СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Природа и люди Древней Индии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по истории Древней Индии. В уроке использованы различные методы и приемы

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Природа и люди Древней Индии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3










Конспект открытого урока по истории Древнего мира (5-й класс)


Тема урока «Древняя Индия»











Разработала: учитель истории и

обществознания Тюленева О.В.









Ст.Тацинская 2023 г.





Тема урока « Древняя Индия»


Тип урока:


Урок изучения нового материала.


Цели урока:


  1. Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

  2. Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.


Задачи урока:


  1. Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

  2. Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.

  3. Развитие интереса к истории мотивации к учению.


Форма урока:


Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы.

Структура урока:


  1. Организационный этап.

  2. Подготовка к активному усвоению знаний.

  3. Изучение новой темы (план урока):

    • Местоположение Древней Индии.

    • Природные условия Древней Индии.

    • Занятия жителей Древней Индии.

  4. Подведение итогов.

  5. Объяснение домашнего задания.


Оборудование:


  1. Учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «История Древнего мира». М., «Просвещение», 2008 г.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Презентация.

  5. Отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека», схема «Индия» для каждого ученика ( формат А 4).

  6. Историческая карта «Древняя Индия и Древний Китай»


Методические приемы:


  • Словесный.

  • Наглядный.

  • Практический: составление путеводителя по Древней Индии.


Ожидаемые результаты:


  1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.

  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.


Ход урока:


Вступительное слово.


Ребята, вряд ли вы со мной не согласитесь, что путешествовать здорово! Но какое же путешествие может быть в середине учебного года?


Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.


Календарь листать мы не будем, а мысленно снова отправимся в далекие страны. Но для начала поприветствуем наших спутников.

гости______________________________________________________


Звучит музыка, входит богиня истории Клио


1 слайд

Здравствуйте ребята! Я Клио, муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Всем известно, что без прошлого нет настоящего. Тысячелетиями люди копили опыт, чтобы улучшить и обезопасить свою жизнь. Ребята, скажите, историю каких древних цивилизаций вы уже узнали?

Ответы детей

Вы молодцы! У меня в руках свиток, в котором записана история многих древних государств, в том числе и история большой сказочной страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.


Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Это Индия.

Спасибо Клио, что пришла к нам в гости, если хочешь, то оставайся с нами, посмотришь какие любопытные пятиклассники и как они любят получать пятерки.


Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Индию. Нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.


Как настоящие путешественники, мы обязательно должны вести дневник. Перед вами лежат путеводители, которые облегчат вам работу, после каждого этапа изучения темы будем делать записи.


Изучая историю любого государства, что мы должны с вами выяснить сначала?

Почему?

Видеофрагмент «Географическое местоположение, климат Индии»


Сделаем запись в путеводителях. Итак Индия находится на полуострове…Индостан, расположенный в… южной части Азии. На севере расположены горы….Гималаи. Какое значение Гималаи играют в формировании климата в Индии

У вас на столах лежит контурная карта. Найдите Индию простым карандашом обведите границы государства. Что такое полуостров. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

Индийским

Какое море находится на западе?

Аравийское

Каким заливом омывается на востоке? Бенгальским



Страна получила свое название от реки Инд, берущей свое начало в горах, вторая великая река – Ганг, также с истоком в Гималаях, считается у жителей священной. Индия – древнейшая страна с богатой историей. Именно ее считают колыбелью всех древних цивилизаций.

Запишите в путеводителях название рек.


Климат страны тропический, жаркий, влажный, поэтому ее большую часть занимают леса и непроходимые джунгли. Хотя на полуострове присутствуют степи и пустыни.


Опишите в путеводителях климат


Вы уже знаете, что люди селятся там, где есть реки. Чем же занимались жители Древней Индии? Прочитайте отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев и запишите в путеводителях.


Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:


« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.

Каждый год там бывают два урожая. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев.

Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

В путеводитель: земледелие, выращивают пшеницу и ячмень, рис, просо, бобовые культуры.


В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.


Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.


С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.

Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.


Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

С какими верованиями связана такая угроза?

С верой в переселение душ (реинкарнация).


Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

С какими верованиями связано такое поведение?

Тоже с верой в переселение душ (реинкарнация).


Ученики читают раздел о религиозных верованиях древних индийцев. Затем отвечают на поставленные вопросы. Если позволяет время, то можно дополнительно рассказать о буддизме и его отличиях от традиционной индийской религии. (Индийские боги).


Закрепление

А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). Нужно передать свою работу для проверки соседу по парте.

Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда?

Ответ: Будда.

26-й слайд (Кроссворд).

27-й слайд (Будда).


Вот и пришло время ответить на главный вопрос:

Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?


Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Сейчас поиграем в игру для закрепления изученного материала. Игра называет «Истина или ложь». Если вы считаете высказывание правдивым – показываете карточку словом «истина», если не согласны с высказыванием, поднимаете карточку со словом «ложь»

- Индия находится на аравийском полуострове

- Инд и Ганг – самые крупные реки Индии

- Самая высокая вершина в мире в Гималаях называется Эверест (Джомолунгма) (высочайшая вершина земного шара высотой 8850 м)

- Климат Индии суровый, холодный

- В Индии земледельцы собирают урожай два раза в год

- Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов

- В природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии общее - наличие крупных рек (Вспомните название рек в Двуречье и Египте)

- Индийцы выращивали только подсолнечник

- Корова - священное животное индийцев

- В джунглях много диких, опасных животных. А какие?



Клио, понравился тебе наш урок? А что больше всего понравилось? Помоги мне оценить учащихся

Домашнее задание:


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!