СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 4 классе по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие животные зимой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен подробный конспект открытого урока о предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие животные зимой". Урок проводился с детьми с интеллектуальной недостаточностью в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 4 классе по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие животные зимой".»

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области Новочеркасская специальная школа-интернат №1












Конспект урока

по предмету «Мир природы и человека»

по теме «Дикие животные зимой»

4 класс










Подготовила и провела:

учитель Хамутовская А.В.










2019г.

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о жизни диких животных зимой.

Задачи:

  • формировать представления у обучающихся о жизни диких животных;

  • развивать и корригировать устную речь учащихся, память, внимание, словесно-логическое мышление;

  • способствовать воспитанию любви к животным, формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоклипы «Дикие животные», «Зима», аудиозаписи «Голоса диких животных» «Звуки зимующих птиц», фотографии животных, птиц.

Ход урока:

1.Оргмомент

а)Прозвенел звонок весёлый,

Начинается урок.

б)А сейчас проверь, дружок,

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ль мы правильно сидим,

Все ль внимательно глядим?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II.Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года пишет поэт?                                     

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (О зиме).

-По каким признакам вы догадались, что это зима? (снег лежит, иней, речка подо льдом).

- На доске висят картинки с изображением времен года. Найдите картинку с тем временем года, о котором говорилось в стихотворении.

- Назовите зимние месяцы.

- На доске месяцы: сентябрь, январь, декабрь, ноябрь, февраль, октябрь.

Выбери зимние месяцы и расположите их в правильном порядке следования. А сейчас какой месяц? (ответы детей).

- Ребята, расскажите приметы зимы с помощью игры «Продолжи фразу».




Земля покрыта ……….., а реки и озёра – ……………….

Стало ………….., на улице мороз.

Дуют сильные ветры, часто бывают …………………..

Ночи стоят ………., а дни  – ……….

Люди  надели ………….

Дети катаются на ……….., ………….., …………, лепят ………., , играют в ………..


Игра « Хлопки». 

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилет перелетных птиц, вьюга, сугробы.     

III. Изучение нового материала       

- Ребята, сейчас я вам буду читать загадки, вы внимательно слушайте и отгадывайте.

(После каждой отгадки выставляется картинка дикого животного на доску).

Проворная зверушка

Живёт в дупле-избушке.

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)


Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут ее …. (Лиса)

Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в берлоге снеговой? (Медведь)

Не голос- громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нем громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось.

Раз он сохатый, значит....(Лось)


-Назовите общим словом(Дикие животные)

-Значит, о ком сегодня будем говорить?

-Какова тема нашего урока? (Дикие животные зимой).

- Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)

-Ребята, как вы думаете, животным как живется в зимнем лесу в лютые морозы и снегопады?

-Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Согласны?

- А на чем мы можем добраться зимой  до леса? (На лыжах.)

- Встаем на лыжи, возьмем палки покрепче. Вперед! Двигаемся в зимний лес.

Мы на лыжах в лес идём

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Встают на воображаемые лыжи, попадают в зимний лес).

- Итак, мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.


Просмотр видеофильма про зиму в лесу.


- Где же животные? Наверное, они спрятались. Будем искать…Ой, смотрите, кто это? (слайд белки).

1. -Послушайте ,как разговаривает белка.(аудиозапись звуков белки).


На ребёнка поочередно надевается шапочка животного, он проходит соответствующей походкой к доске и читает слова о животном.


- Здравствуй, белка! Как живешь? Как ты зиму проведешь?

Зимой я меняюсь,

В шубку серую переодеваюсь.

Орешки, шишки и грибы

Припасены мною для зимы!


2. Ребята, чтобы узнать, какого следующего жителя мы сейчас с вами встретим – выполните задание. Соберите из букв слово. И вы узнаете, кто это.

Дети за партами выполняют задание.

- Какое слово у вас получилось? Верно, заяц. (слайд зайца)

- Послушайте ,как разговаривает заяц.(аудиозапись звуков зайца).

К зиме я побелел,

Шубку новую надел.

Спрячусь под кустом

Погрызу его кору!

3. - Ребята, кто, это воет? Вы слышите? (вой волка

- Конечно, это волк. (Слайд о волке).


Я – волк!

Со стаями волков брожу!

Нам трудно зимой бывает:

Еды нам не хватает.

4. – Ребята, разгадайте ребус (загадку) и вы поймете, кого мы сейчас в встретим.

Слайд о лисе (аудиозапись звуков лисы)

-Здравствуй, лисонька-лиса!

Ненаглядная краса!

Как ты, лисонька, живёшь?

Как ты зиму проведёшь?


Я зимы не боюсь

В шубку тёплую наряжусь.

Буду бегать по лесам,

Буду бегать по полям,

И в деревню загляну

Может курочку найду!



5. Слайд о медведе.

Я – медведь!

В берлоге крепко сплю

И меня нельзя будить!

У меня зимой одна работа -

Крепко спать и ждать весны!


- Послушайте, как медведь ревёт, если ему мешают спать. (аудиозапись медведя)


6. Упражнение «Снежинки»

- Ребята, расположите снежинки в порядке убывания по размеру: от большей к меньшей. Прочитайте, какое слово у нас получилось? (Лось)

Слайд лося.

Я лесной великан.

Зимой люблю поесть ветви и кору деревьев.

В начале зимы я сбрасываю рога, а к следующей осени вырастают новые.


IV. Физминутка.

- Вы хорошо потрудились. Дикие животные предлагают вам отдохнуть.

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)


-В зимний период сложно не только животным, но и птицам. Многие птицы осенью улетели в теплые края. Как мы называем таких птиц? (перелётные птицы). Как вы думает, почему перелётные птицы улетели? Верно, зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать. Как мы называет таких птиц? (зимующие птицы).

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей). Верно, посмотрите на экран и послушайте, как они поют.

-  Есть птицы, которые выводят птенцов даже зимой, среди снега. Это клёсты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.

-Ребята, как мы можем диким животным и зимующим птицам в это холодное время? (Для птиц сделать кормушки и периодически насыпать туда корм. Для диких животных в определенные места разносить сено, ветки, семечки).

- Давайте сейчас накормим наших животных.

Дидактическая игра «Чья еда?»

На экране показываются картинки с изображением еды жителей леса. Предлагается отгадать, кто забыл свои припасы, и вернуть их хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением еды появляется картинка с изображением хозяина: белка, лось, заяц, зимующие птицы.


Игра «Собери картинку»

- Соберите картинку птицы и скажите, как она называется.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

- Ребята, поиграем в игру «Кто какой?» Сейчас я буду бросать снежок и тот, кто его поймает должен будет продолжить начатое мною предложение.

Учитель бросает снежок, а дети продолжают предложение начатое учителем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Колючий, как…. еж

Неуклюжий, как…. медведь


Игра «Кто, где живёт?» 

- Нам пора возвращаться домой. Но прежде, расселите животных по их домикам. Соедините стрелочкой животное с их домиком.

Работа по индивидуальным карточкам.

Проверка сам. работы.

Составление предложений . (Белка живет в дупле. Волк живёт в логове. Медведь живёт в берлоге. Лиса живёт в норе. Заяц живёт под кустом.)

- Молодцы! Вы сейчас помогли расселить животных по домикам.


- Ребята, на чем мы пришли в лес? Взяли палки от лыж и поехали обратно.

Мы на лыжах из леса домой идём

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.


V. Подведение итогов работы.

С какими дикими животными мы с вами встретились?

Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Что было самым интересным?


VI. Рефлексия.-

- Возьмите лучики, который у вас лежит на парте, если урок понравился и всё понятно – то прикрепите его к солнышку на доске –ЖЕЛТЫЙ, а если возникли какие – то трудности БЕЛЫЙ

Учитель: Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда

Спасибо вам за работу!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!