СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Виртуальная экскурсия в музей. Декоративно-прикладное искусство. Роспись макета чайника в стиле русских ремёсел. "

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок из раздела "Художественные ремёсла" . Знакомство обучающихся с понятием "Декоративно-прикладное искусство". 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Виртуальная экскурсия в музей. Декоративно-прикладное искусство. Роспись макета чайника в стиле русских ремёсел. "»

5-А, 5-Б 12-02



Раздел: Художественные ремесла (16 ч)

Тема: Декоративно-прикладное искусство (2 ч)

Тема урока: Виртуальная экскурсия в музей. Роспись макета чайника в стиле русских ремёсел.



Цели урока:

 Образовательная: познакомить учащихся с декоративно - прикладным искусством, музеями города Симферополя.

 Развивающая: развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие, эстетическое восприятие окружающих предметов.

 Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к произведениям ДПИ, к работе народных мастеров, национальным традициям своего и других народов, желание делать красивые вещи.

Коррекционная: расширять представления об окружающем мире, обогащать словарь, развивать индивидуальные творческие способности.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, изделия народных промыслов в различных техниках ( из дерева, из бересты, глины, ткани, металла, вышивка, бисероплетение, валяние) образцы росписи деревянных изделий, карточки по видам ДПИ, презентация по теме урока, трафареты чайников, копировальная бумага, карточки«Собери чайники»

Оборудование обучающихся: карандаши простые и цветные, альбомы.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.Проверка готовности учащихся к уроку - форма, очки, необходимый материал на урок.



II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Устно.

1. Для чего нужны музеи и какие музеи в нашем городе вам известны?

2. Что такое ремесло? (изготовление различных вещей ручным способом)

3. Кто такие ремесленники? (люди, которые этим занимаются)

4. Занимаются ли в вашей семье изготовлением изделий ручной работы?

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Ответы детей о теме урока. Учитель подытоживает и повторяет тему и цель урока.

III. Тема и цель урока.

Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел, узнаем, что такое ДПИ и побываем в виртуальном музее.

IV. Задание учащимся на урок.

Знать назначение музеев, в каком из них можно увидеть виды ДПИ .

Уметь наиболее распространённых видах ДПИ, уметь самим делать хотя мы маленькие вещи в народном стиле.

V . Изучение нового материала.

Декоративно - прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных для украшения помещения, одежды или человека.

 - запись определение ДПИ 



Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое применение.

Произведения декоративно - прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения.

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи. Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева и одежду. Все делалось человеческими руками.

Изучение нового материала происходит с помощью презентации, образцов, готовых изделий.

А) Просмотр презентации

Музеи:

Художественный картины

Центральный музей Тавриды – многовековая история Крыма, его природа и культура.

Этнографический музей – народы

Музей украинской вышивки им. В.Роик

Музей истории города Симферополя

Сегодня нам предстоит познакомиться с различными техниками ДПИ, мастерами своего дела.

Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Техники ДПИ.

Гжель — богатый русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,- это обширный район, состоящий из 27 деревень, 

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами.  До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, детские игрушки. Количество выпускаемых тогда игрушек исчислялось сотнями тысяч штук в год.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, многие изделия расписывали только синей краской.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону[1]

Па́лехская миниатю́ра — народный промысел. Лаковая миниатюраисполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.

Технология производства состоит из нескольких этапов. Из картона изготавливается папье-маше, которое после специальной обработки клеем, просушки и грунтовки становится прочным как дерево и пригодным для росписи. Палехские художники до сих пор используют старинные рецепты изготовления красок, основу которых составляет яичный желток, вода и уксус. Далее художник работает очень тонкими кистями из меха белки, что позволяет искусно выписать даже самые мелкие детали композиции. Иногда приходится прибегать к помощи лупы. В работе часто используются элементы из сусального золота, серебра. После завершения художественной росписи миниатюру покрывают несколькими слоями лака и полируют на специальном станке для придания зеркально гладкой поверхности.

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи  металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток

Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральскиммалахитом — один из символов России.

Павло-посадские платки шерсть, хлопок. Набивной рисунок до 400 наложений

Тульские самовары мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева и пастила и многое другое.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

Самовары делали маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. В 1778 году 1 фабрика, а в 1890 уже 74.

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Б) Таинственные сокровища. ( Все изделия ДПИ спрятаны под покрывалом. Обучающиеся снимают его и рассматривают, изучают что там есть.)

У каждого есть карточка с видами ДПИ, нужно определить к каким видам относится тот или иной вид ДПИ. Можно сделать около себя «склад».

VI. Игра на усвоение материала. Разделить на 2 группы, которые меняются местами. Взаимопроверка.

А) Собери чайник

Б) Отгадай слово

Выкавши, плетекружевоние, ниевяза, письрос по девуре, письрос по иткан, ткачествоковро, серплебиотение , рамемак,калеп зи ныгли.

Верные ответы:

вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество, бисероплетение, макраме, лепка из глины.


VIII. Физкультминутка



VII Практическая часть.

Изучение образцов росписи чайников, различных иллюстраций, образцов детей с прошлого года.

IX. Практическая работа.

1.Выбор и обведение трафарета.

2. Выбор рисунка для росписи.

3. Зарисовка простым карандашом.

4. Роспись чайника цветными карандашами.

X. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам)

  1. Как хранить ленты?

  2. Как закрепить ленту в начале работы?

  3. Техника выполнения ленточного стежка?

  4. Чем вышивается основа для розы?

  5. Как завершить работу?

XI. Проверка выполненных работ. Анализ. Оценка

XII. Подведение итогов: показ и обсуждение выполненных работ. Рефлексия - совпало ли задание с результатом- устно.

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства -
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

XIII. Домашнее задание.

Закончить роспись чайника.

Совершить виртуальную экскурсию на сайт Этнографического музея города Симферополя.



  • Роспись:

    • Городецкая роспись Жостовская роспись  Хохлома 

    • Витраж — ручная роспись по стеклу имитация витража.

  • Батик — Холодный батик  Горячий батик 

  • Шитьё — Цветоделие Пэчворк Аппликация Стёганые изделия

  • Вышивание — гладь крестик.

  • Вязание — крючок спицы вязальная машина.

  • Художественная обработка кожи

  • Ткачество — производство ткани Ковроткачество — производство ковров.

    • Выжигание — по дереву Выжигание по ткани (гильоширование) 

    • Художественная резьба — по камню  по кости  по дереву

    • Плетение — из нитей, растительных стеблей, прутьев. Берёста 

    • Бисероплетение

    • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.

    • Макраме — техника узелкового плетения.

    • Лоза — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

  • Лепка из глины - создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.

  • Роспись:

    • Городецкая роспись Жостовская роспись  Хохлома 

    • Витраж — ручная роспись по стеклу имитация витража.

  • Батик — Холодный батик  Горячий батик 

  • Шитьё — Цветоделие Пэчворк Аппликация Стёганые изделия

  • Вышивание — гладь крестик.

  • Вязание — крючок спицы вязальная машина.

  • Художественная обработка кожи

  • Ткачество — производство ткани Ковроткачество — производство ковров.

    • Выжигание — по дереву Выжигание по ткани (гильоширование) 

    • Художественная резьба — по камню  по кости  по дереву

    • Плетение — из нитей, растительных стеблей, прутьев. Берёста 

    • Бисероплетение

    • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.

    • Макраме — техника узелкового плетения.

    • Лоза — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.

  • Лепка из глины - создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!