СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Проект. Экономика Адыгеи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Проект. Экономика Адыгеи»»

План-конспект урока

1. Класс: 3

2. Предмет: окружающий мир

Тема: Экологическая безопасность

3. Этап обучения по данной теме: основной

4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.

Задачи:

Познавательные:

· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».

Развивающие:

· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

Воспитательные:

· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

5. Тип урока: комбинированный

6. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.

Методы: словесные (беседа, рассказ)

наглядные (презентация, раздаточный материал, сюжетные картинки для составления цепи загрязнения, слова на карточках)

Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.

8. Оборудование и основные источники информации:

1) учебник, слова на карточках, сюжетные картинки, карточки с правилами экологической безопасности.

2) проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, толковый словарь С. И. Ожегова, «Корзина идей».

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  • Коммуникативная (умение слушать и слышать друг друга, организация работы в парах, группах, беседа)

  • Учебно-познавательная (целеполагание, создание ситуации успеха, проблемные вопросы, рефлексия)

  • Информационная (самостоятельная работа по поиску информации, обработка информации (составить рассказ по сюжетным картинкам), раздаточный материал, компьютерная презентация)

10. Список использованной литературы:

1) Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 кл. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. М.: ВАКО, 2004.

2) Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 ч. Часть 2 / А. А. Плешаков. – 3-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2004.

3) Материалы из Интернета (http://festival.1september.ru/articles/subjects/15, сайт cerm.ru, методическая лаборатория).


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Время

1.Орг. момент

У: Покажите умные глазки, ровные спинки.

  • Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души.

Смотрят на учителя, выравниваются.

Поворачиваются к гостям, улыбаются.


1 мин.

2. Стадия «Вызов»































Целеполагание

У: Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока.

КРОССВОРД (слайд 2)

  1. Смесь многих газов, а в основном азота, кислорода, углекислого газа. (Воздух)

  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном. (Вода).

  3. Верхний плодородный слой земли. (Почва).

У: Солнце, воздух, вода и почва - это условия, без которых невозможна жизнь на нашей планете.

  1. Листопадное хвойное дерево. (Лиственница).

  2. Красавица русского леса. (Берёза).

  3. Лиственница, берёза и др. растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание).

У: Какое итоговое слово у нас получилось?

У: Как вы понимаете слово безопасность?

У: Сегодня на уроке мы узнаем, как уберечь себя от загрязнённой окружающей среды.

Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

( слайд 3)

У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чего вы хотите достичь?

Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей». Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина).

У: Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Называйте понятия и объясняйте, почему вы его выбрали.

Коллективная работа. Дети называют правильные ответы.
























Ключевое слово: безопасность.

Безопасность – это защита от опасности.



Дети устно ставят индивидуальные цели.



Учащиеся подходят все вместе к столу и выбирают понятия, относящиеся к теме урока. Они их берут, но в корзину пока не кладут.


Дети называют понятие и кратко объясняют свой выбор. Затем кладут его в корзину.

Ответы в кроссворде появляются постепенно по щелчку мыши.


























3 мин.



























1 мин.




2 мин.





3 мин.











3. Стадия «Осмысление»

Достаем из «Корзины идей» понятия и разбираем их.

У: Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей».

Первое понятие:

1)экология (слайд 4)

Вспомните, что такое экология?

Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.

Следующее понятие:

2) эколог

Где можно найти определение этого слова?

У: Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека.

Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите (слайд 5).

3) загрязнение воздуха

4) загрязнение воды

5) продукты питания (экологически чистые)

У: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по рядам. Первая группа находит источники загрязнения воды, а вторая – воздуха (нужно подчеркнуть их на карточках).

Прочитайте, что у вас получилось.

А почему продукты питания могут нанести вред нашему здоровью? Как это происходит?

У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. В углах кабинета висят картинки. Соберите их и составьте по порядку на доске, как вы считаете нужным.

РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ (КАРТИНКИ В УГЛАХ КАБИНЕТА)

С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.



У: Внимательно посмотрите, как двигались вредные вещества? Как попадали в организм человека?

6) цепь загрязнения

Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (слайд 6).

Вывод:

Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым?

Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Прием ТРКМ «Незаконченные предложения», работа в парах.

Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности.

В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33) (слайд 7).

1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Разводи __________________, которые очищают воздух.
3. Не стой рядом с _______________ людьми.
4. Нельзя купаться в ______________ воде.
5. Пей только_______________ воду.
6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.

У: Прочитайте правила.

У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять.

А сейчас прочитайте и добавьте словечко.

Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды. (слова «защита» и «окружающей среды» закрыты на слайде) Слайд 8






Вспоминают определение этого слова




В словаре.

Находят в словаре определение слова «эколог» и зачитывают.






Загрязняющие вещества попадают в организм человека через воздух, воду, продукты питания.



Работа в группах.

(промышленные предприятия сливают отходы, водители моют транспорт в реке, выкидывают мусор, дым из печей, выхлопные газы, дым от сигарет, дым от промышленных предприятий)

Ответы детей.

Дети составляют картинки по порядку на доску. Рассказывают: Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества.


Друг за другом. Движутся по цепочке.








Нет.







Работают парами. Вставляют недостающие слова, пользуются учебником.













Дети озвучивают составленные правила.



Читают определение, вставляя пропущенные слова

Каждое понятие прикрепляется на доску.








Толковый словарь С. И. Ожегова



























































Задание на карточках





10 мин.






































































5 мин.























4. Стадия «Рефлексия»

Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» (игра «Верите ли вы, что…»)

Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.

Я буду задавать вам вопросы. Если согласны – хлопаем, не согласны – топаем.

Верите ли Вы, что экологи занимаются изучением растений?

Верите ли Вы, что нужно пить только чистую воду?

Верите ли Вы, что загрязняющие вещества попадают в наш организм через воду, воздух, продукты питания?

Верите ли Вы, что ягоды и грибы можно собирать около дороги, завода, свалки?

Верите ли Вы, что цепь загрязнения – это движение загрязняющих веществ?

Верите ли Вы, что можно употреблять продукты с истекшим сроком годности?

Верите ли Вы, что можно купаться в грязной воде?

Верите ли Вы, что можно не выполнять правила экологической безопасности?




Хлопают или топают.



3 мин.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

А достигли вы той цели, которую ставили в начале урока?

И я делаю вывод, что вы успешно усвоили новую тему.

Учитель:

Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.

Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье и соблюдать правила экологической безопасности.

Дома я предлагаю вам написать сочинение на тему «Береги нашу планету!» или нарисовать рисунок по правилам экологической безопасности (слайд 9)


Ответы детей (Я научился…, теперь я знаю … и т. п.)











Дети записывают в дневник то задание, которое выбрали.




2 мин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!