Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Спортивно-оздоровительная работа с молодежью"»
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Концепция: Жизнь, здоровье - главная ценность, которой обладает человек. Только здоровый человек по — настоящему может познать радость жизни. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава, не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Первейшая потребность человека — сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезней, физических дефектов - непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития личности, ощущение полноты жизни.
Многие школьники недостаточно хорошо представляют себе, что полезно и, что вредно для организма, как предупредить те или другие заболевания, как избежать различных травм. А некоторые считают, что забота об их здоровье - дело родителей и врачей. Ни какие достижения медицинских наук не дадут здоровье, если люди сами не научаться его сохранять, независимо от возраста и профессии. Задача школы заключается в том, что бы пропагандировать здоровый жизни. По данным науки о сохранении и поддержании здоровья, физическое здоровье человека зависит от следующих факторов:
- на 50% от образа жизни (характер питания, наличия или отсутствия
вредных привычек, нервно психических стрессов, условия
деятельности);
на 20% от наследственных факторов;
на 20% от экологического состояния окружающей среды;
на 10% от уровня развития системы здравоохранения.
Приоритетном направлением деятельности гимназии является создание комфортных условий для деятельности, как ученика, так и педагога, делать все, что способствует развитию и процветанию личности каждого члена педагогического и ученического коллектива.
В гимназии №1 города Железнодорожного Гладковой Н.В. ведется огромная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Учитывая систему полного дня, придаем большое значение таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим
работы, расписание занятий, выполнение санитарно — гигиенических норм.
Учебно - трудовая нагрузка учащихся не допускает норм предельно допустимой. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз. В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Учебные занятия чередуются с прогулками на свежем воздухе, уроками физкультуры, хореографией, лечебной гимнастикой.
Уровень физического развития учащихся зависит от состояния физического воспитания в гимназии. Наряду с уроками по физической культуре проводятся массовые физкультурно - спортивные мероприятия. В гимназии работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, легкая атлетика, шашки, шахматы.
Особое внимание уделяется здоровью учеников.
Как отмечают ученые: «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела — это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Цели и задачи:
осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа ЭКСТАЗНЫ о жизнь каждого человека и общества;
пропаганда различных видов спорта.
ПРОГРАММА
Задача школы как саморазвивающейся системы, -чтобы распустился каждый цветок, помещенный в условия креативности.
Л. Г.Татарникова
В инновационные учебные заведения поступают дети, которые, к сожалению, имеют ослабленное физическое здоровье изначально, что подтверждают данные нашей диагностики на момент поступления в гимназию. Высокая мотивация к учению облегчает у таких детей течение адаптации в условиях учебного труда повышенной интенсивности, но не снимает всех проблем. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения. Учебный план, насыщенный новыми предметами, в том числе и развивающего характера, конфликтует с санитарно-гигиеническими нормами. Достаточно жесткая организация учебного процесса (многообразные формы контроля за качеством знаний, умений и навыков) держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Различные спецкурсы, кружки, занятия по выбору заполняют все свободное время ребенка. Где пределы роста в расширении и углублении содержания образования? Обучение происходит за счет ресурсов здоровья ребенка и учителя, так как требования к его квалификации - высоки, а характер труда намного интенсивнее.
Главное противоречие, обнаружившееся в последние 2 года, - это противоречие между инновационностью и:
Требованиями Министерства образования о переходе на Госстандарт и выполнением федерального учебного плана;
Снижением исходного потенциала здоровья ребенка. Перечисленные факторы риска и противоречия делают особенно актуальным вопрос разработки модели школы здоровья.
Классическое определение ВОЗ: здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. По сути дела, это идеал, указывающий на сферы благополучия человека.
Концепция академика В.П. Петленко определяет здоровье следующим образом: «Это состояние равновесия (баланса) между адаптационными возможностями организма (потенциала здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися». В соответствии с этой концепцией, здоровье - нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных, социальных и духовных потребностей. Нам представляется разумным использовать и то и другое определение, так как и та и другая концепции позволяют выстроить движение к желаемому результату, т. е. сформулировать гипотезу и смоделировать процесс.
В таком случае, графически модель школы здоровья можно представить следующим образом:
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
Цель школы здоровья - обеспечить равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.
Инструментом моделирования школы здоровья выступает валеологиче-
ское сопровождение учебно-воспитательного вопроса.
Диагностика, профилактика, оздоровление вошли в компетенцию психологической и медицинской службы гимназии №1.
Центральное место в организации школы здоровья занимают проблемы
обратной связи.
Основные виды диагностики:
Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в
условиях гимназии
- здоровье - биологический возраст, физическое развитие, ЛФК (данные
врачей: окулиста, невропатолога, эндокринолога, гастроэнтеролога), тип
работоспособности, группа по физкультуре, общая группа здоровья -
обучаемость (диагностика психолога) - внимание (уровень развития мыс
лительных операций, общий уровень развития, переключение, распреде
ление, концентрация, устойчивость), скорость протекания мышления,
гибкость мышления, креативность, память, внутренний план действия,
работоспособность, саморегуляция, общий уровень развития;
- обученность - текущая успеваемость;
- воспитанность - самооценка, положение в группе, уровень тревожности
(общая, межличностная, школьная).
Соответствующую подготовку проходят специалисты медицинской службы гимназии, что является для них повышением квалификации (лечебная физкультура, массаж, физио-, фитотерапия).
Технологии сберегающие здоровье апробируются в динамических творческих группах.
Основной критерий подхода к уроку - правильное формирование учебной деятельности на каждом этапе.
Здоровьесберегающий урок - это урок, отвечающий следующим требованиям:
1. Выполнение нормативных санитарно-гигиенических условий.
2. Личностно-ориентированная технология (в данном случае нами ис
пользуются технологии: "Система творческих заданий", "Учебный диалог",
"Игра" и другие технологии в рамках исследовательского подхода).
3. Комфортное эмоционально-психическое состояние учителя и учащихся
(доброжелательный микроклимат).
Основные компоненты "школы здоровья", следующие:
в управленческом аспекте - наличие валеологической службы или организационной структуры, выполняющей ее функции;
мотивация педагогического коллектива на проблему здоровья;
креативная среда как воспитательное пространство;
обновление содержания образования;
общие требования к уроку с точки зрения здоровьесберегающего подхода;
- обеспечение индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Таким образом, создание "школы здоровья" не является самоцелью, а служит средством выполнения миссии инновационного учебного заведения. Для нас модель "школы здоровья" необходима, чтобы решить нашу главную проблему - формирование креативности учащихся, их родителей и педагогов.