Ход урока: I. Организационный момент: Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – а они учат вас! 1. Определение темы урока. - Определить тему нашего разговора поможет загадка: Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. (Зима) Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному, а как?(картины, стихи, песни, рассказы,музыку) Художники передают своё зимнее настроение через краски, поэты рисуют зиму словами, а композиторы передают настроение через прекрасную музыку. Закройте глаза и послушайте отрывок из произведения Вивальди «Зима». При помощи чего удалось автору передать своё отношение к зиме?(звуков) Что вы чувствуете, когда произносите слово «Зима»? - Открываем страничку в новый литературный раздел. - Прочтите его название («Поёт зима, аукает…») - Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе? ( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном…) - Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы. 2. Эмоциональный настрой. - А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик) - Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную) Как по-разному можно называть зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима. Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвящённым удивительному времени года- зиме. А вот с чьим стихотворением, услышьте его фамилию в следующих строках… В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь – рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности и чистоты… - Как вы думаете, о какой фамилии, какого поэта идёт речь? Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (говорить о времени года зима, читать стихотворение Есенина). С творчеством Сергея Есенина мы уже встречались во 2 классе, что вы помните из его биографии? Великий русский поэт - Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии Рязанского уезда, Кузьминской волости в семье крестьянина Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. Родители его были бедными, поэтому Сергея с двух лет отдали на воспитание довольно зажиточному деду по матери, и рос он в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Серёжу. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому внуку. Детство Сергей провёл в селе, которое раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Есенин окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью не стал. В 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви. В своих стихах воспел красоту русской природы, восхищался и удивлялся ей. Любовь к России, её природе зародилась в нём ещё в детстве. Семнадцатилетним пареньком Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Вскоре, оказавшись в Петрограде, уже талантливым он быстро приобретает громкую славу среди поэтов того времени. Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться. В этом году исполнится 122 года со дня его рождения. Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина и детально его изучив, посмотрим, как автор передал красоту зимнего пейзажа. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима, аукает…», а читать будет стихотворение сам автор С.Есенин. Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение у вас возникло? 3. Самостоятельное чтение. - Прочтите стихотворение самостоятельно и по ходу чтения отметьте непонятные слова. 4. Словарная работа. Сосняк – собирательное, сосновый лес. Ковром шелковым – мягким ковром Стозвон – звон 100 сосен. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Аукает – перекликается Сиротливые – без родителей Озябли – подберите синонимы к этому слову. Ставни – дощатые створки для прикрытия стёкол. Вихри – порывистые круговые движения ветра. ФИЗМИНУТКА для глаз Чтение стихотворения вслух. Работа над выразительностью. - Сколько строф в стихотворении? (4) - В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно. Сейчас предстоит трудная работа. Мы вместе попробуем услышать песню зимы и записать мелодию на нотном стане. ( на доске выкладываются ноты: жёлтый – олицетворение, розовый –эпитеты, зелёный - сравнения, синий- метафора) 6. Комментированное чтение. 1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. - В каком лесу оказался поэт? ( в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон». - Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много) - Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) - Похожа ли она на человека? Чем? - Какие слова помогают оживить зиму? - Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) - Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) - Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) - С каким чувством мы прочитали 1 часть? (с чувством грусти) -Какая мелодия? 2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Кто главный герой? (метелица) -Что делает метелица? - Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора) - Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна) - Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная) - А по отношению к воробышкам? (равнодушная) - Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) - Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые) - Такой приём называется сравнение. - С каким чувством прочитали 2-ю часть? (с чувством жалости) -Какая мелодия? 3 строфа: Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. - Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные, усталые) - Как называются такие слова в литературе? (эпитеты) - Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные) - Что страшнее для птиц зимою - голод или холод? - Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие) -Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением. - С каким чувством будем читать 3-ю часть? ( с чувством тревоги) - Какая мелодия? 4 строфа: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. - Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть) - Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья) - Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна) - С каким чувством прочитали 4-ю часть? (с чувством надежды) ФИЗМИНУТКА Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой). 7. Выразительное чтение. - Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение? - Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём. 8. Групповая работа. (Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают стихотворение) 9. Беседа после чтения. - В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая…) - Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в перламутровой крапиве… - Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему художник изобразил зиму как живое существо? - Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная) - Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика…) - Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно (физминутка для глаз) 10. Рефлексия. - Удалось ли нам увидеть и услышать зиму? - Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега…) - Какие краски? - Удалось ли нам увидеть образ зимы? - Пригодятся ли вам эти знания? - Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.) 11. Домашнее задание. 1.Выучить стихотворение наизусть 2.Нарисовать портрет зимы (по желанию) 12. Самооценка. - Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок. - Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой, если нет – грустной. 13. Итог после самооценки. Список литературы. ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ) 3. http://lenagold.ru 4.http://openclass.ru 5.http://festival.l september.ru |