СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Вес воздуха. Атмосферное давление"»

Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Свердловская гимназия №2»













Методическая разработка урока физики в 7 классе на тему: «Вес воздуха. Атмосферное давление»











Автор: Щепетильникова Лариса

Владимировна, учитель химии и

физики.



















2020, Свердловск



Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………2

2.Основная часть……………………………………………………………..2

3.Список литературы………………………………………………………...6

4.Приложения……………………………………………………………… .7



1.Введение

Данный урок является продолжением изучения темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» - физика 7 класс; учебник В.В.Белага, И.А.Ломанченков, Ю.А.Панебратцев.

Познавательная мотивация учащихся 7-х классов на высоком уровне, поэтому необходимо разнообразными методами ее поддерживать. А при изучении физики для этого, на мой взгляд, есть все необходимые условия и возможности.

На уроке использованы различные методы и формы работы: на этапе актуализации знаний, формулировки темы урока и целеполагания использован прием сингапурской методики «Сте зе класс». На этапе изучения нового материала, использован видеофрагмент урока, а при закреплении – практический экспериментальный метод. Этап рефлексии и подведения итогов осуществляется посредством приема незаконченного предложения. Урок предполагает самооценивание результатов деятельности каждого учащегося согласно оценочного листа. В домашнем задании учащимся предлагается изготовить флэпбук «Физические величины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Цель урока достигается посредством технологии критического мышлении, ИКТ технологии и технологии проблемного обучения.

2.Основная часть

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Цели урока: сформировать понятие атмосферного давления и его влияния на физические явления; убедиться, что воздух имеет вес; познакомить учащихся с примером определения атмосферного давления, раскрыть физическое 
содержание опыта Торричелли; опытным путем доказать существование атмосферного давления.

развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

создать условия для положительной мотивации при изучении, используя разнообразные приемы деятельности.

Оборудование: для повторения и актуализации – карточки физических величин по теме, значения этих величин и формулы нахождения; для изучения нового материала – видеофрагмент; для закрепления – оборудование для экспериментов, подтверждающих существование атмосферного давления: блюдце, сосуд с подкрашенной водой, монетки, свеча, пустой стакан, лист плотной бумаги, спички.

Структура урока

1.Организационная часть

2.Актуализация (прием сингапурской методики «Сте зе класс»)

3.Формулировка темы урока, постановка целей (на основе «лишних» карточек (цифровые данные по воздуху и атмосфере), которые остались не использованными при актуализации)

4.Изучение нового материала (фронтальный эксперимент, использование видеофрагмента с остановками для записей и фронтальной беседой)

5.Закрепление (эксперименты, доказывающие существование атмосферного давления)

6.Рефлексия, подведение итогов урока(метод незаконченного предложения)

7.Оценивание (лист самостоятельного оценивания)

8.Домашнее задание(к основному материалу параграфа дополнительное творческое задание по изготовлению флепбука «Физические величины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»»

Ход урока

1.Организационная часть

Здравствуйте, ребята. Вижу, что все готовы к уроку и в ожидании чего-то интересного и необыкновенного. Вы правы! Как сказал французский писатель Анатоль Франс: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Желаю вам, чтобы этот эпиграф сопровождал вас не только при изучении физики… и приятного аппетита! (прикрепляю эпиграф на доску)

2. Актуализация, повторение

А с чего мы всегда начинаем урок? Правильно, с повторения самого важного и систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках. Но сегодня я предлагаю подойти к этому творчески. Работать будем в парах. Каждая пара должна собрать сведения о данной физической величине (значок, единица измерения и формула вычисления) и прикрепить на магнитную доску.

(На трех партах в классе 3 конверта; в 1-обозначения величин, во 2-единицы измерения, в 3-формула. Величины: масса, плотность, объем, вес, сила, площадь, давление, высота. Среди этих карточек есть карточки с опережающими данными по новой теме «Атмосферное давление»)

Молодцы, быстро справились с заданием, и у нас получилось 8 мини-книжек с данными о физических величинах. Все ли карточки вы использовали? Нет? Остались карточки с непонятными пока для вас данными. Значит, есть что-то, чего мы еще не знаем по нашей теме!

3. Формулировка темы урока, постановка целей

А какую тему мы изучаем, произнесите, одним словом? (Давление). Какие виды давления мы уже изучили? (Твердых тел и жидкостей). Что осталось изучить? (Давление газов). Как вы думаете, какой газ мы будем исследовать? Какой газ для нас самый главный? (Воздух). Из чего состоит? (Смесь нескольких газов). А каждый газ из каких частиц состоит (Из молекул) А они имеют вес, следовательно, воздух имеет вес и оказывает давление. Где сосредоточен воздух на нашей планете? (В атмосфере)

Сформулируйте тему нашего урока. (Вес воздуха. Атмосферное давление). И запишите ее в тетрадь.(прикрепляю тему на доску)

Что мы хотим узнать, в чем убедиться, сформулируйте ваши вопросы, которые и будут нашими целями.(формулируют вопросы, я корректирую)

Сколько весит воздух? Что такое атмосферное давление? Как оно действует? Как измерить атмосферное давление? Как доказать, что атмосферное давление существует? (Прикрепляю на доску заранее распечатанные вопросы)

4. Изучение нового материала

Итак, сколько весит воздух? Кажется, что он не имеет массы. А попробуйте вытянуть руки вперед. Сколько времени вы можете так продержать руки? Совсем немного, потому, что воздух оказывает на них давление. Давайте посмотрим как можно взвесить воздух. (видеофрагмент – Приложение 1)

Останавливаю периодически видео для записей. Запись в тетрадях: масса воздуха 1 м3 = 1,29 кг ; ρвозд.=1,29 кг/м3; Запишем определение: атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на Землю и на все, находящиеся на ней тела.



Ратм= ρgh; Ратм.= 13600 кг/м3 . 9,8 м/с2 . 0,76м = 101 293 Па или 760 мм рт.ст. – это нормальное атмосферное давление при Т=00

При подъеме на каждые 12 м, атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст.

Вам не показались некоторые цифры знакомыми? Да, они записаны на вот этих «лишних» карточках. Теперь мы можем ответить, что означают эти данные (объясняют записи). У нас сложилась девятая мини-книжка «Атмосферное давление» (прикрепляю на доску).Запишем определение атмосферного давления – это сила, с которой воздух давит на Землю и на все, находящиеся на ней тела.

5.Закрепление (прием незаконченного предложения)

- У воздуха и атмосферы есть____________(вес)

-1 м3 воздуха весит_____________________(1,29 кг)

-Плотность воздуха_____________________(1,29 кг/м3)

-Атмосферное давление это____________________

-Опыт по измерению атмосферного давления был предложен_________

-Единица измерения атм. давления_______________1мм рт.ст.

-Нормальное атм. давление равно_______760 мм рт.ст. или 101 293 Па

-При подъеме в гору на каждые_____м, давление уменьшается на______

А теперь покажем действие атмосферного давления на физические явления. (Опыт с полным стаканом и плотной бумагой) – проделывают, объясняют. И опыт с монетками, залитыми водой, свечой и с пустым стаканом – проделывают и объясняют.

6.Рефлексия, подведение итогов урока.

Давайте посмотрим на поставленные в начале урока вопросы. На все ли вопросы вы легко можете ответить? Какие вопросы вызывают трудности? Молодцы и переходим к оцениванию.

7.Оценивание (лист самооценки у каждого)(Приложение2)

Отметьте плюсиками в этом бланке все, что вы умеете, знаете и можете применить

Если вы подтвердили все пункты, поставьте себе «5», если один минус – «5-», если 2, 3 минуса-«4», если больше 3 минусов – «3»

8.Домашнее задание – изготовить пособие для решения задач «Физические величины по теме «Давление»», §34, 35, устно ответить на вопросы с.91

Нас физика везде и всюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Преодолеть бы утром силу тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тротуаре – сильное скольжение.

Еще и атмосферное давление!

Всем физикам почет и уважение!



3. Список литературы

1. В.В.Белага, И.А.Ломанченков, Ю.А.Панибратцев. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.:»Просвещение», 2016 – 143с.

2. И.Г.Кириллова. Книга для чтения по физике: Учеб. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред.шк./ Сост.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов – 6 изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994. – 191с.: ил.


4. Перельман Я.И. занимательная физика. Книга первая / Я.И.Перельман.-М.: Центрполиграф, 2017.-252с.


5. Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

-М.: Дрофа, 2010 – 192с.
















4. Приложения

1. Приложение 2



Оценочный лист



Фамилия_________________________,класс_______

Я знаю, что такое атмосфера, из чего она состоит

Я знаю, сколько весит воздух и его плотность

Я знаю 2 единицы измерения атмосферного давления

Я знаю цифровое значение нормального атмосферного давления

Я знаю, что означает запись 1,29 кг/м3

Я знаю, кто такой Евангелиста Торичелли

Я могу описать его опыт по измерению атмосферного давления

Я могу продемонстрировать опыты, доказывающие, что атмосферное давление действует на физические явления.

Если вы подтвердили все пункты, поставьте себе «5», если один минус – «5-», если 2, 3 минуса-«4», если больше 3 минусов – «3»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!