2. Стадия «Вызов» Целеполагание | У: Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока. КРОССВОРД (слайд 2) Смесь многих газов, а в основном азота, кислорода, углекислого газа. (Воздух) Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном. (Вода). Верхний плодородный слой земли. (Почва). У: Солнце, воздух, вода и почва - это условия, без которых невозможна жизнь на нашей планете. Листопадное хвойное дерево. (Лиственница). Красавица русского леса. (Берёза). Лиственница, берёза и др. растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание). У: Какое итоговое слово у нас получилось? У: Как вы понимаете слово безопасность? У: Сегодня на уроке мы узнаем, как уберечь себя от загрязнённой окружающей среды. Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ( слайд 3) У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чего вы хотите достичь? Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей». Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина). У: Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Называйте понятия и объясняйте, почему вы его выбрали. | Коллективная работа. Дети называют правильные ответы. Ключевое слово: безопасность. Безопасность – это защита от опасности. Дети устно ставят индивидуальные цели. Учащиеся подходят все вместе к столу и выбирают понятия, относящиеся к теме урока. Они их берут, но в корзину пока не кладут. Дети называют понятие и кратко объясняют свой выбор. Затем кладут его в корзину. | Ответы в кроссворде появляются постепенно по щелчку мыши. | 3 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. |
3. Стадия «Осмысление» | Достаем из «Корзины идей» понятия и разбираем их. У: Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей». Первое понятие: 1)экология (слайд 4) Вспомните, что такое экология? Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды. Следующее понятие: 2) эколог Где можно найти определение этого слова? У: Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека. Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите (слайд 5). 3) загрязнение воздуха 4) загрязнение воды 5) продукты питания (экологически чистые) У: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по рядам. Первая группа находит источники загрязнения воды, а вторая – воздуха (нужно подчеркнуть их на карточках). Прочитайте, что у вас получилось. А почему продукты питания могут нанести вред нашему здоровью? Как это происходит? У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. В углах кабинета висят картинки. Соберите их и составьте по порядку на доске, как вы считаете нужным. РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ (КАРТИНКИ В УГЛАХ КАБИНЕТА) С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека. У: Внимательно посмотрите, как двигались вредные вещества? Как попадали в организм человека? 6) цепь загрязнения Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (слайд 6). Вывод: Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым? Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Прием ТРКМ «Незаконченные предложения», работа в парах. Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности. В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33) (слайд 7). 1.____ стой вблизи _______________ с работающим двигателем. 2. Разводи __________________, которые очищают воздух. 3. Не стой рядом с _______________ людьми. 4. Нельзя купаться в ______________ воде. 5. Пей только_______________ воду. 6. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог. 7. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________. У: Прочитайте правила. У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять. А сейчас прочитайте и добавьте словечко. Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия окружающей среды. (слова «защита» и «окружающей среды» закрыты на слайде) Слайд 8 | Вспоминают определение этого слова В словаре. Находят в словаре определение слова «эколог» и зачитывают. Загрязняющие вещества попадают в организм человека через воздух, воду, продукты питания. Работа в группах. (промышленные предприятия сливают отходы, водители моют транспорт в реке, выкидывают мусор, дым из печей, выхлопные газы, дым от сигарет, дым от промышленных предприятий) Ответы детей. Дети составляют картинки по порядку на доску. Рассказывают: Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной. Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества. Друг за другом. Движутся по цепочке. Нет. Работают парами. Вставляют недостающие слова, пользуются учебником. Дети озвучивают составленные правила. Читают определение, вставляя пропущенные слова | Каждое понятие прикрепляется на доску. Толковый словарь С. И. Ожегова Задание на карточках | 10 мин. 5 мин. |
4. Стадия «Рефлексия» | Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» (игра «Верите ли вы, что…») Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Я буду задавать вам вопросы. Если согласны – хлопаем, не согласны – топаем. Верите ли Вы, что экологи занимаются изучением растений? Верите ли Вы, что нужно пить только чистую воду? Верите ли Вы, что загрязняющие вещества попадают в наш организм через воду, воздух, продукты питания? Верите ли Вы, что ягоды и грибы можно собирать около дороги, завода, свалки? Верите ли Вы, что цепь загрязнения – это движение загрязняющих веществ? Верите ли Вы, что можно употреблять продукты с истекшим сроком годности? Верите ли Вы, что можно купаться в грязной воде? Верите ли Вы, что можно не выполнять правила экологической безопасности? | Хлопают или топают. | | 3 мин. |
5. Итог урока. Домашнее задание. | Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. А достигли вы той цели, которую ставили в начале урока? И я делаю вывод, что вы успешно усвоили новую тему. Учитель: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив. Храните этот дом, в котором мы живём. Другого дома нет на целом свете. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье и соблюдать правила экологической безопасности. Дома я предлагаю вам написать сочинение на тему «Береги нашу планету!» или нарисовать рисунок по правилам экологической безопасности (слайд 9) | Ответы детей (Я научился…, теперь я знаю … и т. п.) Дети записывают в дневник то задание, которое выбрали. | | 2 мин. |