СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка "Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект является моей авторской разработкой к открытому ууроку русского языка "Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка "Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий".»

Открытый урок русского языка по теме

"Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий".


Тарасенко Елена Александровнаучитель начальных классов

Разделы: Русский язык, Начальная школа Класс: 2

Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов

Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, а также понимание того, что учёба поможет в выборе будущей профессии.

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

- расширить знания учащихся о профессиях нашей страны.

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- суффикс - это значимая часть слова;

- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., учебные принадлежности обучающегося, карточки для индивидуальной работы; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя), интерактивная доска, колонки, система голосования.



Ход урока.

1.Минутка чистописания.

Проблемный вопрос: Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,

Чтобы в епле и красоте счастливо жили люди в нём. (Строитель).

- Кто из вас догадался, почему я загадала загадку про строителя на уроке русского языка?

-Какая часть слова помогает строить новые слова? (Суффикс).

-А как называется такой способ образования слов? (Суффиксальный).


ик ек ик ек

онок ёнок онок ёнок


-Что это? (Суффиксы). Расскажите, какие правила написания суффиксов ик,ек вы знаете.

На доске карточка: нет ключика – ключик

нет замочка - замочек


-Какое правило написания онок ёнок вы знаете?

На доске карточка: ж, ш, ч - онок

( ,) - ёнок

Вывод: сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова при помощи суффиксов.


2. Повторение изученного материала (см. приложение).

Работа с карточками. (3 работы по каждой из карточек оцениваются учителем).


ФИЗМИНУТКА для пальчиков «Осторожно ветер».

Осторожно ветер за калитку вышел,

Постучал по окнам, пробежал по крыше,

Покачал тихонько ветками черёмух,

Пожурил зачто-то воробьёв знакомых

И расправив гордо молодые крылья,

Полетел куда-то вперемешку с пылью.


Работа с учебником с.138-139.

Упр1

Тропинка в лесу – лесная тропинка,

дорожка в саду – садовая дорожка,

воротник у меха – меховой воротник,

варенье из вишни – вишнёвое варенье.

Упр2 (устно).

Засолить + к= засолка. Варка. рубка, качка.

Упр3 (устно). Пирожок, петушок, дружок, лужок.

(чередование согласных в корне).

Упр 4.

Камень +н=каменный осень+н=осенний

весна+н=весенний рано+н=ранний

туман+н=туманный длина+н=длинный

Упр 5 (устно)

Слезинка, снежинка, дождинка, песчинка.

Ломкий, громкий.

Болтливый, терпеливый, смешливый.


Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.


3. Изучение нового материала.

Беседа: - Ребята, в начале урока я загадала вам загадку. Вспомните отгадку. (Строитель).

-Что за суффикс в этом слове? (ель) А что общего у слов строитель, учитель, врач…

ФЕСПРОСИЯ (профессия). Это всё – профессии.


Вывод: сегодня на уроке мы познакомимся с профессиями и суффиксами профессий.

- В русском языке есть очень много названий профессий. Есть даже пословицы и поговорки, который пришли к нам из профессий. Отгадайте, о каких профессиях идёт в них речь.

Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)

Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)

Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)

Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Хлебороб.)

На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)

Цыплят по осени считают. ( Птичница.)


  • Просмотр презентации «Суффиксы профессий».


4.Закрепление изученного материала.

- А теперь запишем, какие профессии у нас получатся с помощью суффиксов.

1) Флора+ист=флорист, машинист, таксист, фигурист, гитарист.

2) Дворник, садовник, лесник, сапожник, фокусник.

3) Каменщик, барабанщик, дрессировщик, гонщик.

4) Грузчик, переводчик, лётчик.

5) Воспитатель, водитель, строитель, учитель.

6) Орнитолог, ихтиолог, зоолог, археолог.


5.Итог урока.

Беседа.- Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

- Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

- А теперь давайте посмотрим в толковом словаре, как объясняется слово « профессия »

ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

- А сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко»:

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать Поезд водит … ( машинист )Пашет в поле … ( тракторист )

Самолётом правит … ( лётчик )Клеит книжки … ( переплётчик ).

В школе учит нас … ( учитель ).

Песни нам поёт … ( певец ).Торговлей занят … ( продавец ).

На станке ткёт ткани … ( ткач ).От болезней лечит … ( врач ).

Красит стены нам … ( маляр ).

Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).

Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).

Нарисует нам … ( художник ).Сапоги сошьёт … ( сапожник ).

Нам печку сложит на зиму … ( печник ).Обслужит в поезде нас … ( проводник ).

Потушит в миг пожар … ( пожарный ).

На Крайнем Севере работает … ( полярник ).

С другого языка переведёт … ( переводчик ).Исправит кран … ( водопроводчик ).

Часы чинит … ( часовщик ).Грузит краном … ( крановщик ).

Рыбу ловит … ( рыбак ).Служит на море … ( моряк ).

В машине возит груз … ( шофёр ).Хлеб убирает … ( комбайнёр ).

В доме свет провёл … ( монтёр ).В шахте трудится … ( шахтёр)

В жаркой кузнице … ( кузнец ) Кто всё знает – молодец!


- Ребята, что мы вспомнили сегодня на уроке? А что нового узнали?

- Все ли профессии были вам известны или что-то новое узнали для себя?

Д/з: мини-сочинение «Моя профессия».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!