СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок с использованием новых образовательных технологий "Спешите делать добро" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 7 классе. Урок с использованием новых образовательных технологий по теме  "Спешите делать добро" (по роману А.П. Платонова "Юшка"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок с использованием новых образовательных технологий "Спешите делать добро" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка"»









Методическая разработка урока в 7 классе

с использованием новых образовательных технологий


Тема урока «Спешите делать добрые дела» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)











Урок подготовила: учитель

русского языка и литературы Е. А. Зубрилова









Конспект открытого урока литературы в 7 классе

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Дата проведения: 5 апреля 2016 года в ГБОУ СОШ с. Ташелка Менжинский филиал

Уровень: школьный. Размещен на сайте: htth//tashel-sch.cuso-edu.ru;htth//nsporta.ru

Цели:

  1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

  2. Развивающие: развивать творческое воображение, формировать толерантное отношение к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя; логически правильно строить устную речь, доказывать, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких; показать детям ценность жизни человеческой.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, способность к самооценке своих действий, поступков.


Оформление и оборудование:

  1. Мультимедийная презентация.

  2. Технологическая карта.

  3. Словарь чувств: человечность, милосердие, сострадание, гуманность, великодушие, жестокость, бездушие, зло, ограниченность, жалость и т.д.

  4. Приложения.

  5. Карточки с именами героев.


Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…..? (совершить зла)

Ю.Никулин.

Ход урока.


1. Начало урока. Вступительное слово учителя.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.

Сегодня мы будем работать по технологической карте, с которой вы знакомились дома. (Инструкция по работе с технологической картой)

2. Мотивация на восприятие изучаемого произведения.

Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Тема урока: «Спешите делать добрые дела»

Слово учителя - Вам было задано прочитать самостоятельно рассказ А.Платонова «Юшка». Посмотрите на доску, прочитайте эпиграф к уроку и скажите, как оно связано с прочитанным рассказом?

- Что вы знаете об авторе этого произведения?

(Сообщение заранее подготовленного ученика по биографии А.Платонова).

Слайд 1

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером , влюбленным в свое дело , и очень ярким писателем. « Платонов» -это псевдоним .Настоящая фамилия писателя – Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца , от которого унаследовал любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и вообще машин. Андрей с 14 лет начал работать : рассыльным , литейщиком на трубном заводе , помощником машиниста. Очень рано он начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах…

Переход: итак, я надеюсь, что вы все прочитали рассказ, но прежде, чем приступить к анализу произведения, мы должны выяснить ваше читательское восприятие. Ответы должны быть полными, речь построена логически правильно.

3. Выяснение читательского восприятия.

Слайд 2

А эпиграфом к нашему уроку будут слова «Без доброты и сострадания нет человека…»

  • Как вы понимаете эти строки?

(Люди не будут замечать зло, а тем более не делать это зло. А если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.)

  • С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

  • Какой эпизод затронул вас больше всего?

  • Почему рассказ так назван?

Переход: Итак, главный герой повести – Юшка. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. Я думаю, что наш урок можно назвать так: «Спешите делать добрые дела». Как вы считаете?

Слайд 3

Запишем число и тему урока и эпиграф.

  • Как Вы думаете? Чем мы будем заниматься на уроке? Чему должны научиться? (ответы обучающихся)

Учитель: Цель:

  • продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

  • развивать творческое воображение, аналитическое мышление.

  • выразительно читать текст и сравнивать произведения разных жанров;

  • логически правильно строить устную речь, доказывать, делать выводы.

  • воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за себя, своих близких, судьбу планеты, совесть, долг.

  • развивать умение работать с учебным модулем.

Слайд 4. Портрет Юшки



Нужно ли к таким людям проявлять сострадание, милосердие?

Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словарь.

Слайд 5. Сострадание , милосердие (выдержка из словаря)


Что мы узнали о внешности героя, его занятии.

  1. Анализ произведения

Составление таблицы и рассказ ученика по таблице.


Слайд 6.


Что мы видим


Сущность

- в руках у него было мало силы;

- старый человек;


- внешне неприметен;

- мал ростом и худ;


- сморщенное лицо с редкими волосами.

- Тяжело болен (туберкулёзом);

- Не так уж стар, скорее слаб, болен – кажется старше;

- Не любил «выделяться»;

- Сутулился ещё – привычка «спрятаться» от людей;

- Мало ел, собирал деньги, чтобы поддерживать приёмную дочь («стол без чаю и сахару»);

- Главное, глаза - белые глаза, как у слепца, в них слёзы.


- одежда: много лет одно и то же, без смены;

- работа подручного у главного кузнеца;


- первым приходит на работу и последним покидает её.

- Купить не на что, да и – незачем, он же Юшка;

- Незначительная, незаметная, малооплачиваемая, но необходимая;

- Необыкновенная честность, порядочность – сделать до конца всё, что сказали, и сделать хорошо.


Учитель - Осталась незаполненной 2 строчка. Есть хорошее выражение: Слепец со зрячим сердцем – зрячие со слепыми сердцами.

О ком так можно сказать?

Ответ: Слёзы в глазах Юшки – это плачет его душа. Но он никому не жалуется, никого не обижает. Наоборот, его все обижают.

Запись в тетрадь: Глаза – зеркало души. Значит, это плачет его душа.

Давайте посмотрим, как об этом пишет автор повести.

(Познавательные и коммуникативные УУД)

  • На какие части можно разделить это произведение? Почему?



Главный герой Юшка и все события происходят вокруг него

Все радовались и Юшка и окружающие, когда издевались над ним.

  • Как называется этот художественный прием?

Антите́за, антитезис (др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение от ἀντί — против + θέσις — тезис) — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи.



  • Что узнал Юшка о людях? Какие люди встретились ему?

(Добрые и злые)



Задание: на столе карточки с именами героев произведения, распределите их на две группы: добрых и злых(на доске плакаты. Приложение 1.)



Здоровьесбережение(дети поочередно выбегают к доске)



Добрые:

Злые:

Сиротка


Животные

Растения

Дети

Веселый прохожий

люди

























  • Какой вывод можно сделать?

Злые люди безымянны, нет души, нет имени.

Анализ взаимоотношений детей и взрослых.

Как к Юшке относятся дети? Работа по группам

1 группа готовит сообщение о детях,

2 – о Юшке.

Слайд 4

- Как дети относились к Юшке?

- Как Юшка реагировал на жестокость детей?

- Почему Юшка верит что дети его любят?


Дети


Юшка

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали… кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

РАДОВАЛИСЬ


…ничего не отвечал и не обижался

…шёл тихо и не закрывал лицо

…шёл и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил


РАДОВАЛСЯ


Антитеза в поведении героев.


Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – РАДОВАЛИСЬ. Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его…)

- Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?


Дети

Юшка

Злые, жестокие, грубые.


Добрый, терпеливый.

- Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы? (Высказывания учеников)



- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди)

- Почему Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).


Коллективная работа.

Счастливые мгновения в жизни Юшки

  • А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки?

- ответ: Это минуты, проведённые на природе.

(Выразительное чтение отрывка учеником. Показ слайдов. Вопросы ученика)

  • Что нового мы узнаём о Юшке? (очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)

  • Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

  • Как часто бывал наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу)

  • Каким здесь показан Юшка? (добрый, жалостливый, бескорыстный, заботливый, чуткий к чужому несчастью человек)

Физминутка


Последний год Юшки.

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Весёлому прохожему)

-Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Слайд 5



Прохожий


Юшка

Толкнул Юшку и

ушёл домой пить чай.

Упал и более не шевелился.

Каким предстаёт прохожий?

Каким предстаёт Юшка?

Жестокий и чёрствый человек. Даже зверь.

Жил тихо и умер тихо, незаметно.



Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» Приложение 2

Что общего между стихотворением «Спешите делать добрые дела» и этим произведением? (нужно делать добрые дела при жизни)

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек.


Слайд 6


Зачитывается сцена похорон.

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро)

-Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Ответ: Глаза. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.


Работас вопросами

Слайд 7



1. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова “Юшка”? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2. Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля.)

3. Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшке…)

4. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь? (После его смерти приехала его воспитанница).

5. Умирает Юшка, не понятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )

(получают баллы)

  • Как заканчивается рассказ?



  • Как вы понимаете содержание темы сегодняшнего урока. «Спешите делать добрые дела»

Ответы учащихся

Рефлексия Поразмышляйте


Слайд 8


5. Обобщение ответов учащихся.

В Библии сказано: "Побеждай зло ДОБРОМ". Главный герой рассказа А.Платонова "Юшка" жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.


Обращение к эпиграфу:

Закончите слова Ю.Никулина «…. совершить зла».

Вы согласны с эпиграфом сегодняшнего урока?

11. Домашнее задание. Анализ понравившегося эпизода

Задание 1 (базовый уровень)

План отрывка:

  • Тема

  • Идея.

  • Какие художественные средства языка использовал автор (Эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.)

  • Как ты понимаешь содержание эпизода.



  1. Задание 2.. (повышенный уровень)

Сочинение миниатюра:

Тема: «Кто ты, Человек?»

1.Всегда ли человек имеет право называться Человеком?
2.Кого в рассказе можно назвать этим гордым именем?
3. Каков я, как живу на земле? Добр я или жесток?
4.Если бы со мною рядом был Юшка, проявил бы я милосердие?


Спасибо за урок!

Список образовательных ресурсов:

  1. О равнодушии. renatar.livejournal.com/94130.html

  2. «Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Автор Н.В. Егорова. Москва, «ВАКО», 2007 год.

  3. «Поурочные разработки по литературе, 7 класс». Авторы С.М. Аникина, И.В. Золотарева. Москва, «ВАКО», 2007 год.

  4. Интернет- ресурсы.

  5. Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

  6. А.П. Платонов «Юшка»

  7. Приложение 2

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил

- И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,

- Рассказывает мать,

- День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

"Вот Шурку бы...

Уж он бы спас меня!"

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог

- Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима,

И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела! 1958



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!