СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах"»

Класс: 8

Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»

Цель: Познакомить учащихся с возможными причинами и последствиями аварий на химически опасных объектах.

Задачи:

1. Образовательные: дать представление об основных причинах и последствиях аварий, об очаге химического поражения и зонах химического заражения, стойкости АХОВ в населенных пунктах и на открытой местности.

2. Развивающие: способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности; развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку.

3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения; продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: узнают об основных причинах и возможных последствиях химических аварий, познакомятся с понятиями «очаг химического поражения» и «зона химического поражения», выяснят, отчего зависит стойкость АХОВ в населенных пунктах и на открытой местности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.

Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.

Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.

Личностные - проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока: ПК, проектор, мультимедийный экран, рабочие тетради, учебники ОБЖ для учащихся 8 класса, С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук.


Ход урока:

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

- Улыбка, ничего не стоит, но многое дает. Она длится мгновение, а в памяти может остаться навсегда. Она создает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям… Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.


2. Актуализация опорных знаний.

(У) - что мы изучали на прошлом уроке?

(Д) – опасные химические вещества и объекты.

(У) – Расшифруйте аббревиатуру изученных понятий (ОХВ, ХОО, АХОВ) (слайд 1)

(Д) – ОХВ – опасное химическое вещество

ХОО – химически опасный объект

АХОВ – аварийно химически опасное вещество

(У) – Какое химическое вещество принято называть опасным?

(Д) – Химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать у него острые и хронические заболевания или даже привести к гибели.

(У) – Перечислите крупнейших потребителей опасных химических веществ.

(Д) – черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроительная и оборонная промышленность, медицинская и пищевая промышленность, коммунальное и сельское хозяйство.

(У) - Все названные объекты экономики принято называть химически опасными объектами. Дайте определение химически опасного объекта.

(Д) – объект, где хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также окружающей среды.

(У) – Какие аварийно химически опасные вещества чаще всего используют на ХОО?

(Д) – Аммиак и хлор.


3. Проверка домашнего задания.

Давайте проверим пройденный материал, выполнив задание по карточкам (приложение №1).

1 вариант – Решите тест

2 вариант – Выберите верные утверждения

На выполнение задания вам отводится 5 минут.


Взаимопроверка. (слайд 2)

1 вариант.

1. А

2. Б

3. В

4. Г

5. А

2 вариант

Верные утверждения: 1, 3, 4, 5, 6

Поднимите руку, кто всё ответил правильно - «5», а кто нашел 4 правильных ответа – «4». Это оценки за Д/З. Листочки сдайте.


4. Изучение нового материала. (слайд 3)

Человек всегда стремился как можно лучше обустроить свою жизнь, он жаждал все больше и больше бытовых благ и он этого достиг! Действительно — вы только обратите внимание на производство химических предприятий. Это благодаря им с/х имеет высокий сбор зерна. В легкой промышленности — искусственные волокна и материалы. В тяжелой — различные обогатительные реакции… и т. д. Но технологический процесс все больше и больше выходит из-под контроля человека, что создает для него различные опасности. Довольно часто из Интернета, телевидения мы узнаем, как в каком-нибудь районе страны произошла авария с выбросом или разливом химического вещества. И наш Белокалитвинский район не обошла беда. Почему так происходит?

Видеоролик (1-2 мин.)

9 мая 2013 года в 01 час 40 минут при приеме на 1-й главный путь станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги грузового поезда №2035 допущен сход с рельсов локомотива и 51 вагона, с последующим возгоранием 7 и детонацией одной цистерны со сжиженным газом.

- А что стало причиной аварии? (нарушение локомотивной бригадой в части превышения установленной скорости следования и отвлечения от управления локомотивом из-за потери бдительности.)

- Каковы последствия аварии? (Итоговый ущерб, причиненный аварией, составил 345 млн 831 тыс. руб. Пострадали также и жилые дома, стоящие в непосредственной близости к железной дороге. Свыше 50 человек получили травмы различной степени тяжести).

- Девочки, кто догадался? Какая у нас тема урока?

«Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» (слайд 4)Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока? (слайд 5)

Цель урока: познакомиться с причинами аварий на химически опасных объектах и их возможными последствиями. (слайд 6)

Белокалитвинский район, в котором мы живем – крупный промышленный центр Ростовской области, так как на территории района располагаются 11 предприятий металлургии и металлообработки, которые относятся к химически опасным объектам. На предприятиях города и района хранятся, перерабатываются и применяются такие аварийно химически опасные вещества как хлор и аммиак. Для того чтобы своевременно и грамотно организовать защиту населения от последствий возможной аварии, необходимо знать основные причины их возникновения, последствия.


Задание №1. Сейчас я предлагаю выполнить задание (слайд 7 ). Каждый ряд получил карточку (приложение №2), в которой приведены примеры химических аварий. Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 

 

 

 


14 ноября 2012 г. на заводе "Ависма" в городе Березники Пермского края произошла авария с выбросом хлора, в результате которой погибли трое мужчин, был госпитализирован 21 человек. Причиной аварии на предприятии стало проведение работ при неработающем вентиляторе.


20 марта 2012г. в селе Самарское Азовского района Ростовской области в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла в результате нарушения правил техники безопасности и охраны труда при выполнении технологического процесса в замкнутом пространстве цеха произошел выброс аммиака. В результате 2 женщины скончались на месте происшествия. Восемь человек обратились в медицинские учреждения после отравления.


6 августа 2013г. произошла авария на заводе ПАО «Концерн Стирол», который расположен в городе Горловка Донецкой области, Украина. Во время ремонтных работ были нарушены правила промышленной безопасности в результате чего произошёл выброс аммиака в воздух. В результате аварии 6 человек погибло, пострадало 26 человек, обратившихся за медицинской помощью, 25 были госпитализированы. В результате аварии в воздух попало 600 кг аммиака.


10 июня 2013г.  выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" произошел выброс кубометра аммиака. За медпомощью обратились 14 человек. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод. 


30 октября 2018 г. на Нижневартовском нефтегазодобывающем предприятии при производстве работ по монтажу были нарушены правила промышленной безопасности при проведении огневых работ на опасном производственном объекте, что привело к возгоранию. Последствия аварии: повреждение технических устройств, зданий и сооружений, выброс опасных веществ, экономический ущерб от аварии составил 387 млн. рублей, пострадало два человека, один пропал без вести.


29 мая 2020г. под Норильском лопнул старый резервуар с дизельным топливом. Около 15 000 кубометров нефтепродуктов попали в реки Далдыкан и Амбарная, предельно допустимая концентрация вредных веществ в водных объектах в районе инцидента превышена в десятки тысяч раз.

Авария стала крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике за последние 25 лет. Причиной аварии стала протечка резервуара с дизельным топливом.


Познакомившись с различными причинами и последствиями химических аварий, сделайте вывод:

- Какие причины чаще всего приводят к авариям на ХОО?

- К каким последствиям приводят аварии на ХОО?


Запишем причины аварий в тетрадь. (слайд 8)

Причины аварий на ХОО:

  • износ оборудования;

  • нарушение техники безопасности;

  • нарушение технологий про­изводства;

  • халатность рабочего персонала;

  • стихийные бедствия (чрезвычайная ситуация природного характера).

Последствия аварий на ХОО:

  • заражение окру­жающей среды опасными ядовитыми веществами;

  • мас­совые поражения людей, животных и растений.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляю­щий опасность для людей непосредственно на самом объекте народного хозяйства, а также для насе­ления жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне).

Главный поражающий фактор здесь — химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д. (слайд 9)


Задание №2. Работа с учебником стр. 71. Выясните что такое «очаг химического поражения», отчего будут зависеть размеры очага химического поражения?

Очаг химического поражения - учас­ток местности, на котором разлился токсичный про­дукт, а также зона химического заражения с подветрен­ной стороны от места разлива. (записывается в тетрадь).

Размеры очага химического поражения зависят от:

  • объ­емов разлившегося химически опасного вещества;

  • ха­рактера разлива (свободно, в поддон или обваловку);

  • ме­теоусловий;

  • токсичности вещества;

  • степени защищен­ности людей.

Задание№3. Что представляет собой зона химического заражения?

Зона химического заражения — территория или аква­тория, в пределах которой распространены (или куда привнесены) опасные химические вещества в концентра­циях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение того или иного времени. (записывается в тетрадь)

При выбросе (проливе) токсичных веществ террито­рию вокруг химически опасных объектов условно можно поделить по уровням поражающих факторов на три зоны химического заражения (в зависимости от уровня пора­жающей концентрации аварийно химически опасных веществ, времени их воздействия, а также от наличия их жидкой фазы и открытого пламени пожара).


Работа с учебником стр. 72

- Чем характерна 1,2,3-я зона химического заражения?

- Какая из зон наиболее опасная?

Первая зона — наиболее опасная из-за повышен­ной концентрации аварийно химически опасных ве­ществ, возможности контакта с жидкой фазой (облива) и воздействия открытого пламени пожаров. Она может распространяться примерно на 250 м от источника зара­жения.

Вторая зона — менее опасная: концентрация аварийно химически опасных веществ здесь примерно на 2—3 порядка меньше максимально возможной, воз­действие жидкой фазы и огня маловероятно. К этой зо­не можно отнести местность на расстоянии 250—1000 м от источника заражения.

Третья зона химического заражения обычно имеет концентрацию аварийно химически опасных ве­ществ на 4—5 порядков ниже максимально возможной.
Эта зона может быть удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения.


- В чем отличие очага поражения и зоны заражения?(в очаге поражения происходят массовые поражения людей) (слайд 10)


Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс АХОВ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки оборудования или трубопровода. При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния. В этом случае глубина и форма зоны распространения зараженного воздуха зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра.


Задание №3. Пользуясь текстом учебника стр. 72-73, заполните таблицу, определив глубину и форму зоны заражения (приложение №3).


Скорость ветра

Глубина зоны заражения

Форма зоны заражения


0,5 м/с


1, 7км





1 м/с



3,5 км



2 м/с


7 км





3 м/с


10-11 км





более 6 м/с



Облако рассеивается


Облако рассеивается


Проверяем. (слайд 11)


- Отчего зависят форма и глубина зоны заражения? (От скорости ветра, концентрации АХОВ).

- Какой вывод мы можем сделать? (чем выше скорость ветра, тем быстрее облако зараженного воздуха рассеится, концентрация опасного вещества понизится).

- Как вы думаете, где концентрация ОХВ будет больше на открытой местности или в населенных пунктах? (слайд 12)

- С чем это связано?

Молодцы! Справились с заданиями.


5. Закрепление изученного материала.

- Каковы причины аварий на химически опасных объектах?

- Назовите последствия аварий на химически опасных объектах?

- Что такое очаг поражения?

- Какую территорию принято называть зоной заражения?

- Отчего зависит глубина и форма зоны заражения?


6. Итог урока. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.

(Дети отвечают на вопросы)

- Какова была цель урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?


Я хорошо потрудилась на уроке.

Мне было интересно.

Я довольна своей работой.


Н а уроке мне было неинтересно.

У меня было много ошибок.

Я считаю, что мне еще нужно

поработать над этой темой.


7. Д/задание. Прочитать § 12 стр. 71-73. Решить задачу.

Оценки будут выставлены в журнал с учетом проверочной работы за Д/З.

Всем спасибо! Урок окончен!



Приложение №1

Тест «Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ»

1 вариант

1. Объект, при аварии или разрушении которого могут произой­ти массовые поражения людей, животных и растений опасны­ми химическими веществами, это:

а) химически опасный объект;

б) пожароопасный объект;

в) гидродинамически опасный объект.

2. Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, способ­ных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйст­венных животных и растений, или химическому заражению окружающей природной среды, это:

а) опасная авария;

б) химическая авария;

в) аварийная ситуация.

3. Химическое вещество, применяемое в народнохозяйственных целях, которое при разливе или выбросе может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями, это:

а) химически опасное вещество;

б) ядовитое вещество;

в) аварийно химически опасное вещество;

г) опасное вещество.

4. Химическое вещество, воздействие которого на человека может вызвать у него острые и хронические заболевания или даже привести его к гибели, это:

а) ядовитое вещество;

б) аварийно химически опасное вещество;

в) сильнодействующее ядовитое вещество;

г) опасное химическое вещество.

5. Все опасные химические вещества подразделяют на четыре класса. Какие?

а) чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные

б) чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, безопасные

в) высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные, безопасные

г) чрезвычайно опасные, умеренно опасные, малоопасные, безопасные



Выберите верные утверждения

2 вариант


1. В Российской Федерации в зонах возможного химического заражения проживает около 60 млн. человек.

2. Объект, где хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии или разрушении которого могут произой­ти массовые поражения людей, животных и растений, называют пожаро взрывоопасным объектом.

3. Химическое вещество, применяемое в народнохозяйственных целях, которое при разливе или выбросе может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями, называют аварийно химически опасным веществом.

4. Крупнейшими потребителями опасных химических веществ являются металлургическая, целлюлозно-бумажная, машиностроительная, оборонная и медицинская промышленности.

5. Химически опасные объекты Российской Федерации в своем производстве чаще всего используют аммиак и хлор.

6. Основным показателем степени опасности химически опасных объектов считают численность населения, проживающего в зоне возможного химического заражения в случае аварии.

7. Хлор - это бесцветный газ, очень легкий, в медицине применим, ну а в жидком состоянии в холодильниках незаменим.



Приложение №2

Задание (1 группа). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 






 

 

 


20 марта 2012г. в селе Самарское Азовского района Ростовской области в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла в результате нарушения правил техники безопасности и охраны труда при выполнении технологического процесса в замкнутом пространстве цеха произошел выброс аммиака. В результате 2 женщины скончались на месте происшествия. Восемь человек обратились в медицинские учреждения после отравления.


Задание (2 группа). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 






 

 

 


14 ноября 2012 г. на заводе "Ависма" в городе Березники Пермского края произошла авария с выбросом хлора, в результате которой погибли трое мужчин, был госпитализирован 21 человек. Причиной аварии на предприятии стало проведение работ при неработающем вентиляторе.


Задание (3 группа). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 




 

 

 







6 августа 2013г. произошла авария на заводе ПАО «Концерн Стирол», который расположен в городе Горловка Донецкой области, Украина. Во время ремонтных работ были нарушены правила промышленной безопасности в результате чего произошёл выброс аммиака в воздух. В результате аварии 6 человек погибло, пострадало 26 человек, обратившихся за медицинской помощью, 25 были госпитализированы. В результате аварии в воздух попало 600 кг аммиака.



Задание (4 группа). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 






 

 

 


10 июня 2013г.  выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" произошел выброс кубометра аммиака. За медпомощью обратились 14 человек. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод. 


Задание (5 группа). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 




 

 

 







30 октября 2018 г. на Нижневартовском нефтегазодобывающем предприятии при производстве работ по монтажу были нарушены правила промышленной безопасности при проведении огневых работ на опасном производственном объекте, что привело к возгоранию. Последствия аварии: повреждение технических устройств, зданий и сооружений, выброс опасных веществ, экономический ущерб от аварии составил 387 млн. рублей, пострадало два человека, один пропал без вести.


Задание (группа 6). Внимательно прочитайте текст статьи и заполните таблицу:


Место аварии

АХОВ

Причина аварии

Последствия аварии

 








 

 

 







29 мая 2020г. под Норильском лопнул старый резервуар с дизельным топливом. Около 15 000 кубометров нефтепродуктов попали в реки Далдыкан и Амбарная, предельно допустимая концентрация вредных веществ в водных объектах в районе инцидента превышена в десятки тысяч раз. Авария стала крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике за последние 25 лет. Причиной аварии стала протечка резервуара с дизельным топливом.

Приложение №3

Задание. Пользуясь текстом учебника на стр. 72-73, заполните таблицу, определив глубину и форму зоны заражения.


Скорость ветра

Глубина зоны заражения

Форма зоны заражения


0,5 м/с






1 м/с





2 м/с





3 м/с






более 6 м/с







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!