Дата: 19.12.2019 г.
Педагог ДО: Агеев Дмитрий Александрович
Тема урока: «Жанры изобразительного искусства»
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ;
Цель: закрепить жанры изобразительного искусства.
Задачи:
- образовательная: создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, одухотворенности и красоты, закреплять у четвероклассников навыки составления и исполнения композиции, пропорций;
- воспитательная: воспитывать эстетический вкус, внимание, наблюдательность;
- развивающая: развивать образное мышление, творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер.
Форма урока: индивидуально-коллективная.
Методы обучения: частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя.
Зрительный ряд: Репродукции отечественных художников И. Хруцкого,
И. И.Шишкина, М.И. Самсонова, О.А. Кипренского, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, В.А Серова, Л.Даценко.
Музыкальный ряд: Музыка Карунеш «Чайная церемония»
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
2. Беседа по жанрам ИЗО
-Сегодня на этом уроке вы, дети, будете играть необычную для вас роль. Вы станете не только художниками, но и немного исследователями, немного экскурсоводами, немного волшебниками.
-Я же буду выступать в роли советчика и эксперта.
1.Если видишь на картине
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картину называют – натюрморт.
- А что такое натюрморт с точки зрения художника?
(Натюрморт - это мертвая натура).
- Да! Натюрморт - это мертвая натура.
К натюрморту относятся; посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.
На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников.
-А теперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу в жанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает.
Ученик: На картине И. Хруцкого “ Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом кувшин с рельефным рисунком похож на цветочную клумбу. Каждый цветок красив и ярок.
- Натюрморт простой или сложный? (Сложный)
2. Если видишь на картине:
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим,
Не задумываясь, скажем:
Называется… пейзажем
Картина Айвазовского, Шишкина «Корабельная роща»
-Какие деревья изображены?
«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»
- Какие средства, приёмы вы уже знаете для того, чтобы правильно организовать пространство пейзажа?
Ученики.
1) выбор формата (горизонтально или вертикально, это зависит от замысла композиции);
2) положение линии горизонта (высоко, низко – зависит от положения зрителя, наблюдателя, художника);
3) использование схемы построения пейзажа – выбор композиции;
Ученики.
- все параллельные прямые имеют на линии горизонта точки схода;
- Чем ближе предмет к наблюдателю, художнику, тем ниже он изображается к нижнему краю листа и крупнее;
- Чем дальше предмет от наблюдателя, художника, тем выше он изображается от нижнего края листа и мельче, меньше;
(Закон «ближе - дальше»; закон «параллельных прямых и точки схода»)
3. Если на картине лоси. Нарисованы,
Или собрались, встречая осень, К перелету журавли,
Или как живут пингвины В стуже антарктической.
Знай, что жанр такой картины- Анималистический…
- Значит, на картинах будут изображены кто? (Животные)
Какие виды мы еще с вами не назвали?
Марина (морской)
Исторический
Бытовой
Сказочно-былинный
Деревенский
Портрет
Архитектурный
Городской
Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.
Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.
Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.
Сказочно-былинный – изображение сказочных героев
Деревенский – изображение сельского вида
Архитектурный – в картине преобладают архитектурные элементы
-Что такое портрет?
Портрет - на картине изображается индивидуальный облик человека, в котором художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера.
Городской – типичные городские сооружения и постройки
Вот мы и вспомнили жанры изобразительного искусства.
- Как вы думаете какова тема нашего урока? («Жанры изобразительного искусства».)
- Но мы не сказали что такое жанр, и так:
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.
Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”?
Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой.
Что такое искусство?
Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции.
3.Физкультминутка
Мы слушали, отвечали,
И немножко мы устали.
- Проведём с вами физкультминутку. Есть желающие?
А теперь мы встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покружимся бочком,
Сядем и рисовать начнем.
4. Практическая часть
-А теперь перейдем к практической работе.
- И так, теперь, когда вы познакомились с жанрами изобразительного искусства, вы выбираете тот жанр, который вам понравился больше всего и начинаете рисовать.
- Вы должны проявить свой индивидуальный творческий талант, свои знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства.
Звучит мелодия Карунеша «Чайная церемония».
Рекомендации учителя:
1. Каждый обдумывает, как наилучшим образом в эскизе раскрыть содержание темы.
2. Необходимо в центре плоскости разместить модуль.
3. Определить, что будет главным в рисунке.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Итог урока
- На этом уроке мы совместно сделали попытку превратить придуманный образ в реальное изображение.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставим эти работы в ряд, а получилась у нас (небольшая портретная галерея).
- Распределите ребята картины по жанрам
- Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших работах?
- В ваших картинах вы сумели решить широкий круг вопросов - от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства.
- Вот ребята посмотрите работы отражающие все признаки художественного мастерства.
- И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим.
- Спасибо за работу!
- Убираем рабочие места.
- Всем до свидания!