СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Святые земли русской .Александр Невский"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Святые земли русской .Александр Невский"»




ТЕМА 3.2. Методическая разработка урока музыки (12 урок по КТП во 2 классе)

УМК: Использованная литература:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
    Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник  для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
    Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс.

Ссылки:

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/10/23/011.jpg А.Невский

http://protown.ru/pic/ruk_alexandr_mevsky_14.jpg А.Невский

http://s017.radikal.ru/i405/1110/db/a794c19c3cff.jpg

http://img11.nnm.ru/3/5/5/4/b/56cb5f6063a20511080d4461921.jpg



http://www.cultandart.ru/uploads/posts_meta/content_pics/post-4ze3ziebet2b8sr3tfyz.jpg Прокофьев




Автор разработки: Андреева Людмила Николаевна, учитель музыки МБОУ «Молочненская средняя школа имени Героя Советского Союза Г.С.Титова»

Тема раздела учебного раздела: «О России петь - что стремится в храм»

Тема урока: «Святые земли русской. Александр Невский».

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок погружения в эпоху

Цель: (художественно-педагогическая идея урока):

1.формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. 

2.Введение в большой мир искусства, в котором органично уживаются разные состояния окружающей жизни – учить видеть ее, слышать и участвовать в ней.



Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся познакомятся с понятиями : хор, кантата, познакомятся с жизнью и подвигами святого князя Александра Невского; научатся… рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки; продолжат развитие вокально-хоровых навыков и слушательской и исполнительской музыкальной культуры.


узнают… как образ святого князя отразился в изобразительном искусстве, музыке и кино;


Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

регулятивные– понимать характер исполнения классической музыки; эмоционально откликаться на живописные, музыкальные образы.

коммуникативные – формировать учебное сотрудничество внутри класса, работа в группах и всем классом.

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности, чувство сопричастности истории своей Родины и народа ,познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций через музыкально-художественные образы.

  • Оборудование, художественные материалы: интерактивная доска, учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Музыка 2 класс, М., «Просвещение» 2012,тетрадь, видеоматериал, презентация «Святые земли Русской. Александр Невский», компьютер, иллюстрации с изображением А.Невского, 1.Иллюстрации “Икона Святой Благоверный князь Александр Невский”, картина П. Корина “Александр Невский”,нотное приложение, портрет композитора С.Прокофьева, распечатанные тексты «Вставайте, люди русские»,фортепиано.

  • Музыкальный материал : С.Прокофьев «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».




ХОД УРОКА

Эпиграф урока:


Этапы урока

Задачи каждого этапа

Последовательность действий учителя и учащихся

I.Вступление

Создание эмоционального тона урока (поэтическое слово, видеоряд, звучание музыки, пр.)


Активизация внимания



Организационный момент.

Эпиграф: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом»

( записан на доске)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок будет посвящён мужеству, доблести, славе.

У каждого народа есть свои национальные герои. Их любят, чтят и помнят. Имена их остаются в веках, облик не стирается в памяти потомков, а становится ярче и светлее. Святые люди обладают высокой правдивостью, смирением, милосердием, терпением, ведут праведный образ жизни. Они совершают самый большой подвиг- служение Отчизне и Богу.

Не случайно святых называют «земной ангел», «небесный человек». От них исходит некое свечение, аура. Чья жизнь и дела были озарены ореолом святости, и служение народу были угодны Богу, и есть святые.

А кого из святых вы уже знаете? (знакомились с Сергием Радонежским на прошлом уроке, смотрели фильмы, читали).

II.Экспозиция

Формулировка и представление темы, проблемы урока



Наглядный материал. Портрет.













Видеоряд на интерактивной доске(мультфильм об Александре Невском)

Тогда предположите, какая у нас сегодня будет тема урока? (высказывают предположения)

Слайд №1

Верно. Итак, тема нашего урока: «Святые земли Русской. Князь Александр Невский». (записываем тему в тетради)

За что его считают святым земли русской?

  • Какой подвиг его прославил?

Чтобы ответить, слушайте внимательно:

«Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.

В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. Князь был хорошим дипломатом. И в течение 20 лет ,чтоб сохранять мир на Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским.

Теперь можете более полно ответить на заданные мною вопросы?

(ответы ребят)

Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – живописи, иконописи, скульптуре, кино и музыке».


III.Разработка

Завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие

Сегодня мы познакомимся и с картинами, на которых художники изобразили Александра Невского, и с музыкальным произведением искусства.

Итак, русский композитор С.С.Прокофьев –

  • Слайд №2(портрет С.Прокофьева) - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский». (запись в тетради)

  • А что же такое кантата?

Слайд №3 - Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.

Итак, выяснили, что Прокофьев написал крупное произведение в честь Александра Невского.

  • А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?

  • Какой у него характер? (ответы-предположения детей)

Откройте учебник на стр.42 и посмотрите на фрагмент картины П. Корина «Александр Невский» – Слайд №4

  • Как выглядит князь Александр Невский на этих картинах?

  • О чём молится Александр Невский?

(Первый образ - покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей Матери)

Слайд №5

(Второй образ - гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный).

  • А каким же его рисует композитор?

  • Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?

Чтобы понять, мы послушаем две части из кантаты.

1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» .Текст перед вами. (Читаю текст песни).

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде.

Там рубили мы злое воинство,

Злое воинство, войско шведское.

Ух, как бились мы, как рубились мы

Ух, рубили корабли по досточкам.

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю русскую.

Где прошел топор, была улица,

Где летело копье - переулочек.

Положили мы шведов, немчинов,

Как ковыль траву на сухой земле.

Не уступим мы землю русскую.

Кто придет на Русь, будет насмерть бит.

Поднялася Русь супротив врага

Поднимись на бой, славный Новгород!

А теперь покажите, как вы умеете слушать музыку.

Звучит «Песня об Александре Невском» (хор, оркестр- концертный вариант)

Ответьте на вопросы.

Каким вы себе представляете Александра Невского?

  • Какая была музыка?( темп , динамика)

Ребята отвечают на вопросы после прослушивания номера.

( Это- песня, мелодия напевная, сначала музыка неторопливая, негромкая динамика, соответствует неспешному рассказу о недавней победе русских над шведами на Неве-реке, потом- подвижная, когда воины хвастаются своей удалью и готовятся к новым испытания : «Не уступим мы землю русскую». «Кто придет на Русь, будет насмерть бит»– несколько характеров).

А вот как выглядит фрагмент из фильма«Александр Невский», советского режиссера С.Эйзенштейна с музыкой Прокофьева, где звучит эта песня и крылатое выражение князя (повторное прослушивание).

(запись в тетради названий двух частей кантаты)

А сейчас познакомимся со вторым фрагментом кантаты: называется «Вставайте, люди русские!»

  • Как звучит хор?

  • Меняется ли характер музыки?

  • Сколько частей в хоре?

Звучит хор «Вставайте, люди русские!»( в исполнении мастеров хорового пения)

Оцените сейчас свое умение слушать музыку!(дети оценивают себя с помощью «светофора»)

(характер меняется, три части)

Фиксирую на доске 3-х частную форму (запись в тетради)

  • Какой характер у Александра Невского?

  • А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)

  • Как он звучит? (набат)

  • Попробуем разучить мелодии двух частей. (Прошу детей хором проговорить текст очень четко. Показываю мелодию голосом, дублируя на инструменте, дети поют про себя, следя за текстом, затем закрытым ртом. Прошу спеть со мной в голос с текстом тех, кто считает, что он запомнил мелодию. Кто неуверен, поет про себя. Далее – пропевают со мной вслух по предложениям)

1 часть предложить спеть мальчикам, 2 часть –девочкам, 3 часть-все вместе. Оцените свое пение!(оценивают).Похвалить.

А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на Слайде №4-5.


Кульминация

Эмоциональный пик урока, разрешение проблемы

  • Какими словами из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».

  • Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой?

  • Какой хор к картине на стр. 43?

  • Помогла нам музыка понять, каким был Александр Невский?

  • Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы умеете сравнивать и сопоставлять картины и музыку?

Сюжет кантаты, взятый из истории Древней Руси, нашёл отклик в сердцах миллионов людей во время Великой Отечественной войны.

Музыка кантаты С.Прокофьева воодушевляла защитников отечества на подвиги.

Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Но во все времена преданность, героизм, любовь, уважение, дружба вели людей за собой. Послушайте как в фильме звучит этот хор.

Повторное прослушивание «Вставайте, люди русские!» (фрагмент из фильма)

Что касается храмов, так их множество по всей России, названных в честь Александра Невского. И в Крыму есть такие соборы, в Симферополе и Ялте.

Слайды 6-7 «Соборы»


IV.Реприза

Рефлексия, итог действия

Настало время подвести итоги : ( рефлексия)

  • Ребята, какая была тема урока, что вы сегодня узнали ?

  • Кто такой Александр Невский и чем он прославился?

  • Почему его прозвали Невским?

  • Кто посвятил ему своё музыкальное произведение?

  • Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке?

На партах лежат конвертики с буквами.

  • Здесь я спрятала новое для вас слово, которое вы узнали сегодня на уроке. Кто быстрее сложит буквы в слово, тот получает «5»!

Подсказка: Музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей и исполняется хором, оркестром, певцами-солистами.

Угадайте его! (КАНТАТА)

(заполнить пустые квадратики, нарисованные на доске):

Прием «Закончи предложение …»( на доске). Задаю вопрос, дети-отвечают.

Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении. Выставление оценок. Мне понравилось как работали на уроке…

Тема урока у нас была серьезная, но вы с ней справились. В заключении урока предлагаю сменить настроение и исполнить выученные вами народные песни.(дифференцированно: одна группа поет, другие помогают украсить ритмически в проигрышах песен.)

Спасибо за работу !

Вы сегодня Молодцы!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!