СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Атмосфера" в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное описание и карта урока по географии "Атмосфера и человек" в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Атмосфера" в 6 классе»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа-интернат №3»

Министерства просвещения, науки и по делам молодежи

Кабардино-Балкарской Республики

ПЛАН

проведения открытого урока по географии

в 6 классе

Преподаватель – АлачеваО.М.

Дата____________

Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение.

Класс: __

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Познакомить уч-ся с составом воздуха атмосферы, её строением, значением, изучением.

Задачи:

образовательные – углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Метапредметные:

регулятивные УУД

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

  • определять свое отношение к природной среде;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;

коммуникативные УУД

  • Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: играть определенную роль в совместной деятельности;

  • Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Предметные

  • Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле;

  • научатся ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

  • научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; представлять в различных формах (в виде, таблицы, диаграммы, описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Тип занятия: усвоение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Ведущие понятия: атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, термосфера, мезосфера, экзосфера.

Оборудование, компьютер, презентация, физическая карта мира, дидактический материал (исследовательские дневники, дополнительный материал), учебник, атласы

Ход урока.

1) Организационный этап.

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

Мы с вами в течение многих уроков изучаем строение нашей планеты и достигли неплохих результатов. Сегодня я приглашаю вас продолжить изучение Земли:

- Ребята, давайте вспомним, какие оболочки Земли мы уже изучили и знаем?

-Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

-Почему существует человечество?

-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

2) Актуализация знаний.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Так вот, чтобы получить знания на сегодняшнем уроке, ребята, мы займёмся исследовательской деятельностью. До сегодняшнего урока мы с вами уже исследовали две оболочки Земли. Какие? (Литосферу, Гидросферу). Дайте им определение. Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

- Почему существует человечество?

-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

А сейчас отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же без него мы жить не можем. (Воздух)

Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!

О каком одеяле идет речь? Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера). Атмосфера – воздушная оболочка земли.

-Кто догадался, что же мы будем исследовать сегодня на уроке? Какую оболочку Земли?

-Уважаемые исследователи, на столах у вас лежат исследовательские листы. Откройте их запишите тему исследования.

  • Давайте вместе определим цель нашего исследования. А что необходимо узнать в первую очередь о любом географическом объекте?

Предложите план изучения темы, чтобы выполнить поставленную цель.

1.Что такое атмосфера?

2.Состав и строение атмосферы.

3. Значение атмосферы.

4.Изучение атмосферы.

3) Первичное усвоение новых знаний.

- Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млрд. лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.

В 1761г. великий русский ученый М.В. Ломоносов открыл атмосферу этот термин. «Атмосфера» с греческого означает «атмос» - воздух, «Сфера» - оболочка, шар. Т.О.Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

запишем определение атмосферы. «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Что вы знаете о воздушной оболочке земли из 5-го класса? (смотри вопросы в пособии с 145-146)

- Ребята, А воздух какой он?(бесцветный, без запаха и вкуса, прозрачный, сжимаемый и упругий)

-Где есть воздух?

-Да, ребята, воздух образует сплошную воздушную оболочку

-Мы уже кое-что знаем об этой оболочке, но многое ещё предстоит узнать.

4. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Известный итальянский ученый Эванжелисто Торричелли сказал: «Мы живем на дне воздушного океана».

Что это за воздушный океан? Почему на дне его живем мы? Давайте разбираться

Сколько океанов на нашей планете? Назовите их и покажите на карте. (Принято считать, что на земном шаре четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Но в 2000 году Международная гидрографическая организация приняла решение выделить из состава Атлантического, Индийского и Тихого пятый океан, окружающий Антарктиду - Южный (или Антарктический) океан. Границу провели по 60 параллели южного полушария)

-А какой же океан называют воздушным? (Атмосферу)

Атмосферу образно называют «шестым» океаном Земли. Толщина атмосферы составляет 3000 км, нижней границей считают поверхность Земли, а верхней границы нет, она постепенно переходит в космическое пространство. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного «океана». У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар.

Итак, мы узнаем из чего он состоит и какое имеет значение.

  1. Состав атмосферы

Задание 1. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит. Давайте откроем тайну. Для этого обратимся к учебнику на стр102 (пункт «Атмосфера - воздушная оболочка Земли») и выполним задание в листах исследователей. Пользуясь учебником, дайте определение, что же такое «воздух » и установите соответствие между газами, правильно указав процентное содержание.

в своих листах исследователей.

1.Что такое воздух?

Воздух- это смесь газов и примесей (запись в дневники исследователей).

  1. Из каких газов он состоит? Установите соответствие между газами и правильно укажите процентное содержание.

  1. Углекислый газ,

и др. газы

  1. Кислород

  2. Азот

- Кто готов рассказать о результатах исследования?

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и оцените свою работу. (Проверка по эталону) СЛАЙД

Каково же значение этих газов?

Давайте обратимся к дополнительной информации на обложке исследовательских дневников и узнаем о значении этих газов.

- Какое значение имеет кислород? Азот? Углекислый газ? Озон? Водяной пар? Мелкие твердые частицы? (дети находят нужную информацию и заполняют таблицу, с последующей проверкой)

Дополнительный материал

Кислород.

Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Являясь очень активным элементом, участвует в окислительных процессах.

Без кислорода невозможен процесс горения.

Азот.

Самый распространенный газ в нижних слоях атмосферы. Он играет очень важную роль «разбавителя» кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме протекали бы очень быстро. Значит, азот атмосферы регулирует скорость биологических процессов на всей планете. Замедляет процесс старения.

Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот.

Соединения азота обеспечивают минеральное питание растений.

Углекислый газ. Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего – 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле:

Его используют зеленые растения для фотосинтеза. Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает солнечные лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.

- Мы не сказали с вами о значении озона, водяного пара, и мелких твердых частиц.

Озон – на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Водяной пар – участвует в образовании облаков и осадков, в создании парникового эффекта.

Мелкие твердые частицы – ядра конденсации, вокруг которых образуются капли воды.

СЛАЙД

Необходим всем живым организмам для дыхания, горения, гниения

Азот 78%

Регулирует скорость биологических процессов

Обеспечивают минеральное питание растений.

Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот.

Углекислый газ 0,03%

Удерживает тепло, участвует в фотосинтезе

Озон

Поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.

Водяной пар, Мелкие твёрдые частицы: соль, пыль, сажа...

участвует в образовании облаков и осадков, в создании парникового эффекта.

Являются ядрами конденсации, вокруг которых образуются капли воды

Итак, почему воздух так необходим?

Воздух состоит из смеси газов, каждый из которых играет свою важную роль в жизни планеты.(запись в исследовательский лист)

2.Строение атмосферы

Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои и как они называются? Это еще одна тайна «шестого» океана.

Эту тайну нам поможет раскрыть наш помощник Глобусёнкин (смотрим видео)

Исследуйте эти слои, пользуясь текстом в учебнике на стр. 102-103, дополнительным материалом. Вы поработаете индивидуально, для каждого из вас будет свое задание. И через 5 минут вы доложите результат исследования. В работе используйте рисунок в атласе или презентации.

После 5-минутной подготовки переход к обсуждению. Затем к самостоятельному заполнению таблицы с последующей самопроверкой.

Выступления уч-ся сопровождается рисунком «Строение атмосферы» СЛАЙД

Дополнительный материал

1-й слой: тропосфера

-Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? Что происходит в этом слое?

(Самый нижний слой атмосферы - тропосфера; Его мощность на полюсах 8-10 км, над экватором 18 км. Этот слой содержит 4/5- (80%) всего атмосферного воздуха, и почти весь водяной пар. Температура в нем понижается с высотой (на каждый километр высоты примерно на 6º), достигая у верхней границы -550С.

-Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение.

нижний слой атмосферы тропосферу называют фабрикой погоды –. Так как:

1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли

2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки.

3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух)

2-й слой: стратосфера

Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? Что происходит в этом слое?

Второй (от поверхности земли) слой атмосферы называется стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница– на высоте 50-55 км. В ней еще есть разреженный воздух, которым нельзя дышать и температура воздуха растет с высотой от -550 до 00.

Почему в нижних слоях стратосферы пролегают пути современных самолётов?

В нижних слоях стратосферы пролегают пути современных самолётов, потому что видимость в этом слое всегда хорошая, в здесь почти нет облаков, не бывает ни гроз, ни дождя, ни снега.

В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном?

Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-25 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном.

Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет?

Ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет. Так как они сгорают от ультрафиолетового излучения

3-й слой: Верхние слои атмосферы

Как называются слои которые лежат выше стратосферы? Как изменяется температура? Что происходит в этом слое?

Выше стратосферы лежат верхние слои атмосферы: от50 до 80 км мезосфера, от 80 км до 800км термосфера, далее экзосфера

Мезосфера Температура здесь понижается и на высоте 80 км составляет – 80 градусов. плотность воздуха очень мала.

Термосфера Выше 80 км температура быстро растёт и на высоте 500-600м составляет 1500 градусов, поэтому выделяют слой – термосфера, который простирается до 800 км.

Высоты в атмосфере 100-1000 км называют ионосферой. Здесь под действием ультрафиолетовых лучей Солнца частицы газов сильно электризуются. Свечение этих газов называют полярное сияние

Самостоятельное заполнение таблицы с последующей их самопроверкой (слайд ): Физминутка. Давайте с вами проведем физминутку с использованием воздуха. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую

свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Не погасла, попробуем еще раз.

«Степной тюльпан». Глубоко вдохнули аромат тюльпана – выдохнули

( повторить 2-3 раза).

«Горячее-холодное дыхание». Представим, что у нас замерзли ладошки.

Подули на них погрели. А теперь нам дали горячий чай. Подули, чтобы остудить его.

«Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и

наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Строение атмосферы

С высотой понижается (на каждый километр высоты примерно на 6º), достигая -550С

Стратосфера 50-55 км

Воздух очень разрежен. Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается, достигая 00С

Верхние слои атмосферы:

Мезосфера 80 км

Термосфера 800 км

Экзосфера переходит в космическое пространство

Воздух почти отсутствует, не поглощает солнечное тепло Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -800С,

Быстро растёт до +15000С

3.Значение атмосферы

Можно ли обойтись без воздуха?

Опыт 1Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать

- Кислород необходим нам с вами и всем живым организмам для дыхания.

- А для чего ещё нужна атмосфера на Земле?

Для этого используйте текст учебника стр.103 пункт 3 «Значение атмосферы». Запишите аргументы в листы исследователей

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».

Посмотрите на схему. Что вы видите? Какие ассоциации связанные с атмосферой вызывают у вас эти предметы? Можно ли атмосферу нашей планеты сравнить с этими предметами? (идет дискуссия)

Ответы детей: «одеяло» (защищает планету от переохлаждения и Перегревания)

«Атмосфера «Солнцезащитные очки» (защищает от ультрафиолетового излучения)

«строительная каска, » (в воздухе сгорает большинство метеорных тел – не долетают, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звездную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звездами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбежку».

Итак, Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Почему?

( проверка доказательств) Итак, Атмосферу можно назвать оболочкой жизни потому что:

- кислород необходим всем живым организмам для дыхания ;

-без атмосферы был бы невозможен круговорот воды в природе.

-является средой обитания для многих живых организмов

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

Человечество не должно забывать, чем оно обязано атмосфере. Однако в результате хозяйственной деятельности людей состав атмосферы изменяется не в лучшую сторону.

Вы проведите самостоятельное исследование о загрязнении атмосферы и ответите на вопросы в исследовательском дневнике (задание5) – (если времени мало, то это задание выполнить дома)

4. Изучение атмосферы. (Обратимся за помощью к нашему помощнику Глобусёнкину. (видеофильм) –делаем вывод: (Изучать очень важно, т.к. нам очень важно знать о погоде всегда)

5) Первичная проверка понимания

- Изменение температуры воздуха с высотой.

Сейчас будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.

Как в тропосфере изменяется температура с высотой? (на каждый километр высоты- (-6)

На какой высоте летит самолёт, если у поверхности Земли температура воздуха +24градуса, а за бортом самолёта -24градуса?

(разница температур будет 24-(-24)=48градусов. 48:6=8 (км)

Самостоятельно:

(задание №5 –стр.106)

Игра: «Что за цифра?»

3000; 78%; 6; 21%; 1%; 18км.; 50км.

«Угадай по описанию»

  1. В этом слое находится газ озон.(стратосфера)

  2. Находится почти 80% атмосферного воздуха.(тропосфера)

  3. Простирается до высоты 50–55 км. (стратосфера)

  4. Температура быстро растёт и на высоте 500-600м составляет 1500 градусов (термосфера)

  5. Содержится почти вся атмосферная влага. (тропосфера)

  6. Верхняя граница над экватором располагается на высоте 18 км.

  7. Воздух находится в разреженном состоянии. (стратосфера)

  8. Происходит образование облаков, движение воздушных масс, образуется ветер. . (тропосфера)

  9. Практически отсутствует водяной пар, почти не образуются облака. (стратосфера)

  10. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном (озоновый слой)

  11. Где наблюдаются полярные сияния? ( В ионосфере)

6) Первичное закрепление.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ запишите отметку в исследовательских дневниках.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?

Ребята от этого урока на душе ясно или пасмурно? Поднимите руки у кого пасмурно?

Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в исследовательский дневник, включая результаты теста.

Учитель выставляет оценки с учётом выполнения теста.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание - в исследовательском дневнике. 

Задание обязательное: § 26, читать пересказывать. Выполнить задание №5 с.106.

Провести исследование «Загрязнение атмосферы».

Задание по желанию:. 1. Нарисовать листовку «Защитим Атмосферу!»

2. Найти стихотворение или сочинить стихотворение об атмосфере.

С каким настроением вы уходите с урока?- покажите смайлик.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!