СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Зоология - наука о царстве животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель знакомит учащихся с царством животных, давая им характеристику. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях за животными и обобщают свои знания.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Зоология - наука о царстве животных"»

Дата 21.12 2018

Класс 7А

Учитель: Нарышкина М.Г.

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах.

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.


ХОД УРОКА

Содержание учебного материала



  1. Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании



II. Знакомство с

организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

  • Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

  • Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью


III. Изучение н/м

1.Зоология – наука о животных

  • Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" – жизнь, «логос» – наука) - наука о живой природе (слайд 2).

  • Кто из ученых впервые предложил термин «биология»?

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства

  • Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

  • Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

  • Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные

  • А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).


2. Современная зоология – система наук о животных.

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

  • цитология – их клеточное строение

  • Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

  • Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

  • Систематика – классификацию животных

  • Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

  • Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук

  • генетики, объясняющей закономерности наследственности,

  • зоогеографии – распространение животных,

  • этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных, в том числе

  • особый мир животных представляют простейшие,

  • паразитические черви,

  • пауки,

  • насекомых,

  • рыб,

  • птиц,

  • млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

 Пользуясь учебником “Биология. 7 класс” заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука

Что изучает



3. Сходство и различия животных и растений

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.


4. Отличие животных от растений

Чем отличаются животные от растений?

  1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

  2. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

  3. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

  4. Воспринимают раздражения и реагируют на них.

  5. Большинство активно передвигаются.

  6. Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

Заполните таблицу «Различия растений и животных»:


Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

Рост

Движение

Газообмен

Строение клетки


5. Многообразие животных

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.


6. Значение животных. Дикие и домашние животные

Работа в группах по заданию:

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

4 группа- Обобщение по теме: Роль животных.

1 группа:

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Отрицательная роль животных в природных сообществах

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

3 группа:

Промысловые животные

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа

А). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.


7. Охрана животных

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое Красная книга?

  • Для чего она создана?





8. Закрепление

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

  2. Как называется наука, изучающая животных?

  3. Кто впервые предпринял попытку классификации животных?

  4. Чем животные отличаются от растений?

  5. О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

  6. Какие среды жизни заселили животные?

  7. Что такое местообитание?

  8. Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?

  9. Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?





9. Рефлексия.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!