СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

НЕ с прилагательными (5 класс)


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. формирование навыка правописания не с прилагательным.

Задачи урока:

  1. Образовательные:


  • развить умение формулировать определение понятий;

  • Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы впарах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.


Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний





























3. Постановка учебной цели.


Запишите число, классная работа

На доске даны слова. Какая это часть речи? С ней мы будем сегодня работать

Лингвистическая разминка

Задание 1.

- Укажите по какому признаку противопоставляются данные прилагательные:

Черный – белый

Веселый – грустный

Громадный - крошечный

Робкий – решительный,

Короткий – длинный,

Храбрый - трусливый

Задание 2.

- Подберите прилагательные-антонимы к словам:

Печальный, светлый, добродушный, узкий, завистливый, большой, умный.

  • Антонимичные пары могут образовываться при помощи приставки НЕ:

Веселый – невеселый,

Здоровый – нездоровый,

Трусливый – нетрусливый

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- цель нашего урока



Запись учащимися числа, «Классная работа»






Дети рассказывают правило,


Отвечают на поставленные вопросы















Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.










Первичное закрепление знаний.

















Физ. минутка (пауза релаксации)


  1. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

- Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?



  1. -Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

  1. Правила правописания НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).


  1. Укажите, какими частями речи являются слова с НЕ.

  2. Подберите к словам с НЕ синонимы

1. Невидное ремесло, а славу принесло*

Прозрачное ремесло

2. Без хвоста и ворона некрасива*

Ворона уродлива

3. Добрая совесть злому ненавистна.*

Совесть противна


Коллективная работа

(запись у доски и в тетрадях)









Озвучивают правило

Записывают в тетрадь

















Физкульт-минутка


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Закрепление изученного материала







1.Раскройте скобки:

(НЕ)брежное выполнение, (не)добросовестное решение, (не)вежественный человек, (не)верный друг, (не)внимательный ученик, (не)внятный шепот, (не)громкий, а тихий стук;(не)далекий человек, (не)добрый взгляд.

2.Работа в группах.

1. Задание.

Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не. 

Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный, не могуч.

2. Задание.

Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

Проверь друга.

Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.

один человек у доски, остальные в тетрадях




Работа в группах








Работа в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




  • Что было известным, а что узнали нового?

  • Что было самым трудным, а что легким?

  • Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательными.



- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Понравился урок?

Выставление оценок




Слайды прикрепляют на доске магнитиками









УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  • Мини-сочинение «Один день зимних каникул»

Упражнение 353( по заданию)

  • Словарный диктант (10 слов)

Запись учащимися задания в дневники.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!