СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 4 классе .П.П.Бажов " Серебряное копытце"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе. П.П.Бажов "Серебряное копытце".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 4 классе .П.П.Бажов " Серебряное копытце"»

Литературное чтение.

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора

Задачи:

Предметная: организовать деятельность учащихся

Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных

Познавательная:

  • Создать представления о новом разделе

  • Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.

  • Формировать учебную самостоятельность;

Регулятивная:

Умение:

- работать по предложенному плану

- формулировать цель урока, делать выводы

Коммуникативная:

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностная:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новым учебником

Планируемые результаты: уч- ся познакомятся с творчеством Бажова

Оборудование:

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер учителя;

Ресурсы:

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru





Этап урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности



Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чтение дополнительной литературы.

Пересказ друг другу.

Проверка дом. зад.




Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок. 

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

  2. Ценный камень уральских гор.

  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?



Назовите тему урока

Сказка Павла Петровича Бажова « Серебряное копытце»

III.Постановка  учебной цели и задач

  Прочитать биографию Бажова

V. «Открытие» новых знаний детьми.

- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов.
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.


Какие сказы Бажова вы читали? 

  • “Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

  • “Каменный цветок”

  • “Горный мастер”

  • “Хрупкая веточка”

  • “Голубая змейка”

  • “Синюшкин колодец”

  • “Иванко Крылатко” и т. д.




  • Словарная работа

  • Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова. 

  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 

  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

  • голбчик – приступка для выхода на печь.

  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

  • несподручно– неудобно, неловко.

  • пособник – помощник в делах.

  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.



VI Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Первичное восприятие текста
Чтение сказки «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими детьми.

VII.Физминутка.

VIII.Включение в систему знаний



  •  Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?
    *- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
    (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
    *- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
    (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) 
    *- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
    (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) 
    *- Можно сказать, что они были счастливы? 
    (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)


Сейчас мы выполним небольшое задание.

 ТЕСТ (тест напечатан на отдельных листах

1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой Б) белой В) бурой

 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

 А) 1 Б) 2 В) 3

 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

 А) голубого Б) розового В) зелёного.

Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Чем занимается герой?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как вы относитесь к герою?

Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.(иллюстрации на слайдах)

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?  Что на ней изображено?

Посмотрите на слайд.

А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно

6. Физминутка

Работа с пословицами 

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? (пословицы записаны на доске)

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

IX.Обобщение и систематизация знаний.

IX Рефлексия учебной деятельности.

Закончите урок фразой

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

После урока мне захотелось….

– Что понравилось на уроке?



– Какая работа вызвала трудность?

Д/З- чит . выр









Книги П.П.Бажова

  • “Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

  • “Каменный цветок”

  • “Горный мастер”

  • “Хрупкая веточка”

  • “Голубая змейка”

  • “Синюшкин колодец”

  • “Иванко Крылатко” и т. Д







  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 

  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

  • голбчик – приступка для выхода на печь.

  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

  • несподручно– неудобно, неловко.

  • пособник – помощник в делах.

  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело



Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?

  2. Какие поступки совершает?

  3. Чем занимается герой?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как вы относитесь к герою?

ТЕСТ



1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой Б) белой В) бурой

 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

 А) 1 Б) 2 В) 3

 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

 А) голубого Б) розового В) зелёного.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!