СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличительные особенности современного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  организовать учебную деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Просмотр содержимого документа
«Отличительные особенности современного урока»

Отличительные особенности современного урока

Целью учебного процесса в соответствие с требованиями нового стандарта становится не просто достижение определенного уровня знаний-умений-навыков по данному учебному предмету, но, что не менее важно, создание условий для развития и осуществление самого развития у учащегося психических (интеллектуальных, личностных и иных) новообразований, соответствующих задачам возрастного и социального развития.

Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Поэтому научить учиться является одной из главных задач. Для достижения этих целей учащийся должен стать активным участником учебной деятельности. Он должен самостоятельно определить тему и цель урока, определять область своего не знания, планировать действия по достижению цели, осуществлять самоконтроль, самооценку и рефлексию своей деятельности. Учитель на уроке не сообщает знания, а является консультантом, помощником или партнером в совместной деятельности.

Для современного образования важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к само изменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и прочее).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности учителя – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития учащегося и самого себя.

Цель урока при системно-деятельностном подходе должна задаваться с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

На уроке нужно систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

При системно-деятельностном подходе используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Это разного рода групповые работы. Например, когда каждая группа работает над своим заданием, а затем обучает другие группы тому, что узнали сами. Метод «Охота за сокровищами», метод «Снежный ком», при которых происходит взаимообучение, что является очень эффективной формой работы, так как доказано, что усвоение идет на максимальном уровне, когда человек обучает другого человека.

Учитель должен владеть технологией диалога, он должен учить учащихся ставить и адресовать вопросы.

Нужно эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Преобладающей формой должны являться проблемные формы обучения, так они способствуют развитию мышления обучающихся, развитию их познавательной деятельности.

Следует использовать четкие критерии самоконтроля и самооценки , тогда будет происходить специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся. Нужно учить учащихся оценке и самооценке своей деятельности.

Нужно стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Создавать благоприятную психологическую атмосферу урока, формировать ситуацию успеха для каждого ученика.

Следует принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения.

На уроке должен быть стиль общения, тон отношений, который создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, должно осуществляться глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность и т.д.

На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Здесь используются частично-поисковые, проблемные методы

Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка и взаимопроверка. Само и взаимооценка учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

Урок должен быть направлен на достижение результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Для этого урок должен быть организован таким образом, что бы основной деятельностью на уроке была деятельность обучающихся, направленная на развитие их личностных качеств, на развитие их познавательной деятельности, на развитие их коммуникативных умений, т.е. на формирование УУД и на их основе формировании компетенций учащихся. Предметные знания и умения становятся средством для развития личности учащихся.

На уроке должны использоваться современные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированные технологии, развивающее обучение, проблемное изложение, исследовательский метод, проектный метод, интерактивные методы обучения, т.к. применение этих технологий способствует развитию личности учащихся, развитию их познавательной деятельности, позволяют учащимся стать активными участниками учебного процесса, а не просто пассивными слушателями.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!