СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отмена крепостного права в России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -"Отмена крепостного права в России"

Просмотр содержимого документа
«Отмена крепостного права в России»

Тема урока:

"Отмена крепостного права в России. Аграрная реформа 1861 года"

Цель: через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития.
Задачи:
Личностные – сформировать отношение к реформе Александра II;
Предметные – изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ в истории России.

Ход урока

I. Организационный момент

1 этап: Вводное слово:

Сегодня у нас на интересный и полезный урок истории нашего государства середины XIX века, в эпоху реформы 60-х годов. Скажите, а нужно ли нам изучать реформу 150-летней давности? Что могут дать нам эти знания?

- Давайте вспомним, что такое крепостное право?

- Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие страны? Почему?

Крепостное право являлось, тормозом для дальнейшего развития страны его необходимо было отменять.

Почему возникла необходимость отмены крепостного права, почему Александр II решил провести крестьянскую реформу 1861 года, которую так ждала Россия.

2 этап: Актуализация опорных знаний



- В середине XIX веке Россия потерпела поражение в войне. Какая это была война?

- Назовите годы Крымской войны. (1853-1856) К какому веку относятся эти даты? Отметьте этот век на ленте времени.

- Какие битвы вам больше всего запомнились?

- Назовите героев крымской войны.

- В чём причины поражения России в Крымской войне?

Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях.

А почему Россия отстаёт от других стран, какая ещё причина?

Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

3 этап: Получение новых знаний и умений

Рассказ студента о юности Александра II.

Рассказ преподавателя:

Россия середины 19 века отставала в своём развитии от других европейских стран. В России существовало крепостное право, и оно превратило большинство крестьян в рабов. Их покупали, били, наказывали. Они работали почти бесплатно на помещиков и владельцев заводов.



Причины отмены крепостного права в России

Отставание в развитии промышленности и сельского хозяйства

Отставание в военной технике

Экономическая отсталость

Поражение в Крымской войне












Промышленность и сельское хозяйство в стране не развивалось. Своё правление Александр II начал с крестьянской реформы.

Реформа - преобразования, осуществляемые в целях улучшения.

19 февраля 1861г. Александр подписал Манифест об отмене крепостного права.

Все крестьяне получили личную свободу. Теперь помещики не имели права продавать и покупать крестьян, распоряжаться ими и заставлять их работать на себя.

Крестьяне стали объединяться в сельское общество – общину. Все вопросы они решали на сельском сходе, руководил ими сельский староста.

Прочтём  отрывок из Манифеста: «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…»

Пока крестьяне пользуются наделом, они исполняют повинности.

Вся земля объявлялась собственностью помещиков. Даже те наделы, которые были раньше у крестьян и они ими пользовались, тоже были помещиков. Но помещики были обязаны предоставить крестьянам землю, крестьяне должны были выкупить её. Невыкупленная земля считалась во временном пользовании. Крестьянин обязан был платить помещику за пользование землёй. Плату можно было вносить деньгами или продуктами. (оброк, барщина)

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином. Помещик и крестьянин должны были договариваться между собой о размерах надела, о размерах оброка и барщины. Эта записывалась в Уставной грамоте.

Крестьянин, не выкупивший свой надел земли, назывался временнообязанным.

А крестьяне, которые выкупали землю, назывались крестьянами - собственниками.



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ 1861 г., КАСАЮЩИЕСЯ ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН

Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II твердил 19 февраля 1861 г., в годовщину своего воцарения.

Крепостное право отменялось. 22,5 млн помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус «сельских обывателей» и некото рые экономические и гражданские права: 

          Права, полученные крестьянами

               

Гражданские:

личная свобода, независимость от помещика

крестьяне – свободные сельские обыватели

право переходить в другие сословия

самостоятельно вступать в брак

свобода выбора рода занятий

могли защищать свои права в суде

уплата подушной подати

рекрутская повинность

сохранение телесных наказаний

Имущественные:

самостоятельно совершать сделки

приобретать и распоряжаться имуществом

заниматься торговыми операциями

заводить промыслы

                                                                     

Политические:

участие в выборном местном самоуправлении

запрет занимать государственные должности

ОТНОШЕНИЕ КРЕСТЬЯН К РЕФОРМЕ



Первая реакция. Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к  Манифесту крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «на стоящую волю». В итоге в ряде мест (в том числе в селе Бездна. Ка занской губернии и деревне Кандеевка Пензенской губернии) вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Руководитель выступления в селе Бездна крестьянин Антон Петров так «прочитал» Положение 19 февраля, что, со гласно его разъяснениям, вся земля должна была отойти к крестьянам. По безоружным людям солдаты открыли огонь, около ста человек были убиты, а Петров на глазах народа расстрелян. Студен ты устроили в Казани политическую панихиду, на которой с яркой обличительной речью выступил профессор истории университета А. П. Щапов. Всего зимой и весной 1861 г., по официальным данным, было 1370 массовых крестьянских выступлений.

Однако к лету 1861 г. волнения пошли на убыль. За июнь- декабрь произошло 519 выступлений. Крестьяне, участвуя в составлении  уставных грамот и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в по вседневную трудовую деятельность, что и вело к постепенному успокоению деревни. Надежды же революционеров поднять крестьян на борьбу после подписания уставных грамот, т.е. тогда, когда, как предполагалось, они окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными (хотя 60% крестьян не подписали первый вариант уставных грамот). Реализация реформы вызывала рост новых противоречий и усилила раскол в деревне.

ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН

По Положению 1863 г. удельные крестьяне (4% всех кресть ян) становились собственниками земли. Часть земли у них также «отрезали», но несколько меньше, чем у бывших помещичьих крестьян.

В 1866 г. началась реформа государственной деревни, государственные крестьяне (44% всех крестьян) получили весь свой на дел, стоимость которого начали выплачивать с 1886 г.

Крестьянская реформа на «национальных окраинах» Рос сии проводилась позже (в Закавказье — в 1864—1883 гг., в Бесарабии — в 1868) и на худших для крестьян условиях, чем в Централь ной России.

ВЫВОДЫ:

Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской  истории, он положила начало ускоренной модернизации страны

 «Великая реформа» дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, произошедшая на насколько лет позже, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений, привела к утверждению капиталистических отношений.

Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др.

Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

- Сохранилось крупное помещичье землевладение.

- Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), владели землей

: разных полях, что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводившая к крестьянскому малоземелью, что в итоге стало одной из причин аграрного кризиса начала XX в.

- В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были рать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. Из-за отсутствия

необходимых для денежной аренды средств они были вынуждены расплачиваться за нее отработками на земле помещика. В результате сложилась отработочная система, напоминавшая барщину.

- Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения

крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих рестьян к обнищанию.

- Сохранение поземельной общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских

хозяйств и такого крестьянина, который бы стал настоящим хозяином на земле. Община в ряде регионов способствовала укреплению коллективистских настроений, а с развитием рыночных отношений она превращалась в один из оплотов традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

Сословная неравноправность крестьян, которые оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой пор кой в уплате налогов, несли различные повинности, подвергались телесным наказаниям по решению волостного суда.

Реформа придала самодержавию новый запас прочности. Не встав на путь преобразований, государство рано или поздно доля было столкнуться с проблемой самореформирования и прийти к  становлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к yправлению страной определили незавершенность реформ, стали ним из факторов глубокого общественно-политического кризис начала XX в.

В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали пре образовательному потенциалу русского общества 50—60-х гг., их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой — не адекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительно политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило непоследовательность реформы 1861 г. Все ее недостатки, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.



Крестьянская реформа вызвала недовольство и помещиков, и крестьян. Помещики потеряли возможность использовать труд крестьян. Их доходы сильно сократились, многие вынуждены были продать свои имения, другие разорились. Крестьяне надеялись получить землю даром, но им нужно платить за землю долгие годы. Крестьяне считали это несправедливым. Во многих губерниях начались бунты.

 Реформа 1861 года вызвала недовольство. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все крепостные становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.



Закрепление



Тест 

Вопрос первый. Назовите основные причины отмены крепостного права в России

Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

Увеличение количества крестьянских бунтов давало понять, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

Поражение в Крымской войне продемонстрировало несостоятельность той политической системы, которая была в то время в Российской империи.

Все вышеперечисленные варианты

Известно, что Александр первый задумывался об отмене крепостного права. Хотя воплотить эту реформу в жизнь ему не удалось, свет увидел «Указ о вольных хлебопашцах». Полагаю, что вы помните, что этот указ давал крестьянам возможность крепостных крестьян на волю за выкуп с землей в собственность по обоюдному согласию с помещиком.


 

Вопрос второй. В каком году Александр первый подписал вышеупомянутый документ?

1803

1802

1803

1801

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.



Вопрос третий. Как назывались комитеты, разрабатывающие проекты по улучшению быта крестьян?

Крепостные комитеты

Губернские комитеты

Александровские комитеты

Уездные комитеты


 

Манифест об отмене крепостного права увидел свет лишь через несколько лет после создания комитетов, речь о которых шла в предыдущем вопросе. Своим мнением об этом событии вы обязательно поделитесь позже, а пока давайте посмотрим на фрагмент текста документа.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта.

 Вопрос четвертый. Назовите точную дату отмены крепостного права.

19 февраля 1861 года

7 марта 1861 года

19 января 1862 года

12 апреля 1860 года



Известие об отмене крепостного права

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Вопрос пятый. Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861 года крестьянин единовременно должен был внести 20-25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?

Дворяне

Государство

Земство

Помещики не получали оставшиеся 75-80% денег.

 Творческое задание

Почему Александр 1 получил почётное звание «Царь-Освободитель»?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Каковы предпосылки отмены крепостного права? Каким обра личные качества императора влияли на подготовку и осуществление ] формы? Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?

Какие проекты реформ были предложены представителями ра личных течений русского общества? Чем вызывались их особенности?

Почему, несмотря на сопротивление основной массы дворянства, j Александр II настоял на освобождении крестьян с землей?

Какую роль в подготовке реформы сыграли губернские комитета и Редакционные комиссии?

Проанализируйте содержание Манифеста и «Положения о крестья-1 нах, выходящих из крепостной зависимости». Что в этих документах от вечало интересам помещиков, крестьянства, государства?

Что такое «отрезки», как они влияли на хозяйственную деятель-! ность крестьян?

Расскажите о крестьянской общине, ее организации и функциях. Как она влияла на хозяйственную деятельность, жизнь и сознание! крестьянства?

Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.

Домашнее задание:

Контрольный тест по теме «Отмена крепостного права»

Задание первое. Ребята, изучив эту тему, вы запомнили ряд новых терминов. Расшифруйте, пожалуйста, те понятия, которые представлены чуть ниже.

Крепостное право

Выкупная сделка

Чересполосица

Недоимки

Задание второе. Назовите последствия отмены крепостного права.

Задание третье. Отмена крепостного права – довольно противоречивое явление. Вслед за одной из самых важных реформ XIX века начался ряд других изменений. А каково ваше мнение? Стоило ли отменять крепостное право? Каково было крестьянам после отмены? Напишите сочинение-миниатюру, в которой будут ответы на те вопросы, которые приведены в задании.

Задание четвёртое:

Ответьте на вопросы:

- Когда и почему в России было отменено крепостное право?

- Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать?

- В чём историческое значение отмены крепостного права?



Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!