СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отмена крепостного права

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку 

Просмотр содержимого документа
«Отмена крепостного права»

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения материала на прошлом уроке; Задача: помочь обучающимся от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения материала на прошлом уроке;

Задача: помочь обучающимся от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению.

     Крепостное право    Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Личная зависимость – крестьяне, которые фактически принадлежал, помещику, несли повинность не только за землю, но и за себя лично. Чересполосица - расположение крестьянского надела

Крепостное право

Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.

Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Личная зависимость – крестьяне, которые фактически принадлежал, помещику, несли повинность не только за землю, но и за себя лично.

Чересполосица - расположение крестьянского надела "полосами" вперемешку с участками других наделов, использовалась крестьянской общиной для того, чтобы гарантировать хотя бы минимальный урожай каждому крестьянину, а также для реализации уравнительного принципа распределения земли в общине.

Николай Милютин - второстепенный чиновник Министерства внутренних дел явился представителем истинно государственных начал и дал вопросу отмены крепостного права. Яков Ростовцев - государственный деятель,  основной разработчик реформы отмены крепостного права.

Николай Милютин - второстепенный чиновник Министерства внутренних дел явился представителем истинно государственных начал и дал вопросу отмены крепостного права.

Яков Ростовцев - государственный деятель, основной разработчик реформы отмены крепостного права.

Причины отмены  крепостного права Убежденность Александра II в том, что наличие гражданских прав у крестьян является главным условием развития самодержавного государства. Недовольство европейских держав, которых возмущало наличие в России рабства. Многочисленные массовые крестьянские выступления против крепостного права. Настоятельная потребность преодолеть военно-техническую отсталость России, наглядно проявившуюся в ходе Крымской войны.

Причины отмены крепостного права

  • Убежденность Александра II в том, что наличие гражданских прав у крестьян является главным условием развития самодержавного государства.
  • Недовольство европейских держав, которых возмущало наличие в России рабства.
  • Многочисленные массовые крестьянские выступления против крепостного права.
  • Настоятельная потребность преодолеть военно-техническую отсталость России, наглядно проявившуюся в ходе Крымской войны.
 19 Февраля 1861 года  Александр II подписал Манифест, отменяющий крепостную зависимость крестьян.

19 Февраля 1861 года

Александр II подписал Манифест, отменяющий крепостную зависимость крестьян.

Гусиное перо, которым Александр II подписал Манифест 19 февраля 1861 г. «Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

Гусиное перо, которым Александр II подписал Манифест 19 февраля 1861 г.

«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

Земельные наделы Их размер - от 3 до 12 десятин ( в зависимости от региона России) – 1 десятина = 1,1 га. Если размер земли , которой пользовался крестьянин до реформы, был больше нормы, излишек забирал помещик ( отрезок ), если размер был меньше нормы землю дорезали. * Крестьяне должны были выкупать свои наделы у помещика До совершения выкупной сделки крестьяне становились « временнообязанными », т.е. должны были выполнять прежние повинности: барщина (до 70 дней в год) и оброк

Земельные наделы

  • Их размер - от 3 до 12 десятин ( в зависимости от региона России) – 1 десятина = 1,1 га. Если размер земли , которой пользовался крестьянин до реформы, был больше нормы, излишек забирал помещик ( отрезок ), если размер был меньше нормы землю дорезали.

* Крестьяне должны были выкупать свои наделы у помещика

  • До совершения выкупной сделки крестьяне становились « временнообязанными », т.е. должны были выполнять прежние повинности: барщина (до 70 дней в год) и оброк
Проблемный вопрос:  « Старое крепостное право было заменено на новое…» (Н.Огарев)

Проблемный вопрос:

« Старое крепостное право было заменено на новое…» (Н.Огарев)

«Новое крепостное право» Отрезки – излишки земли, которые отходили помещику. Выкупные платежи уплачивались государству. Отдавать долг в течение 49 лет на совершения выкупа. Временно-обязанные отношения – это отношения между крепостным и крестьянином собственником, при котором крестьянин, должен был выплатить помещику повинности, либо выкупные платежи государству. Издольщина - это фиксированная плата (часть урожая), обговорённая в договоре. Каким бы ни был урожай, крестьянин обязан эту долю отдать.

«Новое крепостное право»

  • Отрезки – излишки земли, которые отходили помещику.
  • Выкупные платежи уплачивались государству. Отдавать долг в течение 49 лет на совершения выкупа.
  • Временно-обязанные отношения – это отношения между крепостным и крестьянином собственником, при котором крестьянин, должен был выплатить помещику повинности, либо выкупные платежи государству.
  • Издольщина - это фиксированная плата (часть урожая), обговорённая в договоре. Каким бы ни был урожай, крестьянин обязан эту долю отдать.
Крестьяне платили  выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая - рыночная  стоимость земли, а сумма оброка , которую помещик получал до реформы. Выкуп должен быть равен сумме, которая будучи положена в банк под 6%, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка с крестьянина. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не рыночный , а прежний феодальный критерий .

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая - рыночная стоимость земли, а сумма оброка , которую помещик получал до реформы. Выкуп должен быть равен сумме, которая будучи положена в банк под 6%, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка с крестьянина.

Таким образом, в основу выкупной операции был положен не рыночный , а прежний феодальный критерий .

К вопросу об отмене крепостного права к России «Главная задача России – просвещение, без него нельзя ничего достичь. Но распространению просвещения мешает крепостное право. В то же время трогать крепостное право при таком состоянии просвещения опасно». Зубов П.А.  Крепостное право  Просвещение

К вопросу об отмене крепостного права к России

«Главная задача России – просвещение, без него нельзя ничего достичь. Но распространению просвещения мешает крепостное право. В то же время трогать крепостное право при таком состоянии просвещения опасно».

Зубов П.А.

Крепостное право

Просвещение

А.И. Герцен: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите от крови, которую он должен будет пролить!» (из письма Александру II февраль 1855 г. ) Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ  Н.А. ДОБРОЛЮБОВ

А.И. Герцен: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите от крови, которую он должен будет пролить!» (из письма Александру II февраль 1855 г. )

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.А. ДОБРОЛЮБОВ

19 февраля 1861 года «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны императором (17 документов) , с 5 марта во всех храмах священники начали обнародовать «Манифест 19 февраля 1861 г.)

19 февраля 1861 года «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны императором (17 документов) , с 5 марта во всех храмах священники начали обнародовать «Манифест 19 февраля 1861 г.)

Значение и итоги реформы крестьяне получили личную свободу и гражданские права; реформа создала необходимые условия для утверждения капитализма; способствовала росту темпов экономического развития; способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоёв – пролетариата и промышленной буржуазии, изменению самого крестьянства.

Значение и итоги реформы

  • крестьяне получили личную свободу и гражданские права;
  • реформа создала необходимые условия для утверждения капитализма;
  • способствовала росту темпов экономического развития;
  • способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоёв – пролетариата и промышленной буржуазии, изменению самого крестьянства.
Прочитать в учебнике стр.137-140; Ответить на вопросы 3,4 на стр.140.

Прочитать в учебнике стр.137-140;

Ответить на вопросы 3,4 на стр.140.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!