СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по творчеству М.М.Пришвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Замечательно дополняет уроки по творчеству Паустовского. Очень жаль, что произведения М.М.Пришвина убраны из программы. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по творчеству М.М.Пришвина»



Обобщающий урок по литературе в 5 классе

Тема: «Творчество Михаила Михайловича Пришвина»

Цели:

1.Обучающая:

· формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности при чтении художественной литературы;

· знакомство с биографией писателя;

раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.


2. Воспитательная:

прививать интерес к чтению посредствам внедрения различных форм работы и использования иллюстративного материала, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения.



3. Развивающая:

·совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, учиться навыку анализа текста, развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию.

1. Организационный момент (1 мин)

– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!

Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

2. Беседа (3 мин)

- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь?

(Ученики отвечают)

- Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин.

(Работа с выставкой)

-Посмотрите на нашу выставку, все представленные на выставке книги, несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны. Я советую вам обязательно их прочитать, чтобы учиться видеть необычное, чтобы беречь природу, чтобы почувствовать, что родина и природа - единое целое.


- Какие книги читали вы? Каких авторов, писавших о природе, знаете?

(Бианки, Житков, Скребицкий, Сладков, Чаплина, Дмитриев, Сетон-Томпсон, Паустовский, др.)

- А сегодня мы с вами будем говорить о человеке, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. С его именем связаны такие сочетания слов: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» А ещё давайте послушаем стихотворение об этом писателе:


«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов


И так этот человек- Михаил Пришвин, 4 февраля ему исполнилось 140 лет со дня рождения.

Тема нашего урока: «Музыка природы» в сборнике рассказов-миниатюр «Лесная капель» М.М.Пришвина.

Давайте поставим перед собой задачи, о чем бы вы хотели узнать сегодня на этом уроке?

- Биография Пришвина.

- Произведения.

- Какие авторы ещё писали о природе?

(Обращение к портрету)

- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда?

(Добрый, ласковый, внимательный взгляд) (1 мин)

Давайте поближе познакомимся с этим человеком. (биография)

Примерный текст: (4 мин)

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Пришвин очень любил путешествия — их будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.

Желание путешествовать далеко уводило писателя — то на Белое море, то в архангельские леса, то в Хибинскую тундру, то на Дальний Восток. Отовсюду он привозил в памяти — картины, сюжеты, образы, подслушанные и записанные в книжечку неповторимые словечки. По этим ориентирам писал свои сказочные повести-поэмы.

Путешествуя, Пришвин постоянно ведет дневник, в который заносит свои наблюдения за окружающей природой, жизнью, бытом, обычаями людей разных уголков России. Жена писателя вспоминает, как однажды, благодаря дневниковой записи, открыла для себя удивительное явление: Бал на реке. "Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в желтом под музыку быстро текущей реки: волны под ними переливались на солнце, тоже, как музыка ".


Слово учителя: (2 мин)

Михаил Пришвин удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек- М. Пришвин. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем пришвинских произведений, была природа.

Писатель по своим метким наблюдениям за природой создает несколько сборников миниатюр о природе, среди них: «Времена года», «Лесная капель», «Фацелия», «Незабудки». Сегодня мы с вами читаем и обсуждаем миниатюры из сборника М.М.Пришвина «Лесная капель».

Дома вы прочли эти миниатюры и попытались изобразить их в своих рисунках.

Заслушивание выступлений учеников. Дети читают миниатюры и представляют свой рисунок (4-5 человек) (12 мин)

Анализ рассказов:

«ГОЛУБЫЕ ТЕНИ»


Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Миниатюра "Голубые тени" (4 мин)

- Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые?

- Цветовые. Пороша; сверкающие блёстки; солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный.

- "Перед нами во всём великолепии предстаёт солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег с полей и с лесных полян". Что вы можете сказать об авторе этих строк?

- Что он человек добрый и любит всё живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными.

- Давайте посмотрим, какие художественно-изобразительные средства использует писатель.

(Пятиклассники называют эпитеты, сравнения, олицетворение.

-Какой вывод мы можем с вами сделать о мастерстве Пришвина как художника?

«НЕВЕДОМОМУ ДРУГУ»(6 мин)


Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.

Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!


- К кому обращается здесь писатель?

- К неведомому другу, то есть к своему читателю.

- Как он описывает наступившее утро?

- "Как неоткрытую землю, неизведанный слой небес, утро такое единственное".

- Назовите цветовые образы.

- "...солнечно-росистое это утро: одуванчики; в сырости чёрной тени белеет ландыш; летние птички подкрапивники; лунь; сороки, сверкая росой".

- Как озвучена миниатюра?

- "Допевают свои весенние песни соловьи; соловьям помогать взялись бойкие летние птички; особенно хороша флейта иволги; всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал... Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать".

- Какое впечатление вызывает у вас этот отрывок?

Пришвин очень хорошо знает всех птиц и умеет передать их пение. Мы как будто находимся в настоящем лесу: там соловьи, здесь бойкие птички, слышна флейта иволги...


- Каким чувством переполнено сердце писателя?

- Чувством радости.

- Как вы понимаете слова: "Начинай борьбу, помогай солнцу!"?

- Солнце даёт жизнь всем растениям, деревьям, птицам, животным, людям. Без солнца жизнь на земле была бы невозможна. Помогать солнцу - значит делать добрые дела.

- Помогать солнцу - это дарить окружающим людям тепло своего сердца.

- В заключительных строчках миниатюры выражена главная мысль: люди копят и передают друг другу радость, как по цепочке, и эта радость, накопленная за десятки тысяч лет, однажды, в такое вот прекрасное утро, перейдёт к каждому из нас.


«ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» (5 мин)


Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, березка стоит с золотыми листиками: как обмерзла, так и осталась, и больше уже ветер с нее не может сорвать последних листьев, – все, что можно было, сорвал.

Самая поздняя осень это, когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаешь отличие дня осеннего и весеннего осенью думается: «Вот переживу эту зиму и еще одной весне обрадуюсь».

Тогда думаешь, что и все так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь. Вспомнилась басня «Стрекоза и муравей» и суровая речь муравья: «Ты все пела это дело, так поди же попляши». А ранней весной точно в такой же день ждешь радости без всяких заслуг; придет весна, ты оживешь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье.

- Назовите образы в этом очерке.

- Берёзка с золотыми листиками, "как обмерла, так и осталась"; "рябина сморщится и станет "сладкой"", муравей, стрекоза.

- Какое сравнение использует писатель, говоря об осени?

- "...как узкий путь с крутыми поворотами".

- О чём говорит это сравнение?

- О том, что осенью очень изменчивая погода.

- Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека?

- Осенью человек думает: "Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь". А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: "...придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье".


"Деревья в снегу" (5 мин)

"Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что - и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: "Отчего, - думаешь, - они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?" И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами".


- Какой новый образ использует здесь автор?

- Образ тишины.

- Почему вы так думаете?

- В зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега.

- И в этой тишине у человека появляются мысли, уводящие в сказочный мир. Какие же?

- "Отчего... они (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?"

- Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шёпот снежинок.

- В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина.

Годовой круговорот завершился.

Вывод: Что вы узнали на этом уроке о М.М.Пришвине? В чем особенность его творчества.

При наличии времени читаю стихотворение:



Памяти Пришвина

Когда у Полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том.


И, ветер когда завывая

Несет ледяную метель,

Над книгой о нем забывая,

Я слышу лесную капель...


...Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют березки-невесты

На землю куски бересты.


Пускай озверело колотит

В борта штормовая волна –

Я вижу на топком болоте

Ковер из кукушкина льна,


На дальний огонь деревушки

Иду не спеша через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес.


Под сумрачным небом чужбины

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картины

Со мной, у меня на борту.


За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!