Открытый урок русского языка по теме
"Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий".
Тарасенко Елена Александровна, учитель начальных классов
Разделы: Русский язык, Начальная школа Класс: 2
Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов
Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков
Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.
Цели урока:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, а также понимание того, что учёба поможет в выборе будущей профессии.
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
- расширить знания учащихся о профессиях нашей страны.
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- суффикс - это значимая часть слова;
- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., учебные принадлежности обучающегося, карточки для индивидуальной работы; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя), интерактивная доска, колонки, система голосования.
Ход урока.
1.Минутка чистописания.
Проблемный вопрос: Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
Чтобы в епле и красоте счастливо жили люди в нём. (Строитель).
- Кто из вас догадался, почему я загадала загадку про строителя на уроке русского языка?
-Какая часть слова помогает строить новые слова? (Суффикс).
-А как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный).
ик ек ик ек
онок ёнок онок ёнок
-Что это? (Суффиксы). Расскажите, какие правила написания суффиксов ик,ек вы знаете.
На доске карточка: нет ключика – ключик
нет замочка - замочек
-Какое правило написания онок ёнок вы знаете?
На доске карточка: ж, ш, ч - онок
( ,) - ёнок
Вывод: сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.
2. Повторение изученного материала (см. приложение).
Работа с карточками. (3 работы по каждой из карточек оцениваются учителем).
ФИЗМИНУТКА для пальчиков «Осторожно ветер».
Осторожно ветер за калитку вышел,
Постучал по окнам, пробежал по крыше,
Покачал тихонько ветками черёмух,
Пожурил зачто-то воробьёв знакомых
И расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
Работа с учебником с.138-139.
Упр1
Тропинка в лесу – лесная тропинка,
дорожка в саду – садовая дорожка,
воротник у меха – меховой воротник,
варенье из вишни – вишнёвое варенье.
Упр2 (устно).
Засолить + к= засолка. Варка. рубка, качка.
Упр3 (устно). Пирожок, петушок, дружок, лужок.
(чередование согласных в корне).
Упр 4.
Камень +н=каменный осень+н=осенний
весна+н=весенний рано+н=ранний
туман+н=туманный длина+н=длинный
Упр 5 (устно)
Слезинка, снежинка, дождинка, песчинка.
Ломкий, громкий.
Болтливый, терпеливый, смешливый.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.
3. Изучение нового материала.
Беседа: - Ребята, в начале урока я загадала вам загадку. Вспомните отгадку. (Строитель).
-Что за суффикс в этом слове? (ель) А что общего у слов строитель, учитель, врач…
ФЕСПРОСИЯ (профессия). Это всё – профессии.
Вывод: сегодня на уроке мы познакомимся с профессиями и суффиксами профессий.
- В русском языке есть очень много названий профессий. Есть даже пословицы и поговорки, который пришли к нам из профессий. Отгадайте, о каких профессиях идёт в них речь.
Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)
Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)
Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Хлебороб.)
На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)
Цыплят по осени считают. ( Птичница.)
4.Закрепление изученного материала.
- А теперь запишем, какие профессии у нас получатся с помощью суффиксов.
1) Флора+ист=флорист, машинист, таксист, фигурист, гитарист.
2) Дворник, садовник, лесник, сапожник, фокусник.
3) Каменщик, барабанщик, дрессировщик, гонщик.
4) Грузчик, переводчик, лётчик.
5) Воспитатель, водитель, строитель, учитель.
6) Орнитолог, ихтиолог, зоолог, археолог.
5.Итог урока.
Беседа.- Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
- Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.
- А теперь давайте посмотрим в толковом словаре, как объясняется слово « профессия »
ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
- А сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко»:
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать Поезд водит … ( машинист )Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Песни нам поёт … ( певец ).Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).Служит на море … ( моряк ).
В машине возит груз … ( шофёр ).Хлеб убирает … ( комбайнёр ).
В доме свет провёл … ( монтёр ).В шахте трудится … ( шахтёр)
В жаркой кузнице … ( кузнец ) Кто всё знает – молодец!
- Ребята, что мы вспомнили сегодня на уроке? А что нового узнали?
- Все ли профессии были вам известны или что-то новое узнали для себя?
Д/з: мини-сочинение «Моя профессия».