-3

2.Идеи революции.--------------------------------------------------------4-9

3.Символы Французской революции.---------------------------------9-12

4.Мода в период революции--------------------------------------------12-13

4.Исследовательская часть:----------------------------------------------14-20

Революционное влияние на моду---------------------------------------14-16

Одежда------------------------------------------------------------------------17-18

Прически---------------------------------------------------------------------18-19

Календарь--------------------------------------------------------------------19-20.


5.Заключение.---------------------------------------------------------------21


6. Список использованной литературы---------------------------------22























ВВЕДЕНИЕ



...Но о чем я забочусь более всего и что для меня самое

важное, - так это заботиться о том, чтобы узнать, чем мне

необходимо руководствоваться в жизни, а отнюдь не забаве

публиковать то немногое, чему я научился...

Рене Декарт преподобному Отцу Мерсену

Амстердам, 15 апреля 1630г.



Франция традиционно считается законодательницей мод, французский язык всегда был языком русского дворянства. Нам известны многие имена французских живописцев, писателей. Жизнь французского двора известна нам лучше, чем история Российского государства. Но наши связи с Францией ограничиваются не только культурой. Франция всегда играла огромную роль в жизни России и других европейских государств. Многие говорили, что для того чтобы понять и узнать Европу, достаточно узнать Францию. Вот как выразился по этому поводу в своей книге “Россия и Европа” А.Я. Данилевский: “..Но, скажут, Франция - еще не Европа. Нет, Франция - именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение. От давних времен история Франции есть почти и история Европы. Все, в чем Франция не участвовала, составляет частное явление жизни отдельных европейских государств; все же истинно общеевропейское есть непременно и по преимуществу явление французское”.

Актуальность: Заявленная тема в настоящее время особенно актуальна— приближается 227-летие революции во Франции конца XVIII в., и передовые люди всей планеты готовятся достойно отметить этот юбилей. 14 июля 1789 г. народ штурмом взял королевскую крепость-тюрьму Бастилию и этим начал эпоху революционных преобразований.

Цель: Исследовать, как отразились идеи Французской революции в одежде, прическах, календаре.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности влияния Великой французской революции на одежду, календарь.



Гипотеза: Имеют ли значение различные символы для пропаганды революционных идей.

Влияние Великой французской революции так велико, что его трудно переоценить. Она повлияла не только на отдельные события в отдельных странах, но и, по единодушному признанию историков, оказала огромное влияние на весь XIX век. Она осуществила свое стремление к добру и справедливости через торжество идей разума, свободы и равенства. Она совершила, по словам Николая Бердяева, "один из величайших гуманистических экспериментов”1. Она озарила светом своих идей целые народы и повергла многих в неописуемый ужас. По словам того же Бердяева, "социализм, столь характерный для XIX века был не только порождением Французской революции, он был также реакцией на Французскую революцию, реакцией против того, что Франция не исполнила своих обещаний, не осуществила свободы, равенства и братства". Реакция на французскую революцию очень неоднозначна. События во Франции со всей очевидностью показали, что всякая революция несёт в себе бунт, анархию и террор. Борьба за лучшую жизнь всех людей, за идеалы свободы и справедливости для многих современников превращается в ужасы репрессий, террор, варварский беспредел и смерть. Не случайно сама Франция сурово обошлась с героями Великой революции, так почитаемыми многими европейскими современниками и потомками, не простив Робеспьеру и его сподвижникам крови своего народа. Наверное в СССР имя Робеспьера знал каждый школьник. Даже в таком далёком от Франции городе как Красноярск его именем названа улица. И таких названий видимо немало до сих пор в городах России. Но официальная Франция забыла своих “героев” - революционеров. В столице Франции нет ни одного крупного памятника Максимиллиану Робеспьеру, он похоронен на мало кому известном кладбище в братской могиле.

Именно история Французской революции и её влияния на европейские события позволит нам ответить для себя на многие вопросы. Что такое свобода? Когда можно говорить о свободе одного человека, или целого народа? Великий русский художник Илья Глазунов сказал однажды, “что свободы вообще не существует, есть свобода от... и свобода для...”.Так ли это? А что такое благоденствие народа и как его достичь? И почему борьба за светлые и чистые идеалы человечества, за улучшение жизни людей, притесняемых кем-либо всегда несет жестокости, анархию и кровь?

Говорить о влиянии какого-то события, происходящего с одними людьми на жизнь других людей, других народов, на их историю довольно сложно. Пусть даже это такое значительное событие как революция. Французская революция долгое время будоражила Европу своими идеями, революционным порывом огромного народа и явилась поводом к размышлениям и активным действиям многих людей и сообществ на протяжении целого века. Потому, говорить о влиянии - это говорить о том, как идеи освобождения от бесправия и угнетения переносятся от одного народа к другому. Это говорить как огонь бунта и борьбы против старых порядков охватывает все другие страны. Как представления о новой жизни, о другом общественном и экономическом укладе заражают умы многих людей. Сама попытка изменить ход истории, сделать то, о чём многие только мечтают, пробуждает людей к активным действиям. Íо революция ещё и предостерегает, настораживает. Она показывает, как опасно для любой формы государственного правления объединение больших масс народа против. Как стихиен и неуправляем бунт толпы. Как непредсказуема революция, и может обернуться для многих крушением несбывшихся надежд и судеб.

Французская революция и Россия - тема особая. Известно, что идеи и события французской революции оказали огромное влияние как на движение декабризма и социализма в России, так и в дальнейшем на многих деятелей российских революций XX века. Те же идеи свободы, равенства и братства были провозглашены Октябрьской революцией 1917 г.

Вихрь Великой французской революции многократно отозвался в различных событиях жизни нашего отечества, отклоняя маятник исторических весов то на Запад, то на Восток... Он вдохновил огромное количество прогрессивно мыслящих людей, заразив их стремлениями к борьбе за лучшую долю русского народа, за всемирное братство и справедливость.

1. Идеи революции.

В каждом государстве всегда кто-нибудь недоволен жизнью. Когда недовольных становится много и они объединяются - возникают волнения, восстания, стачки, бунты. Когда и как возникает революция?Революция - это результат длительного недовольства больших масс населения своей жизнью, властью, законами. Революция предполагает объединение в своем недовольстве самых разных слоев общества. У них, конечно разные цели, разные интересы, но есть одно желание - избавиться от той жизни, которая есть сейчас. Бунт против существующих порядков - основная связующая всех нить революции. Но для революции важно ещё и другое: должны быть люди, которые не просто хотят разрушить существующее, но и знают чем заменить разрушенное. Каждая революция несет свои идеалы новой жизни, правды и справедливости.

Во Франции было два мощных течения, которые подготовили и совершили революцию: а)буржуазия, или третье сословие, которое было пропитано великими идеями просвещения и имело свои представления относительно политического переустройства государства и б)крестьянство (а также городской пролетариат) со своим отчаянным стремлением к улучшению жизни. И когда эти два течения совпали, объединились с одной, вначале общей для них целью, а затем оказали взаимную поддержку друг другу и наступила революция.

Философы и просветители XVIII в. давно подрывали основы современных им государств, где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии и духовенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии. Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры в человеческую природу. Веры в то, что человек сможет проявить свои хорошие стороны, как только ему будет дана свобода и восстановлена справедливость. Идеи равенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, будь от король или крестьянин, повиноваться закону, установленному представителями народа, свободные договоры между свободными от феодальной и крепостной зависимости людьми - все эти требования философов, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падение старого строя.

Изучение политических и экономических вопросов нового строя, благодаря работам Юма, Гоббса, Монтескье, Руссо, Вольтера, было весьма распространённым занятием буржуазии. Работы по экономическим вопросам и роли частной собственности были очень популярны в обществе. И ещё до того, когда вспыхнула революция идеал централизованного, благоустроенного государства под управлением людей, обладающих земельной и промышленной собственностью или же занимающихся свободными профессиями, намечался во множестве книг и брошюр. Отсюда деятели революции и черпали впоследствии свое вдохновение и свою обдуманную энергию.

Идеалом третьего сословия было дать Франции конституцию. Король должен стать лишь символом национального единства, утверждающим волю парламента, и иногда удерживающий равновесие между партиями. Настоящая же власть должна быть выборной и находиться в руках парламента, в котором образованная буржуазия, представляющая деятельную и думающую часть нации, главенствовала бы над всеми остальными сословиями. При этом государство должно, утверждали они, способствовать обогащению частных лиц и накоплению больших состояний. Многие верили, что обогащение отдельных лиц - путь обогащения всего народа. Экономические пожелания того времени можно отразить понятием "свобода промышленности и торговли", предполагающие наличие большой массы рабочих рук, за счет высвобождения крестьян от феодальной зависимости и устранение государственного вмешательства, стесняющего предпринимателя.

По своим устремлениям, знаниям, навыком в политических делах, по своей сознательности и последовательности буржуазия, конечно же превосходила простой народ, который не создал себе общественного и экономического идеала. И хотя великие идеи свободы и равенства дошли до самых темных уголков. Хотя в умах уже вспыхивал огонёк возмущения и бунта, и надежда на близкую перемену заставляла биться сердца даже самых забитых людей, идеи народного освобождения и экономических преобразований проявлялись в народе лишь в форме простого отрицания и неясных стремлений к чему-то. Многие лидеры так и думали: “К чему говорить народу, как будет устроено будущее? Это только охладит революционный пыл. Пусть только у народа хватит сил для нападения на старые учреждения, а там видно будет, как устроиться”. Вот почему мысль народа чаще выражалась в лозунгах: “Долой десятину! Ничего не платим! На фонарь аристократов!” Это отсутствие у народа ясного понятия о том, что можно ждать от революции, привело впоследствии к самым разным столкновениям. И вылилось в анархию и стихию.

Французская революция стала практической кульминацией философии просвещения, носившей все великие идеи позднейшего времени. По образному высказыванию русского философа Н. А. Бердяева “разум, просветительный который есть разум самоутверждающийся, стремящийся стать судьей и вершителем истории праздновал тогда свои классические победы”.2 И не может быть препятствий для разума и его побед.

Корень слова просвещение - “свет” указывает на главную цель просветителей - развеять с помощью разума тьму невежества и пелену лжи, открыть человеку истину о нём самом и о действительном положении вещей. “У человека нет другого инструмента для совершенствования общества и самого себя, кроме разума. Если разум активен и свободен, то всегда есть надежда на спасение и счастье человека. Он не признает запретных, непознаваемых сфер и исследует все сущее. Он сам себе верховный судья и не терпит диктата внешней силы. Главная его задача состоит в том, чтобы осознав незыблемые законы природы, общества и человеческого развития, сделав их ясными для возможно большего числа людей, подчинить природную и социальную необходимость морально обоснованной воле человека, стремящегося к счастью и неограниченному саморазвитию”,- так писал Мари Жан Антуан де Кондорсе, аристократ, социолог, математик, член французской Академии наук. Во время революции - сначала депутат, затем председатель Законодательной Ассамблеи, член Конвента. Его идеи типичны для эпохи революции и нашли живейший отклик в умах всей просвещенной Европы. Его называют творцом новой истории культуры и его схема европейской культурной истории стала основой школьных учебников на полтора столетия.

"Познай истину и истина сделает тебя свободным" - вот неизменный лозунг того времени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум: возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, разум становится все более логичным, независимым от страстей и групповых интересов, постепенно он осознаёт не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий, он становится все более моральным и яснее осознает свои главные цели - достижение равенства, свободы и справедливости. Немало общественных деятелей выражали в то время точку зрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишь в нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданах чувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. А нравственное воспитание возможно лишь там , где установлено имущественное равенство и запрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны были стать уничтожение неравенства между нациями, достижение равенства и солидарности общественных классов, совершенствование человека. Это, конечно, не произойдет быстро. Для этого надо развивать культуру , влияющую на развитие человека. Развивать умы. Развивать науки и просвещение. Для этого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека, жизнь государства его Конституция и законы должны точно соответствовать природе разума.

Представления просветителей были очень гуманистичны и несли в себе высоконравственные идеалы. Во Франции того времени среди третьего сословия было немало просвещенных, образованных людей, которые хотели избавить свой народ от гнёта, нищеты, бесправия. Но когда всю нацию захватила волна разрушения: старых порядков, законов, норм добрососедства, когда в порыве ненависти люди начали убивать друг друга, эти идеи и лучшие намерения стали для многих далекой путеводной звездой. Каждому приятно, когда звёзды ярко светят в небе. Но так мало эти далекие огни влияют на наши поступки и чувства! И немало людей отказалось от своих идеалов, когда пришла пора делить власть, землю, собственность. Революция показала, как сильно отличались светлые и чистые идеалы будущего, захватившие все слои общества от конкретных событий и поступков людей из которых и складывалась история.

Вот взгляд на Французскую революцию английского историка и философа Томаса Карлейля, отражающий настроения многих после кровавых событий 1793 года: “..Революция - это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и в том и в другом человеке; как ярость или как ужас оно во всех людях...Революция - это открытое восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока не перегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которые она содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутсянаправлены к своему предназначению как здравые и контролируемые”.4

Каждая революция несёт не только разрушение старого образа жизни. Рушатся судьбы людей, их отношения. Постепенно меняются взгляды людей, их ценности. Вихрь разложения захватывает и души. Не случайно, приверженцы гуманистических идеалов свободы и неприкосновенности личности, пусть и под давлением обстоятельств (контрреволюция, внешние враги и т.д.) обагрили свои руки кровью народа, потоками лившейся с гильотин. Именно французская революция остро поставила вопрос: “ Нужно ли добиваться лучшей доли для одних, пусть даже большинства, жертвуя жизнями других людей?” А по другому, без крови и убийства, можно ли изменить порядок вещей?

Часть философов ужасы революции связывали с тем, что поколение эпохи просвещения потеряло идею Бога. Идеология просвещения, идеология гуманизма освободила человека, поставила его в центр природы и мироздания. В человеке, считали философы, есть два начала: душа - как бы нечто божественное, и тело - что-то вроде бессловесной скотины. В отношении тела мы и правда не превосходим некоторых животных. А что касается души, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегда враждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждается вещами видимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянет вниз. Душа же стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то, что видимо и тленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только не утонет в грязи тела. Освободившись от божественного человек освобождается от бессмертной нетленной души. Находя истину только посредством разума, он теряет её.

Если человек - это дух и плоть, то что питает дух человека, освобожденного от божественной небесной истины? Его низменные страсти и желания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других?Любить людей, прощать им обиды, терпеть нетерпимость соперников? Высокий нравственный закон, созданный самими людьми? Но почему тогда никто не удержался в рамках этого закона? Ведь, революционеры не были злодеями, эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты - когда-то простые законопослушные граждане - просто хотели добиться большей справедливости. Когда они перешли черту, после которой страна провалилась в бездну разнузданной анархии и кровавого террора? Может быть порочна сама идея полного освобождения человека? И человек несвободен от высшего морального закона жизни. Некоторые философы, признавая французскую революцию практической кульминацией эпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. И называют революцию закономерным провалом самих идей просвещения. Освобождаясь от высшей Божественной зависимости, говорят они, человек попадает под власть греха. И сама революция и события после неё это показали это. Вот почему революция не сдержала своих обещаний, вот почему не удержалась республика, вот почему все события после революции привели к восстановлению монархию. Начав революцию, Франция должна была искупить свой грех.

И все-таки Великая французская революция очень сложна и не случайно вызывает так много различных и противоречивых оценок. Слишком много разных групп людей, разных общественных течений, разных сословий пытались за счет неё найти для себя лучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости и свободы. Огромное стремление народа к освобождению от гнета богатых, от несправедливости не может не вызывать сочувствие. Но как сделать всех свободными, довольными и богатыми? В рамках законов, диктуемых духовенством ответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения. Ещё Руссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний и скопление богатств в руках немногих людей главным препятствием к установлению демократической свободы. А в годы революции эти воззрения начали высказываться с большей силой. Немало деятелей революции утверждало, что равенство в политических правах ещё ничего не даёт, если нет права на деле. Это последнее, говорил Кондорсе, представляет собой “последнюю цель социального искусства”, так как неравенство богатств, неравенство состояний и неравенство образования - главные причины всех зол. Вот как эти идеи выражены в одной из брошюр того времени “Наказе бедных”: “Всегда было и всегда будет только два действительно отдельных класса граждан - собственники и несобственники, из которых первые владеют всем, а вторые ничем”. Весьма распространенная формула первых лет революции: “Большие состояния представляют препятствие к свободе”. В крупных городах, в народе в потребностях самой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главные из которых: о распределении средств существования и о всеобщей собственности на землю, а также право всех на образование. Предполагалось наряду с правом всех на продукты и товары первой и второй необходимости, также личное право на избыток.

Идеи социализма не были на деле осуществлены французской революцией. Но именно они существенно повлияли на весь XIX век и на становление идей социальной справедливости в веке XX. Именно они лежали в основе Октябрьской революции в России.

Символы Французской революции.

Символы Французской революции:

Сине-бело-красный флаг Франции родился в результате соединения королевского цвета (белого) и цветов города Парижа (синего и красного) В первые дни Французской революции три цвета сначала соединились на знаке в форме кокарды, но уже 15 февраля 1794 года триколор провозглашается национальным флагом и уточняется, что синий цвет должен располагаться у древка.

Что касается национального гимна Франции, то Марсельеза родилась как военно-революционная песня в 1792 году после того, как король объявил войну Австрии. Французский офицер Руже де Лиль, служивший в Страсбурге, сочиняет "Военную песню Рейнской армии", и популярность ее такова, что 14 июля 1795 года она провозглашается национальным гимном.

Тогда же, во время Французской революции, появляются первые изображения женщины во фригийском колпаке, являющемся аллегорией Свободы и Республики. Ее имя - Марианна

Скульптурное изображение Марианны –

(символ)
Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789—94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма, явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя феодально-абсолютистской системы, отражавшего нараставший конфликт между старыми, феодальными производственными отношениями и выросшим в недрах феодального строя новым, капиталистическим способом производства.

Одна из самых известных достопримечательностей Америки - Статуя Свободы, расположенная на Острове Свободы в Нью-Йоркской Гавани.

 

Подаренная народом Франции в дар американскому народу в знак дружбы, укрепившейся в годы американской революции в 1884 г. статуя считается символом США, олицетворяющим свободу и широкие возможности этой страны.

Формальное название статуи - "Свобода, Просвещающая Мир". Она изображает свободу в виде женщины в изящных, ниспадающих одеждах, несущей факел – символ свободы, которая имеет возможность избежать цепей тирании (сломанная ложь цепей в ее ногах). На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов мира. В короне есть 25 смотровых окон, которые символизируют земной жемчуг и небесные лучи, освещающие мир. В левой руке женщина держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации Независимости - 4 июля 1776 г.

 

Аллегория Свободы после Великой Французской революции стала официальным символом Французской республики.

Дорогие сердцам французов образы республиканской Свободы украшали государственную печать, отличительный знак депутата Конвента, монеты и т.д., и т.п.

В годы республики в Париже были установлены две статуи Свободы. Одну из них в октябре 1792 г. водрузили на площади Революции (ныне площадь Согласия), на том месте, где раньше возвышался памятник Людовику XV. Свобода предстала перед парижанами в полный рост, опираясь на пику. На ее голове красовался фригийский колпак. Другая статуя появилась на площади Пик (ныне Вандомской), на месте памятника Людовику XIV.  Статуи Свободы были и в главных городах департаментов: в Нанте, Монпелье, Эксе, Лионе, Труа. Статуи и бюсты Свободы украшали залы заседаний в различных государственных учреждениях, клубах и народных обществах. Не обходилось без курьезов. Например, в одном из таких залов в качестве изображения Свободы решили использовать статую Пресвятой Девы, руководствуясь тем, что Свобода - это "единственное божество, которое вскоре будет почитаться на земле".

В 1848 г. слова "Свобода, Равенство, Братство" впервые стали официальным девизом Французской республики. Когда победила буржуазно-демократическая революция и к власти пришло Временное правительство, первое его обращение к народу 24 февраля 1848 г. кончалось словами: "Свобода, Равенство и Братство как принципы, Народ как девиз и лозунг - вот демократическое правительство, которым Франция обязана себе самой и которое будет ей обеспечено нашими усилиями". Революционная триада была начертана на трехцветном знамени провозглашенной на следующий день Второй республики.

Один из наиболее глубоких знатоков французской революции XVIII в. Ж. Лефевр отмечал: "Итак, свобода и равенство оказывали неотразимое воздействие на воображение. Французский народ уверовал в то, что вскоре его жизнь станет лучше, что по крайней мере дети заживут счастливо; он надеялся даже, что и другие народы тоже будут счастливы и, свободные и равные, они навсегда умиротворятся. И тогда .мир воцарился бы на земле, свободной от угнетения и нищеты. Расцвел мифический характер Революции... К энергии реализма Революция добавила энтузиазм; в этом был двойной секрет ее победы".

В годы Французской революции свобода во всех ее ипостасях - как политико-философский принцип, как лозунг, как национальная святыня, наконец, как божество - возбуждала революционный энтузиазм в самых разных слоях общества. Она вдохновляла французов и иностранцев, богатых и бедных, просвещенных интеллектуалов и неграмотных крестьян. Свободу понимали по-разному, подчас весьма туманно, но, несмотря на это (а возможно, именно благодаря этому), она обладала колоссальной притягательной силой.

Бастилия и гильотина.

Декларация прав человека и гражданина.

Мода в период революции.

В период французской революции (1789-1794 гг.) мода подверглась коренным изменениям. Все слои населения оказались втянуты в политическую борьбу, и, в зависимости от своих политических взглядов, стали носить костюмы, подчеркивавшие их принадлежность к определенной партии.
Сторонники короля одевались в светлые роскошные одежды, носили короткие панталоны-кюлоты и пудрили прически из завитых волос.
Республиканцы носили синий фрак с острыми фалдами.

Костюм самой революционной части населения — якобинцев — состоял из длинных панталон, заимствованных из матросской одежды (отсюда название: «санкюлоты», т.е. люди, носящие штаны не до колен, а гораздо ниже), короткой куртки («карманьолы») и красного «фригийского» колпака, считавшегося символом свободы (в прошлом — отличительный знак рабов на галерах). Все это должно было сближать с простым народом.

Фригийский колпак с кокардой

В период французской революции мода сменялась чуть ли не ежедневно. Исчезли парики, косы, пудра, банты. По государственному заказу французский художник Жак-Луи Давид, член революционного конвента, в 1793 г. создал ряд проектов костюма революционной Франции. Пытаясь выразить идею равенства, он обратился к эстетическим идеалам античного мира. Эти выдержанные в античных традициях костюмы имели театральный вид. В мужской моде они не получили особого признания, но женской были приняты безоговорочно.
В период Директории (1795-1800 гг.) в модном французском костюме прослеживалось стремление к простым и естественным формам, к классическому стилю. Парижские модники обоего пола, желая выразить свои республиканские убеждения, одевались в античные костюмы, подражая древним грекам и римлянам.
Мужчины надели короткие, до колен, подпоясанные туники, плащи и сандалии, прикрепленные к ногам лентами. На самом деле, в этой одежде было гораздо больше гротескного, чем античного.
Женщины сбросили с себя все каркасы и подкладки, все старые одежды, вплоть до нижней, и надели трико телесного цвета (наподобие современного балетного), а поверх него — струящиеся прозрачные муслиновые туники с широкими складками и разрезами на боках, перехваченные под грудью поясом. Эти одежды были исключительно белого цвета. Подражая античным образцам, модницы обувались в сандалии, завязанные вокруг икр длинными лентами. Прически также представляли собой античные копии. Модной была прическа «а-ля-Титус» — короткая, гладкая или слегка завитая. Лицо, шею, грудь, спину, руки обильно пудрили.
В высшем обществе появились молодые щеголи, называвшие себя «инкруаябль» — «невероятными», и молодые — «мервейзы» — «дивные, великолепные».
«Инкруаябли» носили длинные, неровно остриженные волосы, спускавшиеся на щеки и плечи — так называемые «собачьи уши» и двууголку с огромными полями, которую надевали поперек или носили подмышкой (прообраз будущей наполеоновской шляпы). Их костюм был верхом эксцентричности: рубашка с крахмальным воротником, наполовину закрывавшим щеки; короткий прямой жилет; темного цвета сюртук или фрак, плохо сидевший, с огромными лацканами; светлые широкие панталоны, собранные в складки и доходившие почти до груди. Они заправлялись в гусарские сапоги с отворотами. Шею и подбородок закрывал широченный белый галстук, похожий на салфетку. С шеи свисал на ленте лорнет со стеклами величиной с блюдце, и, в довершение всего, эту ходячую карикатуру дополняла толстая суковатая палка.
Спутницы «инкруаяблей» — «мервейзы» — носили тонкое муслиновое укороченное платье рубашечного покроя, без рукавов, с глубоким вырезом, опоясанное под грудью, со шлейфом поверх корсажа. У них были огромные шляпы, туфли без каблуков типа сандалий и чулки со вставками другого цвета.

Женский головной убор времен Директории

В эти годы мода по-прежнему очень быстро изменялась. Становились модными тюрбаны из легкой кисеи с массой перьев, яркие турецкие шарфы, кашмирские шали. Шарфы и шали были обязательной принадлежностью

гардероба каждой модницы.

К началу XIX в., в период Консульства и Империи, экстравагантный стиль постепенно уступил место английской моде, и костюмы стали строже.


Исследовательская часть.

Революционное влияние на моду

Французское влияние на моду 19 века.

Прочно став в XVIII в. на путь общеевропейского развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы, начало во всем следовать французской моде. Иностранцы, приезжавшие в Москву и Санкт-Петербург, вынуждены были признать, что русские одевались с таким вкусом и изяществом, что в этом отношении уступали разве только самим парижанам. Журналы мод, которые с XIX в. начинают регулярно выходить в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин»), а также художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник» помещают французские модели. Роскошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам.

Россия XIX в. по социальному составу представляет пеструю картину. Столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, примыкают к дворянской аристократии. Провинциальное купечество и мещане отличаются от аристократии своим вкусом и костюмом. Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени.

Проследим изменения в мужской одежде

Фрак продолжал свою жизнь в гардеробе мужчины, становился универсальным гражданским платьем, пригодным как для улицы, так и для салонов, как для господ, так и для лакеев. Конечно, мода меняла его вид и цвет. В XIX веке все-таки пестрых фраков не было. Фрак стал одноцветным и даже выдержанно-строгим, как вечерняя одежда для торжеств и официальных приемов. Он стоил довольно дорого, и зачастую люди, обязанные явиться во фраках, брали их напрокат.

Следующая важнейшая после появления фрака перемена в мужском костюме произошла в 1820-е годы. Короткие панталоны в обтяжку, а также длинные чулки и башмаки с пряжками сменила мода на длинные широкие панталоны – прямые предшественники современных брюк. Точнее, короткие панталоны по-прежнему надевали на балы, но на улицах, по бульвару гуляли уже в брюках. В первой половине XIX века появились брюки со штрипками, которые носили поверх обуви. Это, в свою очередь, привело к моде на короткие сапожки, точнее, полусапожки. Снова стали модными башмаки, но они уже были иными, чем в XVIII веке, похожими на современные полуботинки.

От фрака ведет свою «родословную» сюртук. Это некоторое возвращение к кафтану, но с сохранением многих особенностей кроя фрака (в талию). Отличие же сюртука от фрака состояло в отсутствии выреза внизу спереди и значительном увеличении числа пуговиц. Сюртук был с двубортным кроем, обязательно имел отложной воротник, на сюртук нашивали петли и кисти. Он воспринимался как верхнее платье, шился из сукна, но в нем могли находиться и в помещении. В отличие от фрака сюртук был достаточно «демократичен», в нем ходили люди разных сословий.

Другим «потомком» от фрака стал пиджак, который шили без привычных длинных фалд. Сначала пиджак носили дома, но потом, уже во второй половине XIX века, он «вышел» на улицу. Как воспоминание о древней свободной одежде типа зипуна, в гардеробе русского человека сохранился архалук, или шлафрок (или, попросту говоря, халат), – нарядный, из шелка или бархата, подбитый и утепленный ватой и иногда мехом, с шалевым воротником, удобными карманами, кушаком. Обшлага у шлафрока обычно были другого цвета.

Верхняя одежда также все это время менялась. Вечными в употреблении оставались шубы, епанчи. Но в XIX веке утепленный сюртук с пелериной стал весьма распространенным видом верхнего одеяния. Очень близка к нему была и шинель, появившаяся в армии при Павле I. Она нашла место в одежде чиновников (вспомним знаменитую повесть Гоголя под этим же названием), да и вообще мужчин и отчасти женщин. Разновидностью старинной епанчи был так называемый «велингтон» – черный, длинный, без рукавов суконный плащ. Из головных уборов мужчин сохраняла свое значение треуголка, появившаяся у военных и гражданских чинов вместе с петровскими реформами, хотя и она претерпевала изменения и стала совсем непохожа на первоначальную треуголку – фетровую шляпу с загнутыми краями. А к 1811 году в армии (от нее – при дворе) ее окончательно сменила фуражка, мало в чем изменившаяся с тех пор и постепенно ставшая частью униформы не только военного, но и других, гражданских ведомств, а также студенчества, учеников гимназий и разных училищ. В 1820-е годы у мужчин становится модной шляпа с широкими полями – боливар (по имени освободителя Латинской Америки от испанского ига). Но, самое главное, XIX век вошел в историю как век цилиндра, который, как и многие другие предметы одежды, менял длину, ширину, форму, то его поля загибались вверх, то опускались вниз.

Октябрьская революция 1917 года изменила социальный состав российского общества, уничтожив сословные привилегии, дворянство и буржуазию. Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих и интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым условиям труда и быта тех лет. Красный цвет, цвет знамени революции, приобрел в этот период важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Вскоре были предприняты многочисленные попытки создания советского стиля в моде. В частности, в 1919 г. в Москве, новой столице Советской России, были созданы мастерские так называемой прозодежды, т.е. одежды для производства и повседневной носки. Что такое советский стиль и как именно должна выглядеть одежда нового советского человека, никто толком не знал. Основной проект сводился к идее переодевания всего населения страны в униформу, состоящую из жакета и прямой юбки для женщин и брюк и жакета для мужчин. Этот вариант серьезно обсуждался, и в 1921 г. даже была попытка его осуществления, но воплощению его в жизнь помешало, то обстоятельство, что на складах не обнаружилось необходимого дляМужская мода в СССР имела еще меньше развития, чем женская. Мужчины, пришедшие к управлению страной после революции, в массе своей не были людьми культурными, не имели развитого эстетического чувства, не интересовались искусством и были начисто лишены вкуса к одежде. Что и было определяющим фактором, не позволявшим развиваться мужской моде. Достаточно вспомнить, что на всех многочисленных портретах Ленин, например, изображался в одном галстуке - синем в белую крапинку. В целом, одежда Ленина на фото и портретах представляет собой классическую мужскую одежду 1910-х гг. с одной только разницей - "буржуазный" котелок сменила "пролетарская" кепка. Интересно, что кепка сама по себе не была "пролетарским" изобретением - она пришла из американского городского костюма.

Культовым предметом нового советского времени стала кожаная куртка, неразрывно связанная, в частности, с образом чекиста и комиссара. Буденовка тоже считается символом революции. Безусловно, буржуазным и преследуемым элементом были объявлены все украшения и бижутерия. Духи и косметика также практически были исключены из обихода. Самым популярным цветом становится белый, символизирующий радость, счастье и душевный подъем, которые якобы постоянно испытывают советские граждане. В русле той же символики лежала и популярность спортивной темы, как в жизни, так и в одежде.

Мужская мода 1930-х гг. в СССР выглядела не менее убого. Сталин, подражая своему заклятому врагу и конкуренту Троцкому, носил хорошо знакомый всем по фотографиям военизированный френч. С галстуком велась борьба, как с признаком буржуазности. Летняя одежда стала белой, типичный летний мужской костюм состоял из белых полотняных штанов и косоворотки навыпуск. Зимний костюм состоял из того же самого набора предметов, но темного цвета. Все это, как правило, имело вид слегка несвежий и явно помятый. Все виды головных уборов окончательно вытеснила кепка. Исключением и особым шиком была разве что тюбетейка, символизировавшая братскую дружбу с народами Средней Азии. Трикотаж широко использовался в мужском гардеробе - свитера, шарфы и т.п. В то время невозможно было представить даже сам разговор о мужской моде - это было полное табу.

Таким образом, кожаные мужские и женские куртки комиссаров, руководителей рабочих, партийных и молодежных организаций, солдатские гимнастерки, сатиновые темные косоворотки с городскими пиджаками, холщевые толстовки – основная одежда мужчин. Платья из солдатского сукна, или холста, прямые юбки, ситцевые юбки и куртки, красные платки и косынки, повязанные на лоб, - одежда женщин. Мужскую и женскую обувь составляли сапоги, ботинки, парусиновые тапочки. Для костюма было характерно полное отсутствие «декоративных излишеств» - галстуков, кружевных отделок, оборок, брошек, колец и т.п. Даже шляпы, сумки, яркий цвет в одежде воспринимались как буржуазные элементы, враждебный дух у нового коммунистического быта. Глубокая народность костюма, отказ от подражания западной моде, соответствие костюма образу жизни, труду, климатическим и природным условиям, физическому и духовному облику человека – таковы основные принципы деятельности первых советских моделирующих организаций.

Проследим изменения в женской одежде

Женская мода поразительно быстро откликалась на требования времени. Обострившийся польский вопрос ввел в Россию моду на распашную юбку «полонез», а грандиозные европейские события конца XVIII – начала XIX века меняли моду несколько раз. Под влиянием революционной, а потом наполеоновской Франции начала XIX века в моде стали преобладать мотивы античности, воцарился стиль ампир. Огромные юбки и фижмы стали уделом «старого режима» во Франции, хотя новую моду приняли и в России и тех странах, где режим оставался старым. Появляются разного рода туники – легкие, полупрозрачные платья с высокой, под грудью, талией, с открытой шеей и грудью, которую прикрывали легким шарфом или косынкой. Мода на дородных, пышных красавиц проходит, на виду у всех бледные, романтичные Лизы, Амалии. Голову такой красавицы стали украшать не чепцы и шляпки, а диадемы, венки из искусственных цветов, колосьев и даже живых цветов (как у «аркадской пастушки»). После похода Наполеона в Египет вошли в моду тюрбаны из роскошных восточных тканей, бархатные береты с перьями. Тогда же становятся модными шали. Особенно ценились шали из Индии – одноцветные, с ярким бордюром и бахромой. В 1830–1840-е годы женщины носят разнообразные шляпки и чепцы, украшают их бесчисленными лентами. Подражая военным, модницы носят шляпки в виде киверов, фуражек с небольшими козырьками. На балу у многих на головах можно было видеть тюрбаны, украшенные бусами, перьями. Дома носили кокетливые чепчики из тюля и кисеи с рюшами и цветами. В ушах были модны длинные драгоценные серьги, ценились и массивные браслеты, броши, а в волосах можно было увидеть драгоценный гребень из кости или сандалового дерева.

Главным признаком моды послереволюционных лет и отличием ее от моды царского времени является ее "самодельность". Если дореволюционная мода изготавливалась из хороших материалов, профессиональными портными, с использованием дорогой отделки; то "новая мода" вынуждена была обходиться подручными, порой самыми невероятными, материалами и непрофессиональным изготовлением. Например, в воспоминаниях известной писательницы того времени Надежды Тэффи можно прочесть о том, из чего женщины шили себе одежду - в ход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала. Очень популярен был полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе. Большую проблему в это тяжелое время представляли и меха, отказаться от которых полностью не позволял суровый российский климат. Помимо упоминавшихся уже кошек, стали использоваться дешевые меха - кролик, цигейка, битые молью меха "из прошлой жизни". Крашеный кролик стал самым распространенным мехом. Парадокс времени заключался в том, что, пока в России мода целенаправленно искоренялась и была лишена всяких возможностей развития, весь мир в 1920-е гг. переживал бум русского стиля. Русский стиль бурно развивался, но шел не из России, а, наоборот, с Запада. В первую очередь это связано с массовой русской эмиграцией, которая принесла на Запад свои традиции, элементы костюма и мастерство их изготовления.


Прически

Начало XIX века было временем ампира и в моде на мужские прически. Стали модными прически в «античном» стиле, то есть такие, как у римских императоров. Их прически были хорошо видны на скульптурных портретах, копии которых украшали дворцы и дома знати. Стали модными волосы естественного цвета, пудра вышла из моды. Появились бакенбарды («фавориты»), а также небольшие усы, что раньше было недопустимо.

У женщин вся «сила» прически была в локонах, изящно обрамлявших личики. Локоны были трубчатые, ленточные, спиралеобразные, «стружечные». В прическе использовался и шиньон. Новое направление в прическах способствовало развитию парикмахерского искусства, состоявшего теперь не в изготовлении париков, а в умении стричь, завивать и укладывать волосы. В 1820–1840-е годы на женские прически оказывает воздействие популярный тогда романтизм. Женские прически перегружены накладными косами, локонами, пучками на висках. Прически как бы приподнимаются вверх благодаря сочетанию «петель» и «бантов» из волос, при этом затылок остается открытым. Постепенно букли и пучки на висках сменяются мелкими, взбитыми локонами, которые получают название «навеянный снег», «взбитые сливки».

К середине XIX века пошла мода на «английские локоны». Они уже не лежат, как прежде, пышным облаком, а ниспадают до плеч («плакучая ива»). Кроме того, волосы украшают множеством лент, перьев, искусственных и живых цветов. Конец XVIII – начало XIX века – время увлечения всем античным. Поэтому украшения подражают античным образцам, используются живые и искусственные цветы. Духи и помада в моде, но косметикой пользуются умеренно. Зато женщины света красят волосы в модный каштановый цвет. К середине XIX века женщина прекращает раскрашивать косметикой лицо, а лишь подчеркивает естественные черты, что-то оттеняя, а что-то приглушая в облике. Как и в одежде, лучшей считается французская косметика – тончайшие белила, краски для бровей и ресниц. Возникает и усиливается направление в косметологии, согласно которому волосы красивы сами по себе, нужно за ними ухаживать и холить их. Чистота их становится новинкой моды – гигиена, частое мытье волос, как и ванны для тела, начинают считать обязательными для женщин. Появляется и усиливается культ чистого тела.

В послереволюционные годы в России женщины практически не носили длинных волос - короткая стрижка стала символом новой России. Во-первых, это было обусловлено бытовыми трудностями времени, а, во-вторых, соответствовало общей модной тенденции - после окончания Первой мировой войны короткая стрижка навсегда утвердилась как полноправный элемент женского образа

Сравнимхарактер праздничного календаря Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.) и Октябрьской социалистической революции (1917 – 1920 гг.).

Франция. В первые же дни французской буржуазной революции поднимается волна массовых празднеств, которые сопровождают все главные этапы развития революционной борьбы буржуазии и народа с остатками феодального строя. В этот период слились воедино две праздничные линии – официальная и народная. Структура праздника1) Парад, шествие; впереди идут члены конвента, происходят какие-то театрализованные моменты (проезжает телега с прахом свергнутого короля и т.д.), народ идет с лозунгами, символикой, двигаются к статуе Свободы, на Марсово поле. 2)Уличный митинг. Форма митинга – все должны высказаться («по-старшенству»), далее шло общее совместное действование – открытие памятника, собирание подписей, собирание денег в фонд мира (механизм заражения толпы) и т.д. 3) Зрелищная часть (состязания, развлечения циркачей, хора) и т.д. Было установлено 9 народных празднеств, режиссером которых был художник Давид. Значение празднеств французской революции заключается в том, что они носили ярко выраженный демократический характер и объединяли народ в его горячем стремлении к новой жизни. Проводившиеся с подлинно революционным размахом, они положили начало праздникам нового типа, где главным действующим лицом был народ, а содержанием – его борьба за счастливую жизнь. В этих празднествах органично соединились все виды искусств, а над созданием и организацией вместе с народом работали лучшие художники, композиторы и поэты Франции.

Россия.В годы Октябрьской Социалистической й революции представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, назывались действами, мистериями, инсценировками. Иногда площадные представления строились по мистериальному принципу, но ничего религиозного в этих представлениях не было. Их значение заключалось в том, что перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах – Труда, Капитала, Революции, в действиях масс выявлялся смысл великого переворота. Первые советские праздники унаследовали от праздников французской революции их демократичность, массовость, размах и монументальность.

 

При этом советские праздники отличались четким политическим содержанием, высоким пафосом борьбы за торжество идей коммунизма и имели особые творческие и организационные приемы. Основные формы – праздничная манифестация, массовое собрание-митинг, сходка и т.д.

1918-1919 гг. устанавливается «красный календарь» - даты важнейших революционных празднеств: Кровавое воскресенье (9 января), 17 января день памяти К.Либкнехта и Р.Люксембург, 23 февраля – День Красной Армии, 8 марта – День работницы, 18 марта - День Парижской Коммуны, 16 апреля – приезд Ленина в Петроград, Первомай, 3 – 16 июля – июльские дни, 6 – 7 ноября - годовщина Октябрьской революции, 22 декабря – День памяти московского вооруженного восстания. Демонстрация в первые послевоенные годы имела чисто боевой, политический смысл (шествия с оркестрами и знаменами, пением). К концу гражданской войны приходят черты веселья и радости – инсценируются лозунги на злободневные темы, в состав демонстрации включаются театральные бутафорские сооружения, которые либо обыгрываются, либо служат декоративным фоном. Видное место начинают занимать физкультурные группы и номера (позднее они становятся отдельной группой праздников). Участникам представлений на репетициях выдавались остродефицитные пайки (хлеб и селедка). Текст и действие строились элементарно и могли исполняться любым красноармейцем или рабочим. Режр и участники постановки сначала определяли каркас сценария, после этого разрабатывали детали текста и действия, а затем все сводилось воедино. Режиссерские обязанности чаще всего выполняла коллегия режиссеров – своеобразный штаб. Функции постановщиков разбивались на части – монтировочную, строительно-техническую, транспортную и т.д. Близкий по природе к массовым представлениям – Театрализованные суды (судили Капитал, Врангеля, Лодыря, Дезертира и др.). Широкое распространение еще одна форма агитации – громкое чтение, далее она уступает место устной газете. В результате появляется новый вид ТП – живая газета (инсценированиеполитобозрения, монтажи из докладов, лекций).

Заключение.

Каждый символ прошлого события отражается в современности.

Существует такое выражение: «Мода – зеркало эпохи». Проводя исследование, мы убедились в правдивости этой фразы. Каждый век славен не только своими правителями и политическим режимом, но и модой, на которую большое влияние оказывают исторические события нашей родины.

Внешний вид человека — одежда, прическа, украшения — точно указывают на его место в социальной структуре общества и культурную принадлежность. Тот или иной стиль одежды может быть выражением политического протеста или, наоборот, показателем приверженности традициям. Эволюция моды неотделима от идейной жизни общества.
Одним из наиболее ярких новшеств в России эпохи Петра I было введение европейского костюма. Перемена одежды считается свидетельством резкого разрыва с традициями.

Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди (особенно молодежь) пытаются жить энергичнее, вольготнее, успеть везде и всюду, мода порой приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.

Кому-то она будет нравиться, а кому-то – нет. Но, как известно, «о вкусах не спорят», а человека вне моды не было, нет, и не будет. Ну а мода…она ведь как бабочка: ее жизнь скоротечна и мимолетна.











Список использованной литературы



1. Мода 20-30 годов 20 века – [Электронный ресурс].

2. Адамчик Е. Эпоха просвещения. Северная война. — М.:,2000

3. Великая Французская революция //http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/003/830.htm

4. Великая Французская революция//http://zarubejnaya-literatura.ru/r2.html

5. Клименс А. Мода ведикой французской революции

6. Костюм эпохи великой французской революции (1789—1794) и директории (1795—1799

7. Мерцалова М.Н. История костюма в 4т. — т.З, Костюм XVIII века... — М.: Эксмо, 2000

8. Мода и стиль: Энциклопедия/Гл. ред. В.А.Володин.

9. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права.

Т 2. — М.: Эксмо,

10. Кропоткин П.А., «Великая французская революция. 1789 — 1793»

11. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления/Э.Б.Плаксина, Л.А.Михайловская, В.П.Попов. — М.: Академия

12. Сборник документов по истории Нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. / Под ред. В. Г. Сироткина. М., 1990. 

13. Смирнов В.П. Франция: страна, люди, традиции. — М.: Мысль, 1988.

14. Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода французской буржуазной революции 1789—1794.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!