СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по трудовому обучению в 5 классе « Использование ручных швов при изготовлении мягкой игрушки »

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  « Использование ручных швов при           изготовлении   мягкой   игрушки  »

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по трудовому обучению в 5 классе « Использование ручных швов при изготовлении мягкой игрушки »»


Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД


ГКОУ СКШИ № 1







Открытый урок

по трудовому обучению в 5 классе



« Использование ручных швов при изготовлении мягкой игрушки »

















Разработала учитель трудового обучения

Купцова Ольга Ивановна









2021 -2022 уч. год


Аннотация занятия.



Главной целью данного урока является подготовка обучающихся к самостоятельной работе изготовления мягкой игрушки.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучащющихся. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности обучающихся.

На данном уроке применялись объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и деятельности методы обучения.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Все объекты труда были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление об изготовлении мягкой игрушки. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к обучению. Важнейшим направлением активизации процесса обучения являлось вовлечение детей в деятельность по принципу “Я - могу” через цепочку « мне – надо» для достижения своего «Я - хочу». Изготовление игрушки своими руками  вызывало повышенный интерес к работе и приносило удовлетворение результатами труда, возбуждало желание к последующей деятельности.

Процесс изготовления игрушки способствовал развитию художественного вкуса, фантазии, формирования таких важных качеств, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Кроме того, выполнение технологических процессов способствовало развитию мелкой моторики, логического и пространственного мышления. Совокупность всех этих факторов ведет к гармоничному развитию личности. Проведение занятий по изготовлению игрушек значительно упрощается при наличии развитой базы наглядно-демонстрационных материалов, в качестве которых используются не только готовые изделия, книги и журналы по изготовлению игрушек, но и подборки фотографий с различных выставок, компьютерные презентации.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для широкого круга детей, в частности, для обучающихся 5 класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся 5 класса


Методическая цель открытого урока:

- закрепление материала и использование знаний в практической деятельности.

Вид урока: практикум.

Тип урока: применение знаний на практике.

Формы обучения: интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

Методы проведения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.


План занятия:

1. Организационный момент-------------------------3

2. Актуализация опорных знаний учащихся------4

3. Сообщение темы, постановка цели -------------5

4. Инструктаж по технике безопасности----------5

5. Практическая работа-------------------------------20

6. Итог урока. Оценивание работ. Рефлексия.---3



Тема: Материалы для изготовления мягкой игрушки и их свойства. Использование ручных швов при изготовлении мягкой игрушки.

Цель: Учить детей умениям последовательно выполнять работу по изготовлению мягкой игрушки “Сова”. Определить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков в выполнении самостоятельной работы.

Задачи:    

Обучающие:  

- изучение  технологической последовательности  выполнения   раскроя  и сборки мягкой игрушки.

Воспитательные:

                         - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

                         -  воспитывать соблюдение правил этикета

                         -  формировать самостоятельность

Развивающие:

                          - развивать творческие способности учащихся

- развивать воображение

                          - развивать познавательный интерес                    



Ход занятия

1 .Организационная часть.


Приветствие учеников.

Проверка отсутствующих.

Готовность учеников к занятию, назначение дежурного.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра: «Мячик»

Вопросы:

1. Что вы знаете об игрушках?

2. Как давно появились первые игрушки?

3. Какими они могли быть?

4. Назовите ваши любимые игрушки?

5.Из какой ткани можно изготовить игрушку?

( ответы детей)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Весь день она спит, ну а ночью летает,

Своими большими глазами сверкает,

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом ее голова и скажет: «Угу» нам лесная…. (Сова)


4.Повторение пройденного материала.


Тема нашего урока - «Изготовление мягкой игрушки с использованием ручных отделочных швов».

Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая поздняя по времени возникновения. Раньше заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков куколок,птиц, фигурки животных и набивали их ватой или тканью. Украшали, используя вязание и вышивку.

Сейчас игрушки шьют на фабриках и продают в магазинах. Но до сих пор есть люди, которые создают игрушки собственными руками. Как вы думаете, почему?

Начните свои ответы со слова «хорошо».

- Хорошо уметь делать все своими руками.

- Хорошо фантазировать, создавая что-нибудь необычное.

- Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.

- Хорошо…

- Ребята, сегодня мы с вами опять будем создавать чудо! Каждый из вас сможет почувствовать себя волшебником и проявить свои творческие способности и самостоятельно создать мягкую игрушку «Совушка».



«Сова» игольница «Сова» игрушка


«Сова» подушка


На уроке вы вспомните термины «эскиз», «шаблон», «лекало».

Интерактивное упражнение « Рассуждалки»

-А как вы, думаете, что такое эскиз и шаблоны? (ответы детей)

Учитель:

Эскиз – это рисунок будущей игрушки.

Шаблон, лекало – вырезанные из картона детали игрушки.

Сегодня вам предоставляется возможность самостоятельно изготовить мягкую игрушку по готовому эскизу и шаблону.

«Сова»– так называют мягкую игрушку, которая создается на основе простых геометрических форм – круг, треугольник. (Демонстрация названных геометрических фигур).

Значит, для того, чтобы сделать игрушку - Сову, можно просто нарисовать геометрические фигуры, а можно изменить их форму. Готовый эскиз целиком будет зависеть от фантазии мастера.

- А какие материалы и инструменты нужны для работы над шаблоном? (Картон, линейка, карандаш, ножницы.)

- Прежде чем приступить к работе над игрушкой, уточним, что такое эскиз и шаблон.


Эскиз – карандашный набросок будущей игрушки, зарисовка. Можно выполнить 2-3 эскиза, и выбрать более интересный.

Шаблон – вырезанные из картона или плотной бумаги детали игрушки. По шаблонам можно изготовить много копий игрушки.

Мозговой штурм

- А из какой ткани можно изготовить игрушку? (ответы детей)

Х/Б, Ситец, сатин, бязь, бархат.

- А можно изготовить игрушку из шёлка? (ответы детей)

Демонстрация тканей для учащихся

Т кань Х/Б








Ткань ситец

Ткань бязь


Ткань бархат



Физкультминутка.

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется пантомима.

Пантомима – язык жестов. Я читаю пословицу, а вы ее изображаете.

Вот пословицы. Скорее пантомимой нам изобразите,

Пусть другие отгадать сумеют, что вы этим им сказать хотите.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.


5. Инструктаж по технике безопасности.

Для изготовления шаблонов понадобятся ножницы, иголки, наперсток.

Повторим правила безопасного труда при работе с нужным, но опасным инструментом.


Правила безопасной работы с ножницами


1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность ножниц.

3. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны­ми и заточенными ножницами.

4. Ножницы клади кольцами к себе.

5. Подавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

6. Не оставляй ножницы открытыми.

7. Храни ножницы в чехле лезвиями внутрь.

8. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.

9. Используй ножницы по назначению.

Запрещено:

Ходить с ножницами по классу.

Бросать ножницы.

Класть ножницы на край стола.

А теперь дети мы с вами разгадаем кроссворд про инструменты


Кроссворд «Инструменты».









5







3










2
































4


















1







































  1. Длинная ….-ленивая швея.

  2. Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.

  3. Два кольца, два конца - посередине гвоздик.

  4. Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.

  5. Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь –

ни морщинки не видать.


6. Практическая работа.



Что необходимо для того, чтобы сшить подушку-сову своими руками

Для этого следует подготовить все необходимые материалы и предметы:

Шаблоны из картона;

  • Красивые кусочки ткани контрастной расцветки;

  • Синтепон либо вата в качестве наполнителя;

  • Две пуговицы либо бусины для глаз;

  • Игла и нитки;

  • Клей для ткани;

  • Мел.

Совы как птицы полюбились многим. Эти удивительные ночные создания испокон веков являлись символом мудрости. На сегодняшний день на прилавках различных магазинов и сувенирных лавок можно встретить самые разнообразные товары и предметы с символикой совы. Это и всевозможные украшения: кулоны, серьги, кольца, подвески, броши, заколки. Также изображения сов присутствуют на кухонных принадлежностях, посуде, постельном белье, полотенцах, шторах, скатертях, покрывалах и пледах. Сова в последнее время стала ярким и любимым элементом украшения в интерьере.

Этап 1. Делаем выкройки из ткани

Далее тканевые детали фиксируются друг к другу посредством нитки и иголки как на фото.

Этап 2. Сшиваем детали с помощью ручных швов

Должна получиться конусообразная пирамидка. Ее верхнюю часть следует отделить с помощью булавки.

Этап 3. Отделяем верхушку булавкой

Затем данная пирамида набивается мягким наполнителем и зашивается внизу. Отделенный булавкой кончик загибается и пришивается к основной части конуса. Получатся ушки и клюв

Этап 4. Пришиваем кончик к конусу

Далее из кругов и бусин делаются глаза и пришиваются по бокам клюва. Снизу пришивается или приклеивается подготовленное заранее твердое основание, чтобы игрушка была устойчивой.  Забавная подушка- игрушка в виде совы готова.

7.Закрепление новых знаний и умений учащихся

Игра «Мячик»

  1. Что такое эскиз?

  2. Что такое шаблон, лекало?

  3. Из какой ткани можно пошить игрушку?

Оценивание работ.

1. Итак, смотрим, что у вас получилось. Проверка работ. Выставление оценок.

2. Демонстрация оригинальных решений. Стимулируем интерес: «Что же получится, когда сошьем по этим шаблонам игрушку?

8. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Какое настроение у вас в конце урока? Вы можете выбрать соответствующий смайлик.

9. Задание к следующему уроку.

Как видите, процесс изготовления игрушки, даже такой несложной как “Сова”, совсем не быстрый. Сегодня мы постарались сшить игрушку по готовому шаблону.

К следующему уроку придумайте и нарисуйте свой эскиз для новой игрушки, которую мы подготовим в подарок к празднику.

А сегодня урок окончен. До свидания.







Пошаговый процесс

Делаем шаблоны, для этого нужно вырезать два треугольника.

Переносим шаблоны на ткань. 

Сшиваем треугольника, выворачиваем .

Набиваем ватой, прошиваем по кругу, стягиваем

Вырезаем из картона круг подходящего диаметра, обтягиваем его тканью.

Приклеиваем круг к низу совы.

Нарезаем шпагат на одинаковые отрезки.

Вышиваем клюв черными нитками.


Вышиваем клюв черными нитками. Делаем глазки, приклеиваем сову на ветку.

Украшаем ветку цветочками из тесьмы, приклеиваем бусину в середину цветочков и в пуговицы- глазки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!