II. Актуализация знаний (целеполагание) | 1. Работа с лентой букв. - Ребята, прежде чем перейти к изучению нового, давайте повторим с вами буквы и звуки, изученные ранее. (буквы открываются по щелчку) - Посмотрите внимательно, все ли буквы появились у нас на слайде? - Верно, не достает изученной нами вчера буквы М м. Кто охарактеризует звуки, которые обозначает эта буква? Приведите пример слов с мягким согласным звуком [м'] и твердым согласным звуком [м]. 2. Фонетическая разминка (проговариваю, обучающиеся повторяют за мной, хором) За- за – за- зелёные глаза Зы- зы- зы – не боюсь грозы Зу – зу- зу- прогоните козу Зой- зой- зой – мы бежим за стрекозой. 3.На слайде: «Зайкиного зайку зовут Зазнайка» (проговариваю скороговорку) - Какой звук повторялся чаще других в этой скороговорке? В каких словах? - Как думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? - Сформулируйте цели урока (используют подсказки на слайде) | Обучающиеся по цепочке называют звуки (дают им характеристику) и обозначающую их букву. Ответы обучающихся. Проводят фонетическую разминку (повторяют за учителем) - Чаще всего повторялся звук [з]. Ответы обучающихся. - Тема нашего урока: «Звуки [з] [з’], буква З». - Познакомимся с… - Научимся отличать… - Научимся читать… |
III. Работа по теме урока | - Ребята, внимание на слайд. Скажите, как зовут сказочку героиню на картинке? - Произнесите еще раз имя героини сказки, но выделяя голосом только первый звук. - Какой звук мы выделили? - Какой он? Охарактеризуйте звук [з]. - Постройте схему этого слова. (Обучающийся собирает «звуковика» у доски, остальные сверяют правильность самостоятельного составления схем с образцом на доске) - Посмотрите на картинку на слайде, что делает Золушка? - Произнесите слово ЗЕРКАЛО, выделяя голосом первый звук. - Какой звук выделили? - Какой он? Охарактеризуйте звук [з´]. - Постройте схему этого слова. - Ребята, наша героиня подошла к окну, увидела снег и воскликнула! (Что увидела Золушка, какое время года?) - Какой первый звук мы слышим в этом слове? Охарактеризуйте его. - Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? - Что это за сооружение? А что это на воротах замка? - В чем заключается разница в этих словах? - Эти слова называются омонимы (одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению). Подробнее вы будете говорить о них чуть позже. - Ребята, вот мы с вами познакомились со звуками [з] и [з']. - Как вы думаете, мы ничего не забыли упомянуть? -Ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются? -На что похожа буква «З»? -Найдите в ленте букв, где живет буква З. -Какая бывает буква на письме? -В каком случае мы пишем заглавную букву? - Отлично, мы с вами выяснили то, что буква «З» обозначает 2 согласных звонких звука: твёрдый [з] и мягкий [з’]. - А теперь откройте Азбуку на стр. 91 (9 и 1). Справа в столбик записаны слоги, давайте все вместе их прочитаем. (чтение хором) ЗА, ЗУ, ЗЕ, ЗО, ЗЫ, ЗИ. | Ответы обучающихся. - Звук [з]. - Согласный, твердый. - Звук [з] – согласный, звонкий, твердый. - Золушка смотрит в зеркало. - Звук [з´] – согласный, звонкий, мягкий. Ответы обучающихся. - Звук [з´]. Звук [з´] – согласный, звонкий, мягкий. Составление схем слов. Сверяют с образцом на доске. - Увидела зиму. - ЗАмок -ЗамОК - Не познакомились с буквой З з. - Нет, буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим. Ответы обучающихся. - Заглавная и строчная. Ответы обучающихся. Чтение слогов. |
Физкультминутка | - Ребята, вы, наверное, устали? Тогда все дружно встаем. Я буду называть слова, а вы, если услышите в них звук [з], делайте наклон вперед, если [з’] – хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо. Слова: Капуста, ваза, звонок, дверь, сосна, гроза, зебра, стрекоза, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик, водовоз, кастрюля. | Внимательно слушают и выполняют движения. |
IV. Закрепление изученного материала | Игра: Посчитай звуки. Посчитайте, сколько раз звук [з] встретится в стихотворении: За забором зайка скачет, В лапках букву З он прячет, Зайка, зайка, выходи, Деткам букву З верни. (7) - Давайте поупражняемся с вами в чтении слов и предложений с буквой з. (распределяю задания) 1) обучающиеся читают слова на стр. 91 – плохо читающие ученики. 2) обучающиеся читают текст на стр. 91-92 - Зачитаем по цепочке слова на стр. 91. Знакомые Познакомила Произнесите Зазвенел Звонок (производим деление на слоги, ставим ударение, даем характеристику звуку в словах [з]) - Посмотрите на схемы справа. Назовите первый звук. Расскажите о нем. Разбор слова «корзина». - Перерисуйте схему к слову «корзина» к себе в тетрадь. Работа с текстом «Зоопарк». - Прочитайте название текста на стр. 91-92 - Можно ли по названию текста определить его содержание? - Кто был в зоопарке? - Какие правила поведения нужно соблюдать в зоопарке? Почему? - О каких животных говорится в тексте? - Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? - Где находится лев? Кого дети узнали сразу? - Что делал слон? Что интересного вы узнали о змеях? 5. Составление рассказа. Ребята , мы с вами совершим заочное путешествие. Представьте, что вы пришли в зоопарк. Составьте рассказ о своем любимом животном. Начало у всех будет одинаковым. Вы остановились у своего любимого животного и расскажите о нем остальным. В выходной мы пришли в зоопарк. На улице тепло и светит солнце. Начало осмотра нам указала стрелочка. Все звери вышли из своих вольеров. Я остановился… | Выполнение обучающимися задания: Чтение слов на стр. 91 Чтение текста на стр. 91-92 Порядок работы: Зачитывают слово. Делят слово на слоги. Ставят ударения («зовут» слово) Производят характеристику звуков по порядку. Ответы обучающихся. Внимательно слушают текст, отвечают на вопросы по содержанию. Называют слова (из текста) с мягким [з’] и твердым согласным звуком [з]. Составляют схемы к словам. Осуществляют самопроверку. |
VI. Рефлексия. Итог урока | - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике своё самочувствие после урока (на уроке было легко работать, были небольшие затруднения в работе, вам было трудно работать на уроке). - О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Достигли ли поставленных целей (изучить звуки [з] [з’] и обозначающую их букву З и научиться отличать эти звуки друг от друга; научиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой) | Оценивают свою деятельность на уроке. Ответы обучающихся. |