Подготовила: Гаджиева Р.О.
учитель биологии и химии
МКОУ СОШ №3 г. Кизилюрт
Тема: «Зрительный анализатор».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: изучить особенности строения и работы зрительного анализатора.
Задачи:
Образовательные: опираясь на знания о строении анализатора, сформировать представление о анатомо - функциональной характеристике зрительного анализатора
Воспитывающие: прививать детям идею о необходимости изучения человеческого организма для создания ситуации успешности в собственной жизни и для пользы обществу.
Развивающие: углубить представление о восприятии целостной картины мира на примере работы зрительного анализатора как оптического прибора; развивать технологические, информационные, коммуникативные компетенции.
Оборудование:
Таблицы “Строение зрительного анализатора”
проектор, экран, компьютер
макет глаза
Презентация “Строение и функция зрительного анализатора”
Раздаточный материал: маршрутные листы, карточки с заданием
Ведущий тип деятельности детей: продуктивный способ деятельности, проблемно-диалоговое мышление.
Интегрированные связи:
Литература (стихотворение Н.Заболоцкого “Портрет”),
ИЗО (“Портрет Струйской”, автор – Федор Рокотов),
Физика (Оптика)
План урока
Этап урока | Содержание | Методы | Наглядность |
1. Вводная часть | 1.1. Приветствие, постановка целей и задач | Беседа | |
1.2. Актуализация знаний | Проверочная работа, самооценка | Рабочие листы, устно |
2. Изучение нового материала | 2.1. Значение зрения | Лекция | Презентация |
| Строение зрительного анализатора | Беседа | Презентация |
Строение глаза | | макет, таблица |
физкультминутка | | гимнастика для глаз | |
3. Закрепление изученного материала | Строение зрительного анализатора | Проверочная работа, обсуждение результатов | Презентация, ноутбуки |
4. Подведение итогов урока, домашнее задание | 4.1.Результаты урока | Беседа | Презентация |
| 4.2.Домашнее задание | | |
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие, пожелание плодотворной работы и хороших оценок)
2. Актуализация знаний
На протяжении первой четверти вы познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света.
Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму.
Ребята, закройте глаза и представьте голубое небо, яркое сияние солнца, синее бескрайнее море, зеленый луг, цветы, птиц…
Представили? Красиво?
Но, к сожалению, есть люди, которые не могут видеть эту красоту и их так много, что в каждом городе, даже таком маленьком как наш, есть общества слепых. Сегодня мы с вами узнаем, как надо беречь зрение, изучим строение наших глаз и то, как они работают.
Как вы думате, какова тема нашего урока?
Молодцы. Запишите в тетрадях. Цель урока
Но, прежде чем отправиться в путешествие, надо к нему хорошо подготовиться. Поэтому сейчас мы проверим, как вы усвоили домашнее задание.
1 и 3 ряд задания на карточках, 2 ряд устно.
Самая молодая в эволюционном отношении часть головного мозга?
У каких животных впервые появляются большие полушария?
Как называется поверхностный слой полушарий?
Какое она имеет строение?
Какое вещество находится под корой?
На сколько долей подразделяют полушария большого мозга?
Назовите их
В какой части мозга находятся слуховая и обонятельная зоны?
А зрительная?
Молодцы
3. Изучение нового материала
Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Примерно 70% информации из окружающего мира человек воспринимает при помощи органа зрения. А какие ещё органы чувств вы знаете? (зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса).
А как это происходит? В органах чувств находятся рецепторы, которые реагируют на раздражители. Рецепторов в организме множество – на 1 см2 приходится до 400 чувствительных рецепторов.
Анализ раздражений начинается уже в рецепторах. Там возникает нервный импульс, который по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают восприятия, ощущения и представления.
Что же такое анализатор, это новое для вас понятие, давай те запишем его в тетрадях.
Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.
Повторите, повторите, повторите.
Анализатор состоит 3-х частей: рецептора, проводника (путь передачи возбуждения) и соответствующей зоны коры полушарий большого мозга.
Повторите, повторите, повторите..
Ребята, посмотрите друг на друга, у всех такие красивые глаза. Что защищает ваши глаза от пота, который стекает со лба?
а что защищает глаза от пыли и высыхания?
а глазами вы двигать можете в разные стороны? благодаря чему?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал о строении глаза, и выполним задания на ноутбуках.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Итак, наш урок подходит к концу. Подсчет баллов, выставление оценок
Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Задание на дом:
прочитать стр. 72-77, зарисовать рисунок глаза на стр.74-75
творческое задание:
- составь 1 – 2 ребуса по теме “Зрительный анализатор”
- решить ситуативную задачу:
Водитель Иванов, сбивший на машине породистую собаку, утверждает, что он её не видел на дороге вообще. Честен ли он в своих показаниях? Ответ пояснить.
- объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы»