СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 3 классе по теме С.Есенин "Поёт зима аукает..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлю вашему вниманию, защиту своего открытого урока, который проходил 7 февраля.

Урок литературного чтения. С. Есенин «Поёт зима, аукает…. Звуки и краски зимы.»

Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому… Поэтому мы все стараемся сделать уроки интересными и познавательными. Я перед собой поставила цель: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.

 Цель учащихся, заключалась в том, чтобы увидеть образ, который хотел создать автор.

И ряд задач:

1)  способствовать  совершенствованию  навыка  выразительного чтения учащихся,  как  результата  понимания  текста,  образного  мышления,  умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

2)  содействовать  развитию  умения  анализировать,  сравнивать  и сопоставлять всё увиденное и услышанное;

3)  стремиться  к  формированию  чувства  сострадания,  заботливого

отношения к живому, к родной природе.

 

Актуальность  темы определяется  тем,  что  зима  для  детей–это праздник, исполнение желаний, веселые зимние забавы. Детям интересно и

забавно  рассуждать  про  зиму,  рассказывать  стихотворения,фантазировать.

Дети стараются увидеть зиму со всех сторон, а, значит, задача учителя такое построение  учебного  процесса, при котором  нарастает  самостоятельная

поисковая  деятельность  учащихся,  выполняются  различные  задания.

Необходимо  научить  детей  связывать  различные виды информации  между собой, научиться рассматривать новые идеи, и полученные знания использовать на уроке.

При выборе методов, средств и приёмов обучения для достижения поставленной цели были учтены принципы, такие как:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному, формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 На уроке были использованы следующие формы и методы обучения, которые в ходе урока сменяли друг друга. (Проблемный метод, фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работы) Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения я постараюсь доказать. 

1.Оргмомент. Мотивация к уроку.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – а они учат вас!

С этого стихотворения я начала свой урок, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к деятельности. 

Начиная свой урок, мы не даём обучающимся знания и тему в готовом виде, а просим их самим определить тему урока.

Здесь мною была предложена загадка после которой последовал проблемный вопрос.

Почему художник изобразил зиму как живое существо? На протяжении всего урока ребята работали над этой проблемной ситуацией.

Далее ребята высказали своё мнение как по разному люди называют зиму.

Следующим этапом была работа направленная на представление автора.

Ребята рассказали об Есенине его биографию, а подготавливались они дома самостоятельно.

Учитель, который заинтересован разнообразием работы на уроке, старается внести в него какую- нибудь изюминку, и на нашем уроке текст читал сам Сергей Есенин.

Я соглашусь с убеждением Константина Дмитриевича Ушинского что дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не научится распоряжаться им свободно в устной и письменной речи.  После прослушивания стихотворения, мы провели словарную работу, которая является обязательной при изучении любого жанра.

Поработал – отдохни! Для отдыха я использовала  подвижную физминутку для всего тела и для глаз, которая связана с темой урока.  Далее у нас продолжилась работа по тексту стихотворения, которое мы разделили на 4 части, и ребятам было предложено  услышать песню зимы и записать мелодию на нотном стане. ( на доске выкладываются ноты: жёлтый – олицетворение, розовый –эпитеты, зелёный - сравнения, синий- метафора).

Ребята читая каждую строфу, определяли к какой ноте она относится и как называется.

После чего ребята пришли к выводу, что в одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой). Далее мы прослушали мелодию, в которой услышали все 4 образа зимы.

Девизом урока я выбрала пословицу «Умеешь сам – научи другого», которая нацеливает ребят на работу в парах и группах, где происходит взаимообучение на личностно-значимом уровне.  Выбор задания способствует развитию самооценки и формированию учебной мотивации, ребята учатся договариваться, происходит развитие коммуникативных учебных действий.  Работа в парах

Групповая работа

Следующим этапом была рефлексия.

Затем обучающиеся подвели итог урока, обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, проблемы, оценили свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Возвращаясь к девизу урока «Умеешь сам – научи другого», дети высказали предположения, где в жизни смогут применить полученные знания и умения. И это позволяет осознать каждому ребенку результаты своего труда, оценить то, чему дети научились на уроке, что получилось, а что нет.  Для домашней работы было дано задание выучить стихотворение наизусть, и нарисовать образ зимы. Урок был поставлен в соответствии с ФГОС и были применены все УУД, получился он интересным, эффективным и плодотворным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.  Я считаю, что разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе по теме С.Есенин "Поёт зима аукает..."»

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении

С. Есенина «Поет зима, аукает…»»

Сиделева Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

БМАОУ «Лицей №7»

им.А.А Лагуткина

[email protected]


Аннотация: на уроке раскрывается творчество С. Есенина, образ зимы.

Русский поэт С. Есенин ещё в начале своего творчества написал стихотворение

«Поёт зима –аукает…», о котором и пойдет речь далее. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение.

Ключевые слова: мышление, осмысление, рефлексия, новые слова, олицетворение, метафора, сравнение, эпитет.

Цель учителя: Способствовать формированию у учащихся целостного образного восприятия лирического произведения.

Цель учащихся: Увидеть образ, который хотел создать автор.

Цели и задачи по линиям развития личности ученика:

Метапредметные:

• формировать навык продуктивного чтения;

• развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности;

• способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Личностные результаты:

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• интерес к чтению;

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

• пользоваться разными видами чтения;

• извлекать информацию;

• пользоваться словарями;

• осуществлять анализ;

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других.

Предметные:

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• Частные умения:

- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;

- умение проследить динамику эмоций в лирике;

- умение целостно воспринимать образ;

- умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;

- умение осваивать идею лирического произведения.

Результат: в ходе урока дети научились делать выводы, в результате

совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Ход урока: 
I. Организационный момент:

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – а они учат вас!

1. Определение темы урока.

- Определить тему нашего разговора поможет загадка:

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы, 
А в санях сидит царица 
Белокоса, белолица, 
Как махнула рукавом, 
Все покрылось серебром. 

(Зима)

Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному, а как?(картины, стихи, песни, рассказы,музыку)

Художники передают своё зимнее настроение через краски, поэты рисуют зиму словами, а композиторы передают настроение через прекрасную музыку.

Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Вивальди «Зима».

При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме?(звуков)

Что вы чувствуете, когда произносите слово «Зима»?

- Открываем страничку в новый литературный раздел.

- Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)

- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?

( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…)

- Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы.

2. Эмоциональный настрой.

- А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик)

- Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную)

Как по-разному можно называть зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвящённым удивительному времени года- зиме.

А вот с чьим стихотворением, услышьте его фамилию в следующих строках…

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

- Как вы думаете, о какой фамилии, какого поэта идёт речь?

Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (говорить о времени года зима, читать стихотворение Есенина).

С творчеством Сергея Есенина мы уже встречались во 2 классе, что вы помните из его биографии?

Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны.

Родители его были бедными, поэтому Сергея с двух лет отдали на воспитание довольно зажиточному деду по матери, и рос он в этой семье до 9 лет.

Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Серёжу. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому внуку.

Детство Сергей провёл в селе, которое раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.

Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту.

Есенин окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью не стал. В 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.

В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве.

Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, уже талантливым он быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

В этом году исполнится 122 года со дня его рождения.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа.

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима, аукает…», а читать будет стихотворение сам автор С.Есенин.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение у вас возникло?

3. Самостоятельное чтение.

- Прочтите стихотворение самостоятельно и по ходу чтения отметьте непонятные слова.

4. Словарная работа.

  • Сосняк – собирательное, сосновый лес.

  • Ковром шелковым – мягким ковром

  • Стозвон – звон 100 сосен. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза.

  • Аукает – перекликается

  • Сиротливые – без родителей

  • Озябли – подберите синонимы к этому слову.

  • Ставни – дощатые створки для прикрытия стёкол.

  • Вихри – порывистые круговые движения ветра.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Чтение стихотворения вслух.

Работа над выразительностью.

- Сколько строф в стихотворении? (4)

- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.

Сейчас предстоит трудная работа.

Мы вместе попробуем услышать песню зимы и записать мелодию на нотном стане. ( на доске выкладываются ноты: жёлтый – олицетворение, розовый –эпитеты, зелёный - сравнения, синий- метафора)




6. Комментированное чтение.

1 строфа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- В каком лесу оказался поэт? ( в сосновом, мохнатом) 
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) 
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

- Похожа ли она на человека? Чем?

- Какие слова помогают оживить зиму?

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)

- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

- С каким чувством мы прочитали 1 часть? (с чувством грусти)

-Какая мелодия?

2 строфа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

- Кто главный герой? (метелица)

-Что делает метелица?

- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)

- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)

- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

- Такой приём называется сравнение.

- С каким чувством прочитали 2-ю часть? (с чувством жалости)

-Какая мелодия?

3 строфа:

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные, усталые)

- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)

- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)

- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?

- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)

-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.

- С каким чувством будем читать 3-ю часть? ( с чувством тревоги)

- Какая мелодия?

4 строфа:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)

- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)

- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)

- С каким чувством прочитали 4-ю часть? (с чувством надежды)

ФИЗМИНУТКА

Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).

7. Выразительное чтение.

- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?

- Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём.

8. Групповая работа.

(Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают стихотворение)

9. Беседа после чтения.

- В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая…)

- Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в перламутровой крапиве…

- Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему художник изобразил зиму как живое существо?

- Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная)

- Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика…)

- Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно

(физминутка для глаз)

10. Рефлексия.

- Удалось ли нам увидеть и услышать зиму?

- Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега…)

- Какие краски?

- Удалось ли нам увидеть образ зимы?

- Пригодятся ли вам эти знания?

- Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина?

(В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.)

11. Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение наизусть

2.Нарисовать портрет зимы (по желанию)

12. Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок.

- Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой, если нет – грустной.

13. Итог после самооценки.
Список литературы.

ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)

3. http://lenagold.ru

4.http://openclass.ru

5.http://festival.l september.ru


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!