СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в рамках районной методической недели "Правописание о-е после шипящих в суффиксах существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока, презентацию  дидактический материал для организации работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Сказка о суффиксе ЁР»

Сказка о суффиксе ЁР


Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько ролей. Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.


Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.


Актер из Ера был превосходный. В помощи монтажёра он не нуждался, так как сам был мастером искусным.


Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.


У него был стажёр, он заменял заболевшего суфлёра

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.



Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку.»

ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс

6

Базовый учебник

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений. В 2 ч. под редакцией Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.

Учитель

Богачева Любовь Александровна

Тема урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
« Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Планируемые результаты

Предметные: изучить правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре. Воспитание уважительного отношения друг к другу и окружающим через тексты упражнений.

Технологии

личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

Межпредметные связи


Внутрипредметные связи

формулировка вопросов по типу заданий ГИА (А4 - укажите ошибочное суждение), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме).

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, представляют лингвистический текст в виде алгоритма, таблицы и пр., находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

www.gramota.ru

Материалы и оборудование

Раздаточный материал

Подготовительный этап к уроку

До начала урока дети распределены на группы




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный

Момент.

Психологический настрой на урок.



Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, этот день принесет вам радость от общения друг с другом и со мной. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной:

«я в школе

я на уроке

я радуюсь этому

внимание моё растет

память моя крепка

голова мыслит ясно

я хочу учиться

я готов к работе

я работаю.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


2.

Актуализа-ция знаний

Слайд 1

Ш..лк Врач…м

Ш…рох Деревц…м Горш…к

Ш…пот Товарищ…м Кулач…к

Ш…в Луч…м

Прочитайте слова 1 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? (Правописание гласных в корнях имен существительных после шипящей)

Вспомните правило правописания гласных в корнях имен существительных после шипящей (Под ударением в корне слова у имен существительных пишется ё, без ударения – о)

Вставьте пропущенные буквы.

Прочитайте слова 2 столбика, какая орфограмма пропущена в словах? (Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных) Вспомните правило правописания о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных (После шипящих   и   ц   под ударением в окончаниях имён 
существительных пишется
  о,   без ударения —   е)

Выполняют орфографическая работа, формулируют правило правописания О-Е после шипящих в корне и окончании существительных.


Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


3.

Целеполага-ние

Слайд 2

Работа со словами третьего столбика.

Ребята, взгляните на слова третьего столбика.

-Гласная или согласная буква на месте пропуска? (Гласная)

- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих слова? (Предложение ребят)

-В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе)

- После каких согласных находится буква-орфограмма? (После шипящих)

-В словах какой части речи? (В существительных)

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

Тема нашего урока «Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных»

Давайте попробуем поставить цели на сегодняшний урок, что нам предстоит сделать.

Формулируют тему урока:

- Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксе существительных.

Называют цели урока:

1.Изучить правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

2. Научиться применять данное правило

3. Уважительно относиться друг к другу на уроке.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

планирование учебного сотрудничества.

4.

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 3

Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили?

Орешек – петушок

Овражек – бережок

Кусочек – лучок

(Под ударением – о, без ударения – е)


Работают с упражнением 275 учебника

Коммуникативные формулирование гипотез.:

5.

Целеполага-ние.

Слайд 4

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока).

-От чего зависит выбор гласных О-Е после шипящих в суффиксах существительных?

-Давайте проверим правильность наших предложений по учебнику и познакомимся с новым правилом.

В парах попробуете разработать алгоритм применения правила написания букв о-е после шипящих в суффиксе существительных с учетом полученной информации и пользуясь раздаточным материалом.

- Пользуясь новыми сведениями и алгоритмом, давайте определим, какие же гласные пропущены в словах?

Горош..к, кулач…к.


Под руководством учителя формулируют гипотезы. составляют

алгоритм рассуждения:

1.слово- имя существительное

2.орфограмма находится в суффиксе после шипящих

3.ставим под ударение: под ударением пишем О, в безударном положении -Е

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.

6.

Закрепление и обобщение материала.

Защита выполненных работ



Работа в группах

Карточка №1

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок, ек, -онок-, -енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Подчеркните слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Горох –

Белка -

Пух –

Верблюд -

Внук –

Карточка №2

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Подчеркните слова, обозначающие детенышей животных.

Белка-

Верблюд-

Барсук –

Медведь –

Заяц –

Вопрос ко всем:

Скажите, пожалуйста, каково значение суффиксов имен существительных?

Карточка №3

Запишите предложение

Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке

Объясните постановку тире в предложении. Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание. Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре», выберите одну иллюстрацию к предложению.

Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное)


После проверки, вопрос ко всему классу:

Как вы относитесь к старикам, на которых такая одежда?


Это благодаря пожилым людям наше поколение живёт под мирным небом. Они не должны быть ненужными. Доброжелательность, сострадание должны быть в каждом из нас.

Надо уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать таких людей, пока они живы, когда им тяжело.

Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение!


Карточка №4

Прочтите сказку о суффиксе – ёр. Выпишите слова с данным суффиксом, обозначьте его. Найдите в «Толковом словаре» значение непонятных вам слов. Сделайте графическую схему «Суффикс ёр»



Слушают рекомендации учителя по организации деятельности.

Ученик-консультант организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности.




Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные:, умение выражать свои мысли, , планирование учебного сотрудничества.


Личностные:


Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

8.

Контроль усвоения материала

Слайд 6




Мы все вместе прекрасно поработали, А сейчас я предлагаю вам самостоятельно потрудиться и показать, свои собственные знания.

Буквенный диктант «Проверяю себя»

1.Длинный языч…к,

2.Детский стиш..к

3. Душистый горош…к

4. Молодой стаж…р

5.Золотой петуш...к

6.Последний кусоч…к

7.Опытный монтаж…р

№ сло-ва

1

2

3

4

5

6

7

Вариант

ответа

о

о

е

ё

о

е

ё


Поменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте, оцените и выставьте отметку по критериям.

Участвуют в тестировании.

Проводят взаимопроверку, оценивают работу

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: понимать учебные задачи.

9.

Подведение итогов урока


Поднимите руки, у кого отметка 5, 4, 3. Молодцы, эти отметки я выставлю в журнал и ваши дневники. Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации.

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

10.

Дифферен-цированное домашнее задание

Слайд 7

Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор).

С. 140 выучить правило

упр. 278 ИЛИ написать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний лес»

Получают раздаточный материал для выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия








Учащиеся делятся впечатлениями от урока, используя «Метод пяти пальцев»

Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Список использованной литературы


Бройде М. Г. 25 таблиц по русскому языку 5-11 класс.- М: ООО «АКВАПИУМ ЛТД», К: ГИППВ, 2002, 128 с.


Рыбченкова Л. М. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение», 2012


5


Просмотр содержимого документа
«Карточк2»



Карточка №3



Запишите предложение

Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.


Объясните постановку тире в предложении. Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание. Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре», выберите одну иллюстрацию к предложению.


Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное)



Просмотр содержимого документа
«Карточка»

Карточка №1

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -онок-, -енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Определите значение суффиксов имен существительных.


Горох –

Пух -

Висок –

Внук –

Звонок –



Карточка №2

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок-, -ек, -онок-, -енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Определите значение суффиксов имен существительных.


Белка-

Верблюд-

Барсук –

Медведь –

Заяц –



Карточка №2

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок-, -ек, -онок-, -енок-. Записать только получившиеся слова в тетради. Выделите суффиксы. Определите значение суффиксов имен существительных.


Белка-

Верблюд-

Барсук –

Медведь –

Заяц –

Карточка №3

Запишите предложение

Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.

Объясните постановку тире в предложении.

Найдите в предложении слово на изученную орфограмму, объясните его правописание.

Значение слова ветхая найдите в «Толковом словаре»

Выберите одну иллюстрацию к предложению.

Каково значение слова одежонка? (уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное)


Просмотр содержимого документа
«для алгоритма»



Слово - имя существительное


Орфограмма находится в суффиксе после шипящих


Ставим ударение


под ударением

пишем О


БережОК


без ударения

пишем Е


ОрешЕК



Просмотр содержимого презентации
«Урок по русскому языку в 6 классе»

Урок русского языка в 6 классе  Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных Подготовила : учитель русского языка и литературы Богачева Л. А.

Урок русского языка в 6 классе

Буквы О И Е после шипящих в суффиксах существительных

Подготовила : учитель русского языка и литературы Богачева Л. А.

Ш…лк Врач…м Ш…рох Деревц…м Горош..к Ш…пот Товарищ…м Кулач…к Ш…в Луч…м

Ш…лк Врач…м

Ш…рох Деревц…м Горош..к

Ш…пот Товарищ…м Кулач…к

Ш…в Луч…м

Правописание О - Е  после шипящих  в суффиксах  имён существительных

Правописание О - Е после шипящих в суффиксах имён существительных

Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили?   Орешек – петушок Овражек – бережок Кусочек - лучок

Сравните написание гласных в суффиксах. Какую закономерность в написании суффиксов вы заметили?

Орешек – петушок

Овражек – бережок

Кусочек - лучок

Горош…к Кулач…к

Горош…к

Кулач…к

Карточка №1-2   1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок, ек, -онок-, -енок-. Горох – Белка - Пух – Верблюд - Язык –

Карточка №1-2

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок, ек, -онок-, -енок-.

Горох –

Белка -

Пух –

Верблюд -

Язык –

ГорошЕК БельчОНОК ПушОК ВерблюжОНОК ЯзычОК

ГорошЕК

БельчОНОК

ПушОК

ВерблюжОНОК

ЯзычОК

Карточка №3 Хозяин Байкала – суховатый добродушный старик в ветхой одежонке обычно подолгу сидел на почерневшей от времени скамейке.

Карточка №3

Хозяин Байкала – суховатый

добродушный старик в ветхой

одежонке обычно подолгу сидел

на почерневшей от времени

скамейке.

Сказка о суффиксе ЁР  Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько ролей. Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.  Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.  Актер из Ера был превосходный. У него даже был стажёр.  Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле. Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.    

Сказка о суффиксе ЁР

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько ролей. Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. У него даже был стажёр.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

 

 

ДирижЁР ЖонглЁР СтажЁР ДублЁР ФантазЁР

ДирижЁР

ЖонглЁР

СтажЁР

ДублЁР

ФантазЁР

1  2 О  3 О  4  Е  5 Ё  6 О  7 Е Ё

1

2

О

3

О

4

Е

5

Ё

6

О

7

Е

Ё

Оценивание работ Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2»

Оценивание работ

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

Домашнее задание : С. 140 в учебнике выучить правило. На выбор: 1). Упражнение 278 2). Написать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний лес»

Домашнее задание :

С. 140 в учебнике выучить правило.

На выбор:

1). Упражнение 278

2). Написать мини-сочинение «Маленькое путешествие в зимний лес»

Рефлексия.  Метод «Пять пальцев»

Рефлексия. Метод «Пять пальцев»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!