СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Сила тока. Измерение силы тока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок Сила тока. Измерение силы тока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Сила тока. Измерение силы тока»

Тема урока: «Сила тока. Измерение силы тока»

Класс, профиль

8, общеобразовательный класс

Тема:

Тема: «Электрические явления»

Тема урока:

Тема урока: «Сила тока. Измерение силы тока»

Тип урока:

открытие нового знания.

Цель

Обеспечить усвоение силы тока; формировать умение решать задания; путем проведения опыта и анализа полученных данных, делать выводы о значении силы тока на различных участках цепи.

Задачи:

Предметные:

научатся записывать формулу силы тока; решать задачи на нахождение этой силы.

Метапредметные:

познавательные - работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения об индукции магнитного поля; исследовать магнитный поток;

регулятивные - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

коммуникативные – представлять конкретное содержание учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные:

создание условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения; развитие настойчивости к достижения поставленной цели.

Планируемые результаты:


личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

предметные:

  • знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока

  • уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока - амперметр.

Формы организации работы детей:

– поисково-исследовательский метод

– работа в группах при выполнении фронтального эксперимента,

Формы организации работы учителя – координирует работу коллектива:

  • задает вопросы,

  • направляет ход беседы;

  • на заключительном этапе проводит рефлексию.

 Оборудование

ноутбук, проектор, экран, демонстрационные амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода. Наборы для лабораторной работы: источник питания, две низковольтных лампы на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Название УМК:

Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. - 16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2018


















Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Организационный момент

(2 мин)









II. Актуализация знаний

(5 мин)


Слово учителя. Приветствие.










Проверка домашнего задания. Приём «Ромашка вопросов»


Работа с презентацией урока.

Ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.





















Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

Бывают уроки похожие и разные,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон!

-Начинаем наш урок.



-Дома вы должны были повторить пройденный материал по теме «Электрический ток». Прежде чем начать проверку домашнего задания, хочу вас предупредить, что урок сегодняшний необычный, оценки на нём буду ставить не только я, но и вы сами. Для этого перед каждым из вас лежит «Таблица самооценки» (Приложение, таблица 1).

На каждом этапе урока вы будете ставить отметки себе и своим одноклассникам, в конце занятия таблички мне сдадите, а я поставлю итоговую оценку.

-Начнём проверку.




Простой

Что такое электрический ток?



Уточняющий

Как направлен электрический ток во внешней части цепи?



Из каких частей состоит простейшая электрическая цепь?



Творческий

Какие приёмники, или потребители, электрической энергии вы знаете?




Оценочный

Объясните разницу в понятиях электрическая цепь и элементы электрической цепи


Приветствуют учителя, приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

















Слушают учителя, выбирают лепестки с заданиями, отвечают на вопросы (повторение изученного материала).



Электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц.



Направление эл. тока – эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному.


Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, приёмника, замыкающего устройства (ключ), соединительные провода


К приёмникам или потребителям электрической энергии относятся электродвигатели, лампы, плитки, всевозможные электробытовые приборы (утюг, холодильник, микроволновая печь, фен)


Электрическая цепь – это совокупность элементов цепи соединённых друг с другом.

А элементы это перечень приборов, из которых состоит цепь.

Самоопределение (Л)





















Построение речевого высказывания(П)





К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками


III. Постановка учебных целей и задач.

(6мин)



1. Беседа по вопросам.

Работа с презентацией.


Постановка целей и задач урока.


Ребята! У вас на столах стоят электрические приборы, с которыми вам предстоит поработать. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.



















Имея различные электрические приборы (источник тока, 2 лампочки, ключ, соединительные провода), зарисуйте схему и составьте цепь

Учащиеся замыкают собранные цепи только после разрешения учителя, контролирующего правильность сборки цепи.

Задаются вопросы, ведущие к выдвижению гипотезы:

-Возникает ли в цепи электрический ток после замыкания ключа?


-Как вы узнали?


-С одинаковой ли яркостью горят лампочки?


-Как вы думаете - почему одна горит ярче другой? Можем ли мы дать ответ на этот вопрос?


- Ответить точно на возникший вопрос мы не сможем. Давайте начнем предполагать, почему это наблюдается. Почему лампочка горит, когда цепь замкнута?


-Какое действие тока проявляется при проведении данного опыта?


-А что значит «горит ярче»?


-Какой же физической величиной характеризуется любое действие?


-Какой вывод можно сделать о действии электрического тока?

Это и будет нашей гипотезой.


-Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы, выдвинутые вами, сформулировать тему урока. Так какова же тема нашего урока?


Какова цель нашего урока?




-Значит, какие цели поставим перед собой, что надо будет узнать?



-Что будем делать для этого? Какие задачи поставим?







-Предлагаю начать работу.

- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.

- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.


Составляют и зарисовывают цепь.








- Да



-Загораются лампочки


- Нет, одна ярче другой


- Предполагают, что в одной лампе ток больше, чем в другой




- Течет ток




-Тепловое



- Больше тепловое действие


- Силой



- Через лампочки протекает ток разной силы



- Сила тока. Измерение силы тока.




- Дать понятие силы тока, познакомить с единицей измерения.


Цели:

1. Узнать, что называют силой тока


Задачи:

1.научиться объяснять понятие сила тока

2. вычислять силу тока

3.знать единицы измерения силы тока

4. пользоваться прибором для измерения силы тока


Определение цели урока (Р)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

(7 мин)




V. Первичное закрепление.

(3 мин)











VI.Этап закрепления нового материала (6 мин)










VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( 8мин)


Творческая и практическая деятельность.






















Работа с учебником, с таблицей-вопросником. Игровая деятельность.

Взаимоопрос.

Письменная работа в парах, параграфом учебника.

Работа с презентацией.













Работа с раздаточным материалом, с презентацией.


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.













Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.












































На эти вопросы вам поможет ответить параграф учебника (п.37, стр.107-109).

Прочитайте его и ответьте на вопросы, которые есть у вас в табличке раздаточного материала (Приложение, таблица 2.) Внимательно читаем задание и находим ответы на вопросы.


Если вы готовы, давайте начнём проверку, но это сделаю не я, а вы сами.

Поиграем в игру «Учитель-ученик»: тот, кого я назову, должен встать и задать вопрос своему однокласснику, назвав его по имени.












Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку.


Используя полученные знания на уроке предлагаю решить задачи:


№1. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить?



№2. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?


Тест.

  1. Сила тока – это физическая величина, равная…

А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

К)

Л)

М)

3. Как названа единица силы тока?

О) Джоуль (дж)

П) Ампер (А)

Р) Кулон (Кл)

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

Е) 0, 5 А

Ж) 50 А

З) 2 А

5. Силу тока измеряют….

П)…гальванометром

Р)…амперметром

С)…электрометром.

Проверим результаты теста.

Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока.


Ландау сказал, верховным судье всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают.


-Я предлагаю проверить гипотезу.


Для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.

На схемах обозначают  .

Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Этот прибор включается в электрическую цепь последовательно (следом - друг за другом), так, чтобы клемма + соединялась с проводником, идущим от  + полюса источника тока.

Включим  наши амперметры в ту цепь, что мы собирали. Измерим силу тока в 2 разных местах.


Что можно сказать о силе тока в лампочках?


Оценили себя

  • Что можно сказать о гипотезе?



- Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. Мы найдём решение нашей проблемы на следующих уроках.

Самостоятельная работа, изучение параграфа, ответы на вопросы (запись в таблицу).





Перекрёстный опрос:

Что такое сила тока?

Как обозначается сила тока? Как можно вычислить силу тока?

Основная единица измерения силы тока?

Прибор для измерения силы тока?

Что такое сила тока в 1 А?

( Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10-7 Н, то по проводникам протекает ток 1 А)








-Вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки

Ответ: 4,2 А





Решают тест



























Андре-Мари Ампер.

Ученик рассказывают об ученом.







Учащимся предлагается по предложенной схеме собрать электрическую цепь и измерить силу тока на различных участках цепи











Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их.



Сила тока в каждой из лампочек одинаковая.


Гипотеза оказалась неверной. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена.

П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.







































VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

(2-3 минуты)


Заключительная беседа по во­просам; моно­логические вы­сказывания.

Работа с презентацией, слайд №3


Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

-Какой была тема нашего урока?

  • - Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужно уметь измерять силу тока в цепи? Знать о величине силы тока?







Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников и поставьте себе оценку (таблица самооценки).


- Сила тока. Измерение силы тока


-Обозначение силы тока, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи



-В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме


Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта)








П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Домашнее задание:

(1 мин)



  1. Выучить параграф 37;

2) Составить синквейн со словом амперметр.

1.одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2. два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. фраза, несущая определенный смысл.

5. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

1. Амперметр

2. Демонстрационный, лабораторный

3. Показывает, измеряет, взаимодействует

4. Измеряет силу тока в цепи

5. Прибор

3) Упр.14(2,3)

































Ход урока
  1. Мотивационно-ориентированный этап (10 мин).

-Здравствуйте, ребята!

(Проверка домашнего задания).

-Дома вы должны были повторить пройденный материал по теме «Электрический ток». Прежде чем начать проверку домашнего задания, хочу вас предупредить, что урок сегодняшний необычный, оценки на нём буду ставить не только я, но и вы сами. Для этого перед каждым из вас лежит «Таблица самооценки»

А) Фронтальный опрос.

(Вопросы появляются на экране с помощью мультимедийного проектора.) (Слайд 1)

1. Что называют электрическим током?

2. Что собой представляют электрический ток в металлах?

3. Что принято за направление протекания тока в цепи?

4. Назовите действие тока, используемое в каждом случае (Слайд 2):

а) приготовление пищи на электрической плитке;

б) никелирование деталей;

в) нагревание воды электрическим кипятильником;

г) подъем деталей с помощью электрического магнита;

д) при работе электрического звонка;

е) золочение ювелирных изделий.

Б) Имея различные электрические приборы, (Слайд 3) составьте цепь и зарисуйте схему;

- на схеме покажите направления протекания тока;

- на схеме покажите движение электронов.

Учащиеся сдают свои работы.

Учащиеся по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, и наблюдают за работой приборов.



3. Создание проблемной ситуации (2 мин).

Учитель: Что вы наблюдаете?

Ученики: При замыкании лампы загораются, но одна лампа горит ярче другой.

Учитель: Как вы думаете почему?

Учащиеся выдвигают гипотезу, либо несколько гипотез.

Ученики: Может быть, в лампах течет разный ток. В одной лампе ток большой, а в другой маленький.

Уточнение гипотезы.

Учитель: Так что вы имели в виду, когда говорили, что может быть, ток в лампах течет разный?

Ученики: Возможно, через лампы протекает ток разной силы.

Учитель: Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы сформулировать тему урока.

Учитель: Какова же тема нашего урока?

Ученики: Сила тока. Измерение силы тока. (Слайд 4)

II. Исполнительский этап (10 мин).

1. Постановка учебной задачи (2 мин).

Учитель: Что же мы должны узнать о силе тока, чтобы убедиться в правильности гипотезы, либо опровергнуть ее?

Ученики должны узнать:

  • Как обозначается сила тока?

  • Как можно вычислить силу тока?

  • Единицы измерения силы тока.

  • Как можно измерить силу тока?

На эти вопросы вам поможет ответить параграф учебника (п.37, стр.107-109).

Прочитайте его и ответьте на вопросы, которые есть у вас в табличке раздаточного материала (Приложение, таблица 2.) Внимательно читаем задание и находим ответы на вопросы.


На первые два вопроса отвечает первая группа, на 3 и 4 вторая группа и на 5 и 6 третья группа

III. Взаимообучение (12 мин).

1. От каждой группы выступает 1 ученик.

Первая группа: т.к. сила тока характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени, то для вычисления силы тока необходимо заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за промежуток времени t, поделить на этот промежуток времени.

I – сила тока .

I = q / t. (Слайд 5)

(Обозначение и формула записываются на доске и в тетрадях.)

Вторая группа: на международной конференции по мерам и весам в 1948г. было решено в основу определения единицу силы тока положить явление взаимодействия двух проводников с током.

(Рисунок 59 учебника появляется на экране.) (Слайд 6)

Гибкие проводники при прохождении электрического тока могут притягиваться и отталкиваться.

За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1м на расстоянии 1м в вакууме взаимодействуют с силой, 2 * 10-7 Н. Эту единицу называют ампером, в честь французского физика и математика Андре Мари Ампера.

(Его портрет появляется на экране.) (Слайд 7)

Обозначение: [I] = 1А, 1А = 1 Кл/с. ( Слайд 8)

Учитель: Велик ли ток в 1 ампер?

Посмотрите на таблицу, вы видите данные технического справочника (показывается на экране). (Слайд 9)

Сила тока:

  • в электрической бритве 0,08А;

  • в карманном радиоприемнике 0,1А;

  • в фонарике 0,3А;

  • в электрической плитке 3- 4А;

  • в двигателе троллейбуса 160-200А.

Сила тока, проходящая через тело человека, считается безопасной 0,001А (1 мА).

Сила тока, приводящая к серьезным поражениям организма 0,1А (100 мА).

И мы забыли про третью группу

Третья группа: для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.

На схемах обозначают  . Говорят что такое 1 ампер СЛАЙД 6

(Слайд 10)

Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемма «+» амперметра соединяют с проводником, идущим от положительного полюса источника тока.

Учитель выставляет на демонстрационный стол различные измерительные приборы и предлагает учащимся из них выбрать амперметры.

Учитель: Что же нам предстоит делать, чтобы проверить нашу гипотезу?

Ученики: Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их.

Учащиеся знакомятся со шкалой амперметра, определяют цену деления шкалы, предел измерения.

2. Проверка гипотезы (3 мин).

Учащиеся чертят необходимые схемы на доске. (Слайд 11) (Слайд 12) (Слайд 13) (распечатать)

Собирают по схемам цепи и измеряют силу тока.

Результаты каждой группы записываются на доске.

Учитель: Посмотрите на полученные результаты и сделайте вывод.

Ученики: Полученные данные по измерению силы тока показывают, что сила тока во всех участках цепи одинакова. Гипотеза оказалась не верна. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена.

Учитель: Попробуем найти подтверждение гипотезы и решить нашу проблему на следующих уроках.

IV. Закрепление умений и навыков.

Учитель: Используя полученные знания на уроке решите задачи:

Задача 1. (Слайд 14)

Выразите в амперах силу тока, равную: 1500мА; 270мА; 34мА; 1,2КА.

Ученик записывает результаты на доске:

1500мА = 1,5А

270мА = 0,27А

34мА = 0,034А

1,2кА = 1200А

Задача 2. (Слайд 15)

Сила тока в лампе фонарика равна 0,3А. Какой заряд проходит через поперечное сечение нити накала лампы за 5минут?

Дано

 

Си

 

Решение

I = 0,3А

 

 

 

q = I * t

t = 5мин

 

300с

 

q = 0,3А * 300с = 90 Кл.

q – ?

 

 

 

Ответ: 90 Кл.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

И для подведения итогов у вас на парте находится домашнее задание.

Домашнее задание: § 37, 38. Упр. 14 (2, 3). Упр. 15 (3). (Слайд 16)

Спасибо за урок.









Приложение

  1. Таблица самооценки

    Этап урока

    Моя работа на уроке

    Работа одноклассников

    Оценка учителя

    Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания.




    Постановка учебных целей и задач.




    Открытие нового знания.

    Работа с параграфом учебника.




    Первичное закрепление.

    Работа в парах




    Этап закрепления нового материала.

    Решение задач




    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Творческое задание




    Итоговая оценка.




  2. Работа с параграфом

Сила тока. Измерение силы тока

  1. Что такое сила тока?


  1. Как обозначается сила тока?


  1. Как можно вычислить силу тока?


  1. Основная единица измерения силы тока? (кратные и дольные единицы измерения силы тока)


  1. Прибор для измерения силы тока?


  1. Что такое сила тока в 1 А?


1.Сила тока – это физическая величина, равная…

А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

К) N = A/t

Л) m = Q/L

М) I = q/t

3. Как названа единица силы тока?

О) Джоуль (Дж)

П) Ампер (А)

Р) Кулон (Кл)

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

Е) 0, 5 А

Ж) 50 А

З) 2 А

5. Силу тока измеряют….

П)…гальванометром

Р)…амперметром

С)…электрометром


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!