Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Кулужбаевская основная общеобразовательная школа"
Конспект открытого урока в 6 классе
"Растения"
подготовила учитель биологии
Маннанова Рева Габидулловна
Тема урока: «Растения»
Цели и задачи урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
дать представление о растении как живом организме;
развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: презентация, кроссворд «Растения»,
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение домашнего задания
3. (слайд1)
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков.
4. Объявление темы урока и постановка целей (слайд 2)
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.
Кроссворд «Растения»
1. Не огонь, а жжется. (Крапива)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.)
Растения
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
(слайд3)
5. Актуализация знаний. Введение в тему.
Рассказ учителя.
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Флора-совокупность всех растений. По древнегреческой мифологии флора-богиня цветов, весны и юности. (слайд4)
В царство растений входят одноклеточные и многоклеточные, обитающие на воде и на суше.. (слайд 5,6)
Царство растений делят на несколько групп: 1.Цветковые растения, 2.Хвойные растения 3. Мхи,. Папоротники, хвощи, плауны 4. Водоросли
Рассмотрим подробно каждую группу. Начнем с цветковых растений
( слайд 7)
Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
К Женэ.
Хвойные растения ( слайд 8)– растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие.
Физминутка (слайд9)
Встаньте, дети. Отдохните!
Вместе руки поднимите,
Превосходно!Опустите,
Наклонитесь, разогнитесь,
Улыбнитесь и садитесь.
Продолжаем работу. Мхи (слайд 10,11) небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Мох – это не цветковое растение, коробочка со спорами, которыми они размножаются.
Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.
В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.
После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.
Размножение ( слайд 12)
Водоросли( слайд 13)- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.(слайд13,14)
Повторение 1. (Слайд 16)
2. Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)
мхи
водоросли
папоротники
Цветковые растения
Хвойные растения
Слайд 17
Домашнее задание: п.11(слайд 18)
Слайд 19