Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное управление «Усть-Янское районное управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казачинская средняя общеобразовательная школа»
Проценты
Открытый урок по математике
5 класс
Выполнила:
учитель математики
МБОУ «Казачинская СОШ»
Макарова Людмила Николаевна
н. Казачье
Конспект открытого урока по математике в 5 классе
Тема: Проценты
Цель урока: дать понятие о проценте, научить применять изученный материал к решению заданий, применению в повседневной жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести понятие «Процент»;
Формировать умение выражать процент дробью;
Формировать умение находить процент от числа.
Воспитательные:
3. Развивающие:
развитие навыков устной и письменной речи;
развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Операционная система Windows 7
2. Презентация Microsoft Power Point
3. Интерактивная доска
4. Персональный компьютер (ноутбук)
6.Учебники, тетради
7. Подготовленные записи на доске
План урока:
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Устная работа (5 мин)
3. Изучение нового материала (10 мин)
4. Закрепление полученных знаний (20 мин)
5. Домашнее задание (2 мин)
6. Подведение итогов урока (2 мин)
Ход урока:
Орг. момент (слайд 1)
Сегодня мы приступаем к изучению важной темы. Тема нашего урока проценты.
На уроке вы узнаете: что такое процент, откуда появилось это понятие, научитесь переводить проценты в дроби, и дроби в проценты, находить несколько процентов от числа. Должны понять где и как применяется проценты в нашей жизни. (слайд 2)
Задания выполняются устно: (слайд 3). В начале урока устная работа
а) 0,3 · 3 = 0,9 е) 0,25 · 4 = 1
б) 1,6 · 5 = 8 ж) 0,74 + 0,26 = 1
в) 1 - 0,5 = 0,5 к) 0,69 · 100 = 69
г) 0,34 + 0,6 = 0,94 л) 15 · 0,01 = 0,15
д) 2,7 · 10 = 7 м) 38 : 100 = 0,38
(слайд 4) Вспомним правило умножения десятичной дроби на 100, правило деления десятичной дроби на 100
Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо в этой дроби перенести запятую на 2 цифры вправо.
Чтобы разделить десятичную дробь на 100, надо в этой дроби перенести запятую на 2 цифры влево.
Часто в газетах, в рекламных проспектах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с понятием «Процент». И очень важно не просто иметь представление о процентах, но и уметь считать и находить процент от числа.
(слайд 5) Определение: процентом называют одну сотую часть числа. (обозначают - %)
5% = 13% = 120% = 100 % = = 1
А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали? (слайд 6)
Учащиеся дают свои ответы на вопрос. Примеры (в магазине, в банке, в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору, и в школе.)
«История возникновения процента» (слайд 7)
Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum, что означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме. А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. Были известны проценты и в Индии.
В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.
(слайд 8) Задача-1: Родители сшили 40 костюмов. Из них 35 % составляют эвенские костюмы. Сколько эвенских костюмов сшили родители?
40 – 100%
х – 35 %
100х = 40 ∙ 35
100 х = 1400
х = 1400 : 100
х = 14 ответ: 14
(слайд 9) Задача-2: За контрольную работу по математике отметку «5» получили 6 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе?
х – 100%
6 – 30 %
30х = 6 ∙ 100
30 х = 600
х = 600 : 30
х = 20 ответ: 20
(слайд 10) Задача-3: Бригада поймала в день 1800 кг ряпушки и 558 кг должны заморозить. Какой процент ряпушки заморожено?
1800 – 100 %
558 – х %
1800 х = 558 ∙ 100
1800 х = 55800
х = 55800 : 1800
х = 31 ответ: 31
(слайд 11) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.
0,971 = 0,971 ∙ 100 % = 97,1 %
Запишите десятичные дроби с помощью процентов:
0,13 = 0,13 ∙ 100 = 13 %
0,02 = 0,02 ∙ 100 = 2 %
6,2 = 6, 2 ∙ 100 = 620 %
1,38 = 1,38 ∙ 100 = 138 %
0,183 = 0,183 ∙ 100 = 18,3 %
(слайд 12) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
39 % = 39 % : 100 % = 0,39
Запишите проценты в виде десятичной дроби:
5 % = 5 % : 100 % = 0,05
23 % = 23 % : 100 % = 0,23
130 % = 130 % : 100 % = 1,3
50 % = 50 % : 100 % = 0,5
100 % = 100 % : 100 % = 1
(слайд 13) Физкультминутка:
«Дружно с вами мы считали,
о процентах рассуждали,
А теперь мы дружно встали,
свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем,
на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам,
на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись,
и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Закрепление полученных знаний (слайд 14)
Заполнить таблицу
Десятичная дробь | 0,5 | 0,15 | 0,03 | 0,6 | 1,35 |
Проценты | 50% | 15% | 3% | 60% | 135% |
Решить задачу: У северного оленя массой 80 кг масса рогов равна 16 кг. Сколько процентов составляет масса рогов от массы тела?
Решение: 80 – 100 %
16 – х %
80х = 16 ∙ 100
х = 1600 : 80
х = 20 Ответ: 20%
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
Критерий: «5» - без ошибок
«4» - 1, 2 ошибки
«3»- 3 ошибки
(слайд 15) Подведение итогов урока:
Что называется процентом? ( Процент – сотая часть числа)
Какой значок используется при написании процента? (Знак %)
Как обратить десятичную дробь в проценты, а проценты в десятичную дробь? (Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100).
Где встречается проценты в жизни? (скидки, банки, кредиты…)
На сколько процентов ты сегодня работал на уроке?
(слайд 16) Домашнее задание: 1598, 1599, 1612(а) стр. 242
Дополнительное задание: составить задачу на проценты
Назвать учащихся, кто активно работал на уроке, поблагодарить детей.
Урок окончен. Спасибо за урок!