СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: " Обобщение и систематизация изученного по теме " Сложносочиненные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: " Обобщение и систематизация изученного по теме " Сложносочиненные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Обобщение и систематизация изученного по теме " Сложносочиненные предложения"»

Дата: 1.12. 2017г

Класс: 9 “А”

Учитель: Одикадзе Жужуна Владимировна.

Количество учащихся в классе: 23.

Присутствовали на уроке: 23


Тема урока:”Обобщение и систематизация изученного по теме “Сложносочинённые предложения”. (Слайд 1)


Тип урока:урок-обобщение.(Слайд 2)


Цели урока:

Знать отличительные признаки сложносочинённого предложения.

Понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка; создавать устные и письменные монологические высказывания на заданную тему. (Сайд 3)


Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, распечатки текстов

Задачи:

1.Образовательные:

-совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения;

-закрепить навык постановки знаков препинания в ССП


2.Воспитательные:

воспитывать культуру речи учащихся;

-воспитание характера, стойкости, целеустремлённости;


3.Развивающие:

-развитие творческой ,речевой, мыслительной деятельности обучающихся;

-развитие навыков работы в коллективе;

-развитие речи обучающихся;

-развитие потребности в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности;

-осознание ценности совместной работы.


Оборудование урока:

мультимедийный проектор; карточки.

Учебник: Русский язык 9 класс. Авторы : Л. А. Тростенцова , Т. А. Ладыженская и др.







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 «Б» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Обобщение и систематизация изученного по теме «СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».


Ход урока


Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На слайде перед вами слова: Руки, сложа, сиди, не, скуки, будет, не, и. (Не сиди сложа руки, не будет и скуки, так.) (Слайд 4).


Составьте из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

- Ребята, а какое предложение у вас получилось? Докажите.

Перед вами предложения: В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. (Слайд 5).


Как вы думаете, какое предложение лишнее? Докажите своё мнение, определите вид этого предложения. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим на уроке? Для чего мы будем это делать?

- Да, сегодня на уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ОГЭ по русскому языку.


И, наконец, мы вновь будем учиться

-отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

-правильно ставить знаки препинания в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Откройте тетради и запишите число, тему урока «Сложносочинённые предложения .Обобщение материала.» (Слайд 6).


Подготовка к обобщению понятий и правил


А теперь проверим на практике насколько прочно вы усвоили теорию.


У нас три группы, каждой группе необходимо выполнить задания. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончат его выполнение. За первое и второе задание отчитываться вы будете по нашим правилам. (Каждой команде предлагается на выбор две карточки, на одной написано слово «Делегат» - ребята сами предлагают отвечающего, на другой слово «Выбор» - я сама выбираю отвечающего). Каждая группа получает своё задание, которое вы выбираете самостоятельно. (Учащиеся не видят задание).

Задание 1.


Карточка №1

Используя схемы, расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?

[ ], [ ].

[ ], ( который…)

[ ], и [ ].



Карточка №2

Закончите предложения.

Предикативные части, входящие в состав ССП, связываются между собой…

Между частями ССП может и не быть запятой если…

Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью….

Карточка №3

Заполните таблицу правильно и озвучьте её. (Слайд 7).

Соединительные




Противительные

Разделительные





Следующее задание 2. «Кот в мешке».

(Группы по очереди вытаскивают вопрос, обсуждают и отвечают).


Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.

Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.

Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ.


Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи.


Учитель: Итак, мы проверили ваши теоретические знания, теперь проверим умения.

Задание 3.


Рабочий лист 1 группы.


Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП.


Был мартовский день. Весело светило весеннее солнце.


Рабочий лист 2 группы.


Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП.


Степь покрылась цветами и травам. Это буйное цветение длится недолго.


Рабочий лист 3 группы


Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП.


Огород внизу начинает чернеть. В лесу бело.


Учитель: Настало время поработать самостоятельно. Я думаю, что вы готовы выполнить тест в формате ОГЭ.




Алгоритм (Слайд 7).

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:

Цифру или цифры,

Между частями ССП!

  1. Найди сочинительные союзы

  2. Определи вид предложения (простое или сложное)

  3. Обрати внимание на знаки препинания.

  4. Посмотри, что связывают сочинительные союзы.

  5. Напиши цифру или цифры.

Тест по теме ССП (Слайд 8 ).


  1. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.


Шли они по старой дороге и на просеку вышли,(1)добрались до скамейки,(2)где в прошлый раз отдыхали,(3)а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны,(4) доска,(5)что и калитка,(6)да ещё спинка у скамьи появилась.


2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.


-Надо найти старушку,(1)которой мы отдали кота,(2)-решили они. Но легко сказать «найти»,(3)а где её сыщешь теперь,(4) когда столько дней прошло.


  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.


Дед бежал по кочкам,(1)спотыкался,(2)падал,(3)дым выедал ему глаза,(4)а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени .Смерть настигала его,(5)хватала за плечи,(6)и в это время из-под ног у деда выскочил заяц .Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(7)что они у зайца обгорели


  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Нет на свете ягоды нежней и слаще голубицы,(1)и стойким надо быть человеком,(2) чтобы принести её из лесу в посудине. Пошёл дождь,(3)но никто из них ничем не отозвался на него,(4)не заторопился в шалаш,(5)каждый ещё заторопил руки.


  1. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Дед рубит валежник,(1)а я должен сносить нарубленное в одно место,(2)но я незаметно ухожу в чащу,(3)вслед за бабушкой,(4)-она тихонько плавает среди могучих стволов и,(5)точно ныряя,(6)всё склоняется к земле,(7)осыпанной хвоей.

.
В следующем задании вы должны найти и выписать все ССП. (Каждая группа получает одинаковые предложения, затем называют предложения по очереди).


  1. Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.


  1. Вновь я посетил тот уголок земли,

Где я провёл изгнанником два года незаметных.


  1. Луна сияла, июльская ночь была тиха.

  2. Не то светало, не то темнело.

  3. Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

  4. Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.


А теперь давайте вспомним функции знаков препинания, в частности, запятой.

Какие же функции она может выполнять в тексте? (Разделяющую, выделяющую). Готовясь к ОГЭ, мы с вами учимся писать сочинения разных видов, рассуждения на свободную и лингвистическую темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.



Приведите примеры таких предложений в данном тексте. (Слайд 9)


Месяц вставал и сверкал переливаясь. Снова ударила молния и прогремел гром. Погода была тихая и пруд словно заснул. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. Лукашин встряхнулся и поправил сумку на плече.


Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП

(Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой .)


А в этом задании распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения . Начертите их схемы.(Слайд 10).


  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. То [=],то [= -].

  2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. Ни [- =], ни [=].

  3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. Не только[- = ],но и [- = ].

  4. Либо я всё устрою по –прежнему, либо я его на дуэль вызову. Либо [- = ], либо [- = ].

  5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. [ - = ],да [= - ].

  6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. [- = ], зато [ = ].



Следующее задание, продолжаем работать с предложениями.(Слайд 11).


А). Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.

1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.

2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным свет


Б). Найдите третье лишнее.

1. Федя никогда не плакал, зато находило на него иногда дикое упрямство.

2. Она не двигалась, только чуть-чуть шевелились брови.

3. Не то светло, не то темно.


Шестое задание – творческое. Посмотрите на картины русских пейзажистов.





Опишите их, используя как можно больше ССП с разными союзам. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.


Прочитайте полученные тексты, чей текст вам понравился больше? (Слайд 12).


7.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №75, стр.48 с последующей проверкой.



8. Подведение итогов урока. Рефлексия


- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы: (Слайд 13 ).

-Главным для меня на уроке было то, что….

-Теперь я буду знать то, что….

-Итогом урока я считаю то, что….

-Я рад (а), что…

-Ребята, а являются ли предложения, сказанные вами ССП?

-А какие они?

После проверочной работы мы будем изучать именно этот вид предложений.

Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, как каждый из вас работал на уроке и сдайте оценочный лист.


А теперь запишите домашнее задание : (Слайд 14 ).


Д/з: 1. Повторить группы сочинительных союзов и подготовиться к контрольной работе.

2.Составить небольшой рассказ по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» с использованием ССП.

3. 1группа: упр.80.

2 группа: упр.81.

3 группа: упр.82.

























Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС


Дата: 21.10.2016г.

Учитель: Одикадзе Жужуна Владимировна.

Класс: 9 «Б»

Количество учащихся в классе: 26

Присутствовали на уроке: 26


Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённые предложения».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок-практикум.

Дидактическая задача урока: развитие речевых, коммуникативных способностей обучающихся, умения сравнивать, делать выводы.

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

  • образовательные: обобщение материала о сложносочинённых предложениях и сочинительных союзах; отличительные признаки сложносочинённого предложения; смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения; пунктуационный и синтаксический разбор ССП.

  • развивающие: развитие внимания, логического мышления, культуры речи, информационной культуры учащихся;

  • воспитательные: воспитание нравственных качеств: аккуратность, дисциплинированность, ответственность.


Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

1. Материал урока соответствует поставленным дидактическим задачам, соответствует отобранному материалу и форме его подачи, обобщается и систематизируется большой объём материала.

2. Задачи, поставленные учителем, успешно реализуются в ходе урока.

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.

  1. Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

  2. Хорошо продумана комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока.

  3. Содержание урока отобрано с учетом возрастных возможностей детей, особенностей класса.

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели.

  1. Рационально использованы приемы и методы обучения.

  2. Урок органично включает образовательный, воспитывающий и развивающий компоненты. Удачно сочетались содержание и методы обучения.

  3. Отработаны и применены оптимальные сочетания методов обобщения пройденного материала

Формы обучения

1. В качестве опорной формы обучения учитель выбрал групповую работу.

2. Урок прошел с использованием компьютерной техники, и характеризуются ярко выраженной индивидуальной работой и активизацией познавательной деятельности.

3. Использовались как фронтальная, так и индивидуальная форма работы, которые разумно сочетались.

4. Урок отличался большей степенью самостоятельности, индивидуальной формой работы.

5. Отбор рационального количества упражнений и определение того, какие из них являются главными, а какие второстепенными.

6.Широкое использование творческих, продуктивных заданий, обеспечивающих работу в зоне ближайшего развития учащихся.

7. Развивающий характер большинства заданий с учетом компетентностного подхода.

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

1. Основная дидактическая задача урока была достигнута.

2. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний хорошо прослеживается;

3. Обучающиеся в целом справились с групповыми заданиями. Результат соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

  1. В ходе урока преобладали задания, которые служили для мотивации учебной деятельности.

  2. Практическая направленность вопросов, предлагаемых для выполнения школьниками , были выполнены.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

  1. Отмечена эффективность деятельности учащихся, реализация принципа развивающего обучения, принципа самостоятельности и активности на уроке.

  2. Отмечены навыки самостоятельной работы, умение выделять главное в учебном материале, планировать ответ, анализировать свою работу и работу товарища.

  3. Отмечены умение учащихся применять теорию на практике, развитие речи, графических и специальных навыков учащихся, умение мыслить и работать самостоятельно, организованность и дисциплина.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

  1. Созданы необходимые условия на каждом этапе урока для формирования УУД.

Обеспечена возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. У учащихся развито умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

  1. Учителем созданы необходимые условия для мотивации познавательной деятельности учащихся.

На каждом этапе урока действия учителя были направлены на обеспечение познавательной и учебной деятельности и посредством постановки целей.

  1. Хорошо продуманы система вопросов и заданий, способствующих их формированию УУД.

У учащихся развито умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

  1. В ходе урока происходит формирование ИКТ-компетентности обучающихся в рамках системно-деятельностного подхода.

  2. Выявлено уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.

  3. Выявлена способность учащихся решать учебные задачи с использованием ИКТ-инструментов и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями.

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

  1. Основная дидактическая задача соответствует структуре урока и на данном этапе обучения решена.

  2. Структура данного урока определена его основной дидактической целью: введением понятия, построением правил, алгоритмов и т.д.

  3. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно. Структура данного урока определена его основной дидактической целью.

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

  1. Учитель владеет технологией диалога. Класс в целом активизирован и мотивирован к работе на уроке.

  2. Выявлена способность определять типичные ошибки в работе учащихся и устранять их. А так же умение быстро корректировать ход урока. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  3. Учитель, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращает возникновение дискомфортных состояний и максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Цель применения образовательной технологии

Формируемые компетенции

Эффекты, результативность использования образовательной технологии

  1. Использована педагогическая технология развивающего обучения – технология личностно-ориентированного обучения, что позволяет каждому ученику накапливать свой личностный опыт, развивать качества мышления с заданными свойствами, формировать адекватную самооценку, коммуникативные навыки, умения работать в команде, развивать творческий потенциал и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

  2. Урок выстроен по новым стандартам и наиболее приближен к структуре системно-деятельностного подхода.. Деятельность учащихся была направлена на сохранение интереса к теме. Детей подвели к теме урока путем их личных рассуждений, с помощью наводящих вопросов. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия, развивают ум, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

  3. Применена педагогическая технология дифференциации обучения. Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием, разной успеваемостью, разными интересами и состоянием здоровья .Система заданий урока построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, что позволяет им продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.

Применение здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей

  1. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке осуществлена .

  2. Кабинет проветривался во время перемены для повышения общей работоспособности организма, замедления процесса утомления и профилактики ОРВ, соблюдены также санитарно-гигиенические требования, регламентированные СанПиНом.


Выводы и предложения:

  1. Задача образовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихся. Материал усвоен. На данном уроке применение компьютерной техники целесообразно. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.


  1. Считаю, что цель урока была достигнута. Учитель грамотно поддерживает и активизирует внимание учащихся на всех этапах урока. Наибольшее впечатление оставила хорошо составленная и понятная презентация для учащихся. При повторном проведении урока на эту же тему учителю рекомендуется разнообразить практические задания для учащихся. В целом данный урок являет собой достаточно хороший пример современного урока и может быть рекомендован для использования учителями русского языка.

  2. Четко распределены и выдержаны временные рамки. Замечательный контакт с классом, взаимопонимание и взаимоподдержка. Оценка урока по представленному материалу – «хорошо». Единственное на что хотелось бы акцентировать внимание -это на возможность выполнения более разнообразных практических заданий.

  3. Представлен открытый урок с использованием современных педагогических технологий. Разумно сочетались теоретические и практические материалы. Компьютер на этом уроке является важным инструментом и его использование оправдано.


Выводы:

На уроке были соблюдены все требования к уроку. Чётко распределены и выдержаны временные рамки. Обучающиеся продемонстрировали хорошее владение материалом, способность работать самостоятельно и в парах, интерес к изучению русского языка. В целом урок был построен в соответствии с ФГОС.


Рекомендации: добиваться ещё большей активности обучающихся на уроке.





Директор школы Р.Е.Тедеев.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!