Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.
Предметные задачи урока:
- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
- воспитывать умение сотрудничать.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- прослеживать по схеме-модели путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
- проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу выполнять ее;
- владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;
- следовать инструкции проведения опыта;
- фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;
Ход урока:
I. Оргмомент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- О чём это стихотворение?
- А что такое природа? - Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?
-А чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким?
II. Целеполагание и мотивация.
- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
2.– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.
- Что вы сами знаете по теме урока?
- Всё ли нам известно?
- Хотите узнать больше?
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)
-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
-Почему?
-Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?
-Давайте попробуем воду на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).
-Какой была вода в ваших стаканах?
-Где содержится солёная вода? ).
-Откуда вы это знаете?
- А как называется вода, которая была во втором стакане?
-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?
- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?
IV. Первичное усвоение материала (блок первый).
-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома по схеме - модели.
V. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый)
1.- Ещё раз проследим путь воды на экране.
- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?
- Куда сначала поступает речная вода?
- Покажите станцию очистки.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки?
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы.( Рисунок микробов) Целый зоопарк. Микробы опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?
-Куда мы используем воду в доме?
- Какой станет использованная вода?)
- Куда поступает использованная вода?
- Покажите путь использованной воды.
-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?
- Куда потом поступает очищенная вода?
- Покажите.
2. Работа в парах.
–А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.
- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.
Проверка знаний.
.
Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)
- У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски)
-Вторая? (показывают у доски)
- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки
-Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)
3. -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)
-Докажите почему вы выбрали иллюстрацию под №3?
-Найдите на с. 61учебника рисунок очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.
-Отложите учебники и объясните, почему не выбрали 1 и 2 картинки?
Давайте сделаем вывод Использованную, грязную воду нельзя сливать в … …
потому что ней содержится много… Поэтому грязная вода должна пройти ….
-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ?
VI. Физминутка
Рыбки плавали, ныряли
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в воде.
VII. Первичное усвоение материала (блок второй).
Опыты по очистке и загрязнению воды.
1. Злючка - Грязючка (рисунок)
Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня. В какой вода ей нравится жить? -Это Злючка – Грязючка.
-Прочитайте послание по учебнику с. 61 вверху
- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки – Грязючки?
-Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха?
2. Опыты по загрязнению и очистке воды
-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…
2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…
3 ряд - 3 группа. Главный исследователь -
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?
-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.
–Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)
2 группа, чем вы загрязнили? (песком)
3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по - разному.
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.
- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?
-Можно ли пить такую воду?
-Что нужно сделать?
3.–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)
- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?
- Как мы можем сохранить воду чистой?
IX. Первичное закрепление учебного материала.
1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?
-Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?
- Как нужно относиться к воде?
2. Парная работа
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.
X. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-А давайте прочитаем какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. ( Читают по учебнику стр. 61 внизу)
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
Рефлексия по смайликам.