Сегодня мы познакомимся и с картинами, на которых художники изобразили Александра Невского, и с музыкальным произведением искусства. Итак, русский композитор С.С.Прокофьев – Слайд №2(портрет С.Прокофьева) - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский». (запись в тетради) А что же такое кантата? Слайд №3 - Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор. Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав. Итак, выяснили, что Прокофьев написал крупное произведение в честь Александра Невского. А как вы думаете, каким он был, Александр Невский? Какой у него характер? (ответы-предположения детей) Откройте учебник на стр.42 и посмотрите на фрагмент картины П. Корина «Александр Невский» – Слайд №4 Как выглядит князь Александр Невский на этих картинах? О чём молится Александр Невский? (Первый образ - покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей Матери) – Слайд №5 (Второй образ - гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный). А каким же его рисует композитор? Какой Александр Невский в кантате Прокофьева? Чтобы понять, мы послушаем две части из кантаты. 1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» .Текст перед вами. (Читаю текст песни). А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде. Там рубили мы злое воинство, Злое воинство, войско шведское. Ух, как бились мы, как рубились мы Ух, рубили корабли по досточкам. Нашу кровь-руду не жалели мы За великую землю русскую. Где прошел топор, была улица, Где летело копье - переулочек. Положили мы шведов, немчинов, Как ковыль траву на сухой земле. Не уступим мы землю русскую. Кто придет на Русь, будет насмерть бит. Поднялася Русь супротив врага Поднимись на бой, славный Новгород! А теперь покажите, как вы умеете слушать музыку. Звучит «Песня об Александре Невском» (хор, оркестр- концертный вариант) Ответьте на вопросы. Каким вы себе представляете Александра Невского? Какая была музыка?( темп , динамика) Ребята отвечают на вопросы после прослушивания номера. ( Это- песня, мелодия напевная, сначала музыка неторопливая, негромкая динамика, соответствует неспешному рассказу о недавней победе русских над шведами на Неве-реке, потом- подвижная, когда воины хвастаются своей удалью и готовятся к новым испытания : «Не уступим мы землю русскую». «Кто придет на Русь, будет насмерть бит»– несколько характеров). А вот как выглядит фрагмент из фильма«Александр Невский», советского режиссера С.Эйзенштейна с музыкой Прокофьева, где звучит эта песня и крылатое выражение князя (повторное прослушивание). (запись в тетради названий двух частей кантаты) А сейчас познакомимся со вторым фрагментом кантаты: называется «Вставайте, люди русские!» Звучит хор «Вставайте, люди русские!»( в исполнении мастеров хорового пения) Оцените сейчас свое умение слушать музыку!(дети оценивают себя с помощью «светофора») (характер меняется, три части) Фиксирую на доске 3-х частную форму (запись в тетради) Какой характер у Александра Невского? А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол) Как он звучит? (набат) Попробуем разучить мелодии двух частей. (Прошу детей хором проговорить текст очень четко. Показываю мелодию голосом, дублируя на инструменте, дети поют про себя, следя за текстом, затем закрытым ртом. Прошу спеть со мной в голос с текстом тех, кто считает, что он запомнил мелодию. Кто неуверен, поет про себя. Далее – пропевают со мной вслух по предложениям) 1 часть предложить спеть мальчикам, 2 часть –девочкам, 3 часть-все вместе. Оцените свое пение!(оценивают).Похвалить. А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на Слайде №4-5. |