Урок цветоводства и декоративного садоводства 7 класс
Тема: «Виды минеральных удобрений. Их характеристика».
Учитель: Сельденрайх Светлана Анатольевна.
Цель: познакомить учащихся с видами минеральных удобрений и дать им характеристику.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся представление о видах минеральных удобрений и характеристике;
Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий на соотнесение минеральных удобрений к группам удобрений; развивать память, мышление, расширять словарный запас, устную и письменную речь;
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность и интерес к предмету, заботливое отношение к растениям.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснение, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа в игре.
Оборудование: карточки, ученическая доска, рабочие тетради, ручки, инвентарь, минеральные удобрения, рисунки растений.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на урок.
Здравствуйте, юные цветоводы. Очень рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Садитесь. Проверьте-все ли принадлежности подготовлены к уроку? Ручки, тетрадки, карточки с домашним заданием? Вижу, что все готовы.
Ребята. Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Я прошу вас полностью сосредоточиться на уроке и быть более серьезными и внимательными. Начинаем.
Всем желаю большого успеха всегда и во всем. (На каждом слове соединяем пальцы двух рук, на последнем хлопаем)
А теперь отгадайте загадку:
Его подсыплю под цветок,
Чтоб тот расти быстрее мог.
Еда не только для растения,
Зовётся просто - ….
Правильно- удобрения.
Цель нашего сегодняшнего урока: ознакомиться с видами минеральных удобрений и составить памятку по их применению.
Итак, ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с удобрениями для растений и изучили один из его видов- органическое. Сегодня мы с вами повторим прошлый урок и начнем изучать новую тему: «Виды минеральных удобрений, их характеристика». Мы изучим с вами три самых необходимых минеральных удобрений для наших удобрений и узнаем для чего они нужны.
II. Повторение. Актуализация опорных знаний.
У- учитель, Д- дети
У: Кто мне скажет, какая сегодня дата?
Д:… января.
У: а январь- это какое время года?
Д: - зима.
У:-Правильно. А после зимы какое время года наступит?
Д:- весна.
У:-Да, весна. И весной мы начнем высаживать семена цветов на клумбы в почву-как делаем это каждый год. Каждый год на наших клумбах цветет много цветов. И они все очень красивые. Скажите, а что необходимо цветам для жизни?
Д:- свет, тепло, почва, вода, воздух.
У:- А что растения берут из почвы?
Д: - питательные вещества.
У:- Правильно. Питательные! От слова — питаться. Т,е. Растения получают питание из почвы. А если растению не хватает питательных веществ в почве- чем мы их можем подкормить?
Д:- удобрением.
Проверка домашнего задания.
Вам необходимо было по карточке выучить виды органических удобрений. Перечислите мне их каждый по одному.
Д:- навоз (коровий, лошадиный), птичий помет, торф, компосты, , биогумус (остатки жизнедеятельности земляных червей).
А теперь ребята, открывайте тетради и записывайте дату и тему урока.
Тема урока: «Виды минеральных удобрений, их характеристика» (запись в тетради)
И сегодня мы с вами выучим новые словарные слова(читаем вслух хором) минеральные, азотные, фосфорные, калийные.
Запись в тетради словарных слов.
А теперь давайте их еще раз повторим. Но не просто прочитаем, а к каждому слову будем добавлять слова: УДОБРЕНИЯ ДЛЯ РАСТЕНИЙ.
III. Объяснение нового материала
Каждый из нас, ребята, хоть раз пил витамины. Для чего мы это делали? Если волосы секутся или перестают блестеть , если ногти расслаиваются- пьем витамины одного вида. Есть витамины и для улучшения зрения. Когда врач выписывает витамины- он всегда говорит, что нам не хватает определенных веществ в организме.
А что же с цветами? Им тоже требуются витамины, только называются они «УДОБРЕНИЯ». Для наших растений- именно мы, обычные люди и являемся докторами. Ведь минеральные удобрения мы можем купить в обычном цветочном магазине или на рынке без рецепта. Как же понять- какое удобрение требуется нашему растению? В этом мы сегодня с вами попробуем разобраться.
Но прежде давайте с вами запишем определение минеральных удобрений и узнаем почему так важно знать каждому огороднику и цветоводу их действие.
Минеральные удобрения - это минеральные соли.
И многие удобрения внешне очень похожи на ту соль, которую мы с вами добавляем в пищу: супы, каши, соусы. (Показать селитру и соль пищевую).
Зачем нам вообще знать про минеральные удобрения, ведь на прошлом уроке мы проходили с вами органические удобрения и можно было на этом остановиться. Ответ прост: потому что у них тоже есть свои плюсы по сравнению с органическими удобрениями и иногда удобно применить именно их.
Плюсы минеральных удобрений:
Оказывают очень быстрое, порой мгновенное действие на растения. Навоз мы обычно добавляем в почву под зиму, а удобрения мы можем добавлять в почву тогда, когда это необходимо. Прям как наша скорая помощь.
Их легко транспортировать (перевозить). Т.е. органические удобрения мы берем машинами (например, навоз), потом раскидываем их по огороду, а минеральных можно взять маленький пакет и донести в кармане. Удобно, правда?
Они дешевле и удобнее в применении, чем органические подкормки. Пакет минеральных стоит в среднем до 100 рублей и этого пакета нам хватит на несколько лет для всего огорода, а органические мы берем машиной и стоит это 3-5 тысяч.
Давайте вернемся к нашим цветам. Что делает цветы красивыми? Обильное цветение, шикарная, богатая листва, прочный стебель, развитая корневая система – все это делает цветы красивыми, сильными, на них становится приятно смотреть. Но для того, чтобы растения были такими, их нужно подкармливать, так как питательных веществ в почве хватает не всегда. Любые цветочные растения главным образом нуждаются в трех видах витаминов – азоте, фосфоре и калии. Поэтому практически в любом удобрении можно их найти в большом или малом количестве. При недостатке одного или нескольких элементов того или иного типа, цветы начинают болеть. Это может быть выражено в потере листочков, засыхании, отсутствии цветения, уменьшении бутонов, развитии болезней и даже полной гибели цветка.
У каждого из вас на столе есть памятка. Она в виде таблицы. Вешаю на доску таблицу и беру маркер.
| Минеральные удобрения |
| Азотные | Калийные | Фосфорные |
Помощь растению | | | |
Признаки нехватки удобрения у растения | | | |
Когда вносить | | | |
Название | | | |
Наша задача с вами сегодня заполнить пустые графы этой таблицы. Те мы с вами узнаем какую помощь растению приносит каждый вид удобрения, также узнаем признаки нехватки удобрения в почве по виду растения, узнаем когда его вносить и даже запишем несколько самых распространенных названий.
Итак, азотные. По названию можно понять, что в удобрении есть азотные минералы. Данный элемент способствует развитию и наращиванию зеленой массы растения (стебли, листья).
развитие и наращивание зеленой массы.
Признаки недостатка азота в почве: листья растений маленького размера, бледнеют, желтеют, иногда приобретают розоватый оттенок,и потом опадают. Растение плохо растет, не цветет. листья мелкие, бледнеют, желтеют, опадают.
Рассматриваем картинку: недостаток азота. (рис.1)
Если говорить о садовых цветах, то он незаменим весной, когда наше растение только начинает появляться из почвы. Для комнатных же растений этот компонент нужен на протяжении всего года, но в разной концентрации.
ранняя весна, комнатным- всегда.
К азотным удобрениям относятся: «Хлорид аммония», «Сульфат аммония», «Азотнокислый кальций», «Карбамид» (Мочевина), «Аммиачная селитра», «Калимагнезия». Самыми распространёнными азотными удобрениями являются аммиачная селитра и мочевина. Эти названия минеральных удобрений вы чаще всего будете слышать по телевизору, на рынке, в разговоре обычных садоводов, огородников и цветоводов. Аммиачная селитра, Карбамид (мочевина).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.- 2 МИНУТЫ.
Калийное удобрение.
По названию мы делаем вывод, что удобрение содержит калий. Достаточное содержание калия в клетках растения обеспечивает им хорошую устойчивость к увяданию, мощное развитие корневой системы, устойчивость к низким температурам и болезням. Калийные удобрения помогают сформировать хорошие цветочные почки, что является залогом пышного цветения в следующем году. устойчивость к холоду и болезням, увяданию.
Признаки недостатка калия в почве: Если его становится слишком мало, то первыми начинают умирать старые листья. Они выглядят опалёнными по краям. Мёртвые участки постепенно разрастаются. Стебли могут легко сломаться, старые листья начинают краснеть и скручиваться в трубочку. листья как опаленные по краям и скручиваются в трубочку, стебли ломаются.
Рассматриваем картинку: недостаток калия. (рис.2)
Когда растение набирается защитных сил, подготавливает цветочные почки к следующему году а также восстанавливается после болезни или подготавливается к зимовке — оно потребляет большое количество калия. Поэтому после цветения, перед заморозками, т.е. перед зимовкой, засухой, а также в любой стрессовой ситуации, цветы подкармливают удобрениями с калием. после цветения, в засуху, осенью.
Среди калийных удобрений особой популярностью пользуются: «Калимагнезия», «Сульфат калия», «Хлорид калия», «Калиевая селитра». Давайте запишем самые часто звучащие. калиевая селитра, сульфат калия.
Фосфорные удобрения
Фосфорные- значит содержат фосфор. Эти удобрения нужны во время цветения и плодоношения (завязи плодов).При его нехватке у растения могут вообще не сформироваться семена. Это удобрение обеспечивает рост корневой системы, а также благодаря фосфорным удобрениям обменные процессы в теле растения идут быстрее, оно лучше развивается, растет и плодоносит. красивые соцветия, рост корней, хорошие семена.
При недостатке фосфора цветов появляется мало, да и состояние их оставляет желать лучшего (мелкие, бесцветные, вялые). Листья сначала идут в темно зеленый, а потом – в багрово-фиолетовый цвет, изменяются форма листьев, они преждевременно опадают, на нижних листьях появляются темные пятна.
Фото нехватка фосфора (рис.3) + показ фосфорных удобрений.цветов мало, они мелкие. Листья багрово- фиолетовые.
Хоть фосфор важен для культур, он медленно усваивается, поэтому вносят его в период бутонизации цветкового растения или осенью.
Запись в памятку: Когда вносить: в период бутонизации, осенью.
К фосфорным минеральным удобрениям относят: «Суперфосфат», «Энерген» (стимулятор), «Бутон», «Преципитат», «Фосфоритную муку», «Агриколу» и другие.Одним из самых распространенных фосфорных удобрений, применяемым на любом типе почв, является суперфосфат, достаточно быстрый эффект обеспечивает монофосфат калия, отличным вариантом выступает и фосфоритная мука.Суперфосфат, фосфоритная мука.
Ребята, знаю, что у многих из вас мамы и бабушки большие любители выращивать овощи, фрукты и цветы на своем участке. Им будет интересно и полезно знать то, что теперь знаете вы и в дальнейшем они даже смогут помогать растениям, используя ваши карточки-памятки . Эти карточки вы возьмете домой, а пока отложите их на край стола.
Сейчас я раздам вам небольшие пазлы. Вы должны их собрать, прочитать название удобрения и сказать к какой группе удобрений оно относится. Те. Калийное, фосфорное или азотное.
Играм 2-3 минуты.
Итак, сегодня мы изучили виды и характеристики минеральных удобрений. На следующем уроке мы продолжим эту сложную тему и рассмотрим каждое удобрение более подробно и изучим способы внесения минеральных удобрений в почву.
Но сейчас я расскажу вам главное правило по технике безопасности применения минеральных удобрений.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: Минеральные удобрения следует вносить строго в соответствии с инструкцией на упаковке, так как избыток солей в почве может сильно навредить цветам и любому растению!!!!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Игра: Минеральное или органическое.
Правила игры: я показываю вам название удобрения. Вы читаете название и если видите минеральное удобрение- делаете хлопушку. (Хлопают в ладоши). Если видите органическое- делаете квакушку. (всеми пальцами изображают квакающую лягушку).
СЕЛИТРА |
МОНОФОСФАТ |
СУЛЬФАТ АММОНИЯ |
МОНОКАЛИЙФОСФАТ |
МОЧЕВИНА |
КОРОВИЙ НАВОЗ |
ТОРФ |
ПТИЧИЙ ПОМЕТ |
КОМПОСТ |
ЛОШАДИНЫЙ НАВОЗ |
А теперь, ребята, скажите мне- что вы сегодня узнали нового? (Наводящие вопросы: знали ли вы, что есть минеральные удобрения?, знали ли вы что бывают фосфорные, калийные, азотные удобрения?, знали ли вы что удобрения надо покупать в магазине?, знали ли вы, что прежде чем пользоваться удобрением, надо прочитать инструкцию?, знали ли вы технику безопасности при работе с минудобрениями? Вам все понятно было на сегодняшнем уроке? Есть дополнительные вопросы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить памятку с видами и характеристиками минеральных удобрений.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Выставление учащимся оценок за работу на уроке.
Складываем свои тетради мне на край стола, складываем учебные принадлежности. На этом наш урок закончен. До свидания.