-
| Предмет | Русский язык |
-
| Класс | 6 |
-
| Базовый учебник | Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под редакцией Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. |
-
| Учитель | Богачева Любовь Александровна |
-
| Тема урока | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных |
-
| Тип урока | Изучение нового материала |
-
| Цели урока | Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме « Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях. Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции. |
-
| Планируемые результаты | Предметные: изучить правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре. Воспитание уважительного отношения друг к другу и окружающим через тексты упражнений. |
-
| Технологии | личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. |
-
| Формы работы | Коллективная, групповая, творческая |
-
| Межпредметные связи | |
-
| Внутрипредметные связи | формулировка вопросов по типу заданий ГИА (А4 - укажите ошибочное суждение), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме). |
-
| Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. |
-
| Виды деятельности учащихся | Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде алгоритма, таблицы и пр., находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки. |
-
| Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация |
-
| Интернет-ресурсы | www.gramota.ru |
-
| Материалы и оборудование | Раздаточный материал |
-
| Подготовительный этап к уроку | До начала урока дети распределены на группы |
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный Момент. Психологический настрой на урок. | | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, этот день принесет вам радость от общения друг с другом и со мной. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «я в школе я на уроке я радуюсь этому внимание моё растет память моя крепка голова мыслит ясно я хочу учиться я готов к работе я работаю. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | Слайд 1 | Ш..лк Врач…м Ш…рох Деревц…м Горш…к Ш…пот Товарищ…м Кулач…к Ш…в Луч…м Прочитайте слова 1 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? (Правописание гласных в корнях имен существительных после шипящей) Вспомните правило правописания гласных в корнях имен существительных после шипящей (Под ударением в корне слова у имен существительных пишется ё, без ударения – о) Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте слова 2 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? (Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных) Вспомните правило правописания о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных (После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о, без ударения — е) | Выполняют орфографическая работа, формулируют правило правописания О-Е после шипящих в корне и окончании существительных. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполага-ние | Слайд 2 | Работа со словами третьего столбика. Ребята, взгляните на слова третьего столбика. -Гласная или согласная буква на месте пропуска? (Гласная) - Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих слова? (Предложение ребят) -В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе) - После каких согласных находится буква-орфограмма? (После шипящих) -В словах какой части речи? (В существительных) Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Тема нашего урока «Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных» Давайте попробуем поставить цели на сегодняшний урок, что нам предстоит сделать. | Формулируют тему урока: - Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксе существительных. Называют цели урока: 1.Изучить правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных 2. Научиться применять данное правило 3. Уважительно относиться друг к другу на уроке. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. планирование учебного сотрудничества. |
4. | Мотивация к учебной деятельности | Слайд 3 | Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили? Орешек – петушок Овражек – бережок Кусочек – лучок (Под ударением – о, без ударения – е) | Работают с упражнением 275 учебника | Коммуникативные формулирование гипотез.: |
5. | Целеполага-ние. | Слайд 4 | Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока). -От чего зависит выбор гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных? -Давайте проверим правильность наших предложений по учебнику и познакомимся с новым правилом. В парах попробуете разработать алгоритм применения правила написания букв о-е после шипящих в суффиксе существительных с учетом полученной информации и пользуясь раздаточным материалом. - Пользуясь новыми сведениями и алгоритмом, давайте определим, какие же гласные пропущены в словах? Горош..к, кулач…к. | Под руководством учителя формулируют гипотезы. составляют алгоритм рассуждения: 1.слово- имя существительное 2.орфограмма находится в суффиксе после шипящих 3.ставим под ударение: под ударением пишем О, в безударном положении -Е | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование гипотез. |
6. | Закрепление и обобщение материала. Защита выполненных работ | | Работа в группах Карточка №1 1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок, ек, -онок-, -енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Подчеркните слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Горох – Белка - Пух – Верблюд - Внук – Карточка №2 1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Подчеркните слова, обозначающие детенышей животных. Белка- Верблюд- Барсук – Медведь – Заяц – Вопрос ко всем: Скажите, пожалуйста, каково значение суффиксов имен существительных? Карточка №3 Запишите предложение Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке Объясните постановку тире в предложении. Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание. Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре», выберите одну иллюстрацию к предложению. Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное) После проверки, вопрос ко всему классу: Как вы относитесь к старикам, на которых такая одежда? Это благодаря пожилым людям наше поколение живёт под мирным небом. Они не должны быть ненужными. Доброжелательность, сострадание должны быть в каждом из нас. Надо уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать таких людей, пока они живы, когда им тяжело. Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Карточка №4 Прочтите сказку о суффиксе – ёр. Выпишите слова с данным суффиксом, обозначьте его. Найдите в «Толковом словаре» значение непонятных вам слов. Сделайте графическую схему «Суффикс ёр» | Слушают рекомендации учителя по организации деятельности. Ученик-консультант организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности. | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные:, умение выражать свои мысли, , планирование учебного сотрудничества. Личностные: Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. |
8. | Контроль усвоения материала | Слайд 6 | Мы все вместе прекрасно поработали, А сейчас я предлагаю вам самостоятельно потрудиться и показать, свои собственные знания. Буквенный диктант «Проверяю себя» 1.Длинный языч…к, 2.Детский стиш..к 3. Душистый горош…к 4. Молодой стаж…р 5.Золотой петуш...к 6.Последний кусоч…к 7.Опытный монтаж…р № сло-ва | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Вариант ответа | о | о | е | ё | о | е | ё | Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте, оцените и выставьте отметку по критериям. | Участвуют в тестировании. Проводят взаимопроверку, оценивают работу | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. |
9. | Подведение итогов урока | | Поднимите руки, у кого отметка 5, 4, 3. Молодцы, эти отметки я выставлю в журнал и ваши дневники. Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
10. | Дифферен-цированное домашнее задание | Слайд 7 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор). С. 140 выучить правило упр. 278 ИЛИ написать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний лес» | Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
12. | Рефлексия | | Учащиеся делятся впечатлениями от урока, используя «Метод пяти пальцев» Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
Бройде М. Г. 25 таблиц по русскому языку 5-11 класс.- М: ООО «АКВАПИУМ ЛТД», К: ГИППВ, 2002, 128 с.
Рыбченкова Л. М. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение», 2012