1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные умения: адекватное отношение к учебной деятельности; Регулятивныеумения: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 2 минуты. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создание проблемной ситуации. | - Ребята, на уроках истории мы рассматривали такое понятие как «государство». Скажите, что такое государство? Какие государства мы с вами уже изучили? Посмотрите на слайд № 4. Что вы видите? - В каком государстве находится Колизей. -В какой стране правил царь Юлий Цезарь? | Отвечают на вопросы. Перечисляют государства, которые изучили. Отвечают на вопросы. . Рим. | Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика; Познавательныеумения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя задания, полученные на уроках, использование знаково-символических средств; Регулятивныеумения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Коммуникативные умения: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
3. Постановка учебной задачи - 4-5 минут. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | . - Чем отличается одно государство от другого? - Вспомните, с историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (Балканском). - Какое государство на нем находится? (Греция) -Мы с Вами выяснили, что на Апеннинском полуострове находится какое государство? (Италия – Рим)? Значит, что сегодня на уроке мы должны выяснить, узнать, найти? В чем сходство и отличие Древнего Рима от Древней Греции? (Прикрепляется главный вопрос на доске). - Чтобы ответить на поставленный вопрос, что мы должны знать о государстве? План урока: 1. Местоположение Италии, климат, занятия населения. 2. Узнаем легенду об основании Рима. 3. Когда и кто первый поселился на этом месте. 4. Какое устройство государства? Ребята, попробуйте эти вопросы объединить и назвать тему нашего урока. (Древнейший Рим). Правильно, значит тема нашего занятия сегодня «Древнейший Рим». Учитель записывает тему урока на доске | Отвечают на вопросы. Определяют вопросы, которые необходимо изучить Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим Ученики записывают в тетради число и тему урока. | Познавательные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивныеумения: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность; Личностные умения: Самоопределение, смыслообразование; Коммуникативныеумения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 25 минут. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Обратите внимание на слайд № 5. Сейчас мы поработаем с исторической карте. -Где находится Италия? (на Апеннинском полуострове) - На берегу какой реки основан рим? (на берегу реки тибр). Какие горы тянутся вдоль полуострова? (Апеннинские). - Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, этруски, латины, самниты) - Какие племена проживали на территории рима? (латины). Минута удивления. Просмотр видео о легенде основания Рима. -Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем) - Кто спас малышей от гибели? (волчица и пастух) - Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула) - В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, т.к. Рим-по латински Рома) - Кто окружал Ромула и помогал ему? (Ликторы – личная охрана Ромула). Работа в группах. Задание 1 группы: прочитать п. 2 параграфа 44 и ответить на вопросы: - В каком году был построен Рим? -Где возник Рим? (или на каких холмах) - Чем занимались римляне? (выращивали ячмень и пшеницу, разводили скот, свиней). Задание 2 группе: прочитать п. 3 параграфа 44 и заполнить схему. | Беседа с учащимися. После просмотра отвечают на вопросы учителя. Самооценка знаний. Выбирают подходящие по цвету кружочки, заранее приготовленные учителем на парте. Зеленый – я доволен своим результатом. Желтый – мог бы и лучше. Красный – надо повторить тему урока. Выполняют задание по группам. Ответы учащихся. Находят нужную информацию в учебнике. Выполняют задание. Выступление каждой группы. Отвечают, проверяют выполненное задание. Самооценка. | Познавательные умения: Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные умения: самоопределение, смыслообразование. Познавательныеумения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (парной) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные умения:умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |
5. Первичное закрепление во внешней речи – 3минут. Задания на новый способ действия выполнены с комментирование во внешней речи. | Игра «ДА-НЕТ» (Учащиеся получают карточки с надписями «ДА» и «НЕТ») 1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да). 2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет). 3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да). 4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины. (да). 5. Ромул первый царь Рима (да). 6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет) | Выполнение задания. Самооценка. | Познавательные умения:умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные умения:внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные умения:умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой - 4 минуты. Самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой. | Решение теста с самопроверкой. | Выполнение теста с самопроверкой. Самооценка. | Познавательные умения:Формирование умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения:Формирование умения слушать и понимать речь других детей. Понимать концептуальный смысл текстов, высказываний в целом; формулировать главную мысль. Личностныеумения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 3 минуты. обобщить знания учащихся о Древнейшем Риме. | Задание. Отметьте признаки, характерные для Древнего Рима и запишите их в тетрадь, как «Чем отличались и были схожи природные условия, климат, управление Древней Греции от Древнего Рима»: 1. Территория Италии более пригодна для земледелия, климат мягкий, больше выпадает дождей; 2.Занятия жителей схожи в том, что и те и другие занимались земледелием, рыбным промыслом, обработкой металлов; 3. В управлении и в Греции и в Риме существовало Народное собрание, в работе которого принимали участие мужчины, только коренные жители. | Выполнение задания в тетради. Самооценка. | Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения, умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства; Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты. Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности. | - Ребята, а теперь пришло время ответить на поставленный в начале урока вопрос. В чем отличие Древнейшего Рима от Древней Греции? Самооценка (по эталону) - Тебе понравился урок? - Что нового ты узнали на этом уроке? - Где тебе пригодятся эти знания? - Ты доволен своим результатом? - Над чем тебе нужно еще поработать дома? Записывают домашнее задание: - Параграф 44 читать отвечать на вопросы. | Ответы учащихся на проблемный вопрос. Самооценка знаний по эталону. По заработанным кружочкам выставляют себе оценку. Если больше зеленых кружочков – 5. Если больше желтых – 4, больше красных – 3. | Познавательные умения:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные умения:формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные умения: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества. Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные умения: определение ключевых понятий. |