СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение верований древних славян в русских народных сказках

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отражение верований древних славян в русских народных сказках»

Отражение верований древних славян в русских народных волшебных сказках Исследовательская работа выполнена учениками 7Б класса Сафарян Амест, Кузиной Софьей. Учитель: Данилова Э.В.

Отражение верований древних славян в русских народных волшебных сказках

Исследовательская работа

выполнена учениками 7Б класса

Сафарян Амест, Кузиной Софьей.

Учитель: Данилова Э.В.

Введение: «Древние мифы, некогда выражавшие мировоззрения первобытных людей, со времен превращались в волшебные сказки». За невероятными чудесами и поэтической красотой сказок всегда оставалось путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. В них не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история народа.

Введение:

  • «Древние мифы, некогда выражавшие мировоззрения первобытных людей, со времен превращались в волшебные сказки». За невероятными чудесами и поэтической красотой сказок всегда оставалось путеводная нить, связывающая нас с действительным прошлым. В них не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история народа.
Гипотеза исследования: Верования древних славян нашли отражение в русских народных сказках, особенно в волшебных.

Гипотеза исследования:

  • Верования древних славян нашли отражение в русских народных сказках, особенно в волшебных.
Цель исследования, задачи исследования: Как верования древних славян нашли своё отражение в русских народных сказках Изучить информацию дополнительной литературы и познакомить с верованиями древних славян; внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности; определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.

Цель исследования, задачи исследования:

  • Как верования древних славян нашли своё отражение в русских народных сказках
  • Изучить информацию дополнительной литературы и познакомить с верованиями древних славян; внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности; определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.
Практическая значимость: Работа заключается в возможности использования на уроках отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволяет в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления славян.

Практическая значимость:

  • Работа заключается в возможности использования на уроках отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволяет в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления славян.
Актуальность исследования: Определяется новым подходом к толкованию народных сказок, их героев образов и символов

Актуальность исследования:

  • Определяется новым подходом к толкованию народных сказок, их героев образов и символов
Объект исследования: Русские народные сказки

Объект исследования:

  • Русские народные сказки
1.1.Дикие животные-прародители  1.2.Древнеславянские божества  1.3.Умершие предки-покровители рода  1.4.Мир потусторонний  1.5.Магическая сила амулетов, оберегов и магии

1.1.Дикие животные-прародители 1.2.Древнеславянские божества 1.3.Умершие предки-покровители рода 1.4.Мир потусторонний 1.5.Магическая сила амулетов, оберегов и магии

 2.1.Проявления тотемизма в сказках: Славяне считали, что тотемные животные являются божествами, которым следует поклоняться. Убивать и принимать в пищу их было нельзя. Они помогают и защищают человека.

2.1.Проявления тотемизма в сказках:

Славяне считали, что тотемные животные являются божествами, которым следует поклоняться. Убивать и принимать в пищу их было нельзя. Они помогают и защищают человека.

Тотемизм в сказках ясно сказывался в превращении людей в животных ( «Марья Моревна», «Финист, ясный сокол», «Царевна –лягушка») В сказке Царевна-лягушка на пути Ивана-царевича встречается медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают герою одолеть Кощея. Сказка «Иван-царевич и серый волк»: серый волк помогает царевичу, спасает от гибели. В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой
  • Тотемизм в сказках ясно сказывался в превращении людей в животных ( «Марья Моревна», «Финист, ясный сокол», «Царевна –лягушка»)
  • В сказке Царевна-лягушка на пути Ивана-царевича встречается медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают герою одолеть Кощея.
  • Сказка «Иван-царевич и серый волк»: серый волк помогает царевичу, спасает от гибели.
  • В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой
2.2.Божества: По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покорятся судьбе.

2.2.Божества:

По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покорятся судьбе.

В сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был женится, хотел сначала от неё отказаться, но отец ему говори:  «Бери! Знать, судьба у тебя такая».
  • В сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был женится, хотел сначала от неё отказаться, но отец ему говори:

«Бери! Знать, судьба у тебя такая».

2.3.Потусторонний мир в волшебных сказках: Наши предки считали, что смерть- это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

2.3.Потусторонний мир в волшебных сказках:

Наши предки считали, что смерть- это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это ещё раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это ещё раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

2.4.Защита от злых духов: амулеты, обереги, магия. Древние славяне стремились защитится от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией.

2.4.Защита от злых духов: амулеты, обереги, магия.

Древние славяне стремились защитится от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией.

В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены горшок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его витчиной В сказке про Емелю магическими являются слова:  «По щучьему велению, по моему хотению»- и всё, что хотел Емеля,  сбывалось.
  • В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены горшок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его витчиной
  • В сказке про Емелю магическими являются слова:

«По щучьему велению, по моему хотению»- и всё, что хотел Емеля,

сбывалось.

2.5.Способ защиты от враждебных сил-запреты Чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), нарушением которых никогда остаются без последствий.

2.5.Способ защиты от враждебных сил-запреты

Чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), нарушением которых никогда остаются без последствий.

В сказке «сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Алёнушку, испил воды из копытца и стал козлёнком. В сказке «Гуси-лебеди» нарушала девочка запрет родителей уходить из дома- и гуси унесли её брата к Бабе-Яге
  • В сказке «сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Алёнушку, испил воды из копытца и стал козлёнком.
  • В сказке «Гуси-лебеди» нарушала девочка запрет родителей уходить из дома- и гуси унесли её брата к Бабе-Яге


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!