Просмотр содержимого документа
«Отражение верований древних славян в русских народных сказках»
Отражение верований древних славян в русских народных волшебных сказках
Исследовательская работа
выполнена учениками 7Б класса
Сафарян Амест, Кузиной Софьей.
Учитель: Данилова Э.В.
Введение:
- «Древние мифы, некогда выражавшие мировоззрения первобытных людей, со времен превращались в волшебные сказки». За невероятными чудесами и поэтической красотой сказок всегда оставалось путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. В них не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история народа.
Гипотеза исследования:
- Верования древних славян нашли отражение в русских народных сказках, особенно в волшебных.
Цель исследования, задачи исследования:
- Как верования древних славян нашли своё отражение в русских народных сказках
- Изучить информацию дополнительной литературы и познакомить с верованиями древних славян; внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности; определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.
Практическая значимость:
- Работа заключается в возможности использования на уроках отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволяет в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления славян.
Актуальность исследования:
- Определяется новым подходом к толкованию народных сказок, их героев образов и символов
Объект исследования:
1.1.Дикие животные-прародители 1.2.Древнеславянские божества 1.3.Умершие предки-покровители рода 1.4.Мир потусторонний 1.5.Магическая сила амулетов, оберегов и магии
2.1.Проявления тотемизма в сказках:
Славяне считали, что тотемные животные являются божествами, которым следует поклоняться. Убивать и принимать в пищу их было нельзя. Они помогают и защищают человека.
- Тотемизм в сказках ясно сказывался в превращении людей в животных ( «Марья Моревна», «Финист, ясный сокол», «Царевна –лягушка»)
- В сказке Царевна-лягушка на пути Ивана-царевича встречается медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают герою одолеть Кощея.
- Сказка «Иван-царевич и серый волк»: серый волк помогает царевичу, спасает от гибели.
- В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой
2.2.Божества:
По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покорятся судьбе.
- В сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был женится, хотел сначала от неё отказаться, но отец ему говори:
«Бери! Знать, судьба у тебя такая».
2.3.Потусторонний мир в волшебных сказках:
Наши предки считали, что смерть- это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.
Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это ещё раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.
2.4.Защита от злых духов: амулеты, обереги, магия.
Древние славяне стремились защитится от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией.
- В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены горшок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его витчиной
- В сказке про Емелю магическими являются слова:
«По щучьему велению, по моему хотению»- и всё, что хотел Емеля,
сбывалось.
2.5.Способ защиты от враждебных сил-запреты
Чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), нарушением которых никогда остаются без последствий.
- В сказке «сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Алёнушку, испил воды из копытца и стал козлёнком.
- В сказке «Гуси-лебеди» нарушала девочка запрет родителей уходить из дома- и гуси унесли её брата к Бабе-Яге