развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы впарах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Начинаем наш урок! Очень хочется, чтоб впрок Он пошел вам, и тогда Будем грамотны всегда. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Запишите число, классная работа На доске даны слова. Какая это часть речи? С ней мы будем сегодня работать Лингвистическая разминка Задание 1. - Укажите по какому признаку противопоставляются данные прилагательные: Черный – белый Веселый – грустный Громадный - крошечный | Робкий – решительный, Короткий – длинный, Храбрый - трусливый | Задание 2. - Подберите прилагательные-антонимы к словам: Печальный, светлый, добродушный, узкий, завистливый, большой, умный. Веселый – невеселый, Здоровый – нездоровый, Трусливый – нетрусливый -Попробуйте сформулировать тему урока. - цель нашего урока | Запись учащимися числа, «Классная работа» Дети рассказывают правило, Отвечают на поставленные вопросы Формулируют и записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | Словарный диктант. Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг. - Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это? -Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ? -Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные. Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не. Правила правописания НЕ с прилагательными Слитно, если: | Раздельно, если: | - без не не употребляется (нерадивый, небрежный) - можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой) | - есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый); - есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга); - прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший); - с кратким прилагательным ( не могуч). | Укажите, какими частями речи являются слова с НЕ. Подберите к словам с НЕ синонимы 1. Невидное ремесло, а славу принесло* Прозрачное ремесло 2. Без хвоста и ворона некрасива* Ворона уродлива 3. Добрая совесть злому ненавистна.* Совесть противна | Коллективная работа (запись у доски и в тетрадях) Озвучивают правило Записывают в тетрадь Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
Закрепление изученного материала | 1.Раскройте скобки: (НЕ)брежное выполнение, (не)добросовестное решение, (не)вежественный человек, (не)верный друг, (не)внимательный ученик, (не)внятный шепот, (не)громкий, а тихий стук;(не)далекий человек, (не)добрый взгляд. 2.Работа в группах. 1. Задание. Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не. Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный, не могуч. 2. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора). Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка. Проверь друга. Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка. | один человек у доски, остальные в тетрадях Работа в группах Работа в парах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Что было известным, а что узнали нового? Что было самым трудным, а что легким? Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательными. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Понравился урок? Выставление оценок | Слайды прикрепляют на доске магнитиками | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | Упражнение 353( по заданию) | Запись учащимися задания в дневники. | |