«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ»
Тема
Приготовление бутербродов и горячих напитков
5 класс
1.Дидактическое обоснование урока.
Цели урока:
образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба и воды в питании человека ; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску .
развивающая- развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
воспитательная – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
2. Методическое оснащение урока.
1. Материально-техническая база:
2. Дидактическое обеспечение:
учебник ''Технология –5-й кл.'' В.Д. Симоненко;
рабочая тетрадь;
плакат'' Виды бутербродов'';
плакат '' Сервировка стола к завтраку'';
учебно- техническая документация:
технологическая карта – на бригаду;
объект труда: бутерброды, горячие напитки;
материалы для контроля знаний и умений:
карточка контроля (на бригаду).
Методы обучения: объяснительно - наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: природоведение 4-й кл. - значение воды для человека, бережное отношение к воде.
Ход урока.
1. Организационный момент.
проверка явки учащихся;
проверка готовности к уроку и рабочей одежды;
настрой учащихся на работу;
раздать технологические карты;
доведение до учащихся плана урока.
2. Проверка знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1.Какая посуда необходима для приготовления пищи?
2.Перечислить инвентарь и приспособления, которые должны быть на кухне?
3.Раскажите правила ухода за посудой.
4.Для чего нужны овощи в питании человека?
5.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов?
6.Расскажите об использовании свежезамороженных овощей в кулинарии.
7.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде?
3. Изложение нового материала.
3.1.Сообщение познавательных сведений.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много времени, они удобны для питания как в домашних условиях ,так и в дороге. Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье. Бутерброды могут быть различной формы: прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной или фигурной. Существует много различных видов бутербродов.
По способу приготовления различают бутерброды:
холодные и горячие, в зависимости от того, в каком виде их подают на стол;
открытые, когда продукт виден;
закрытые (сандвичи), когда продукт не виден;
закусочные (канапе), имеющие небольшой размер и комбинированные.
По виду используемых продуктов бутерброды делятся на:
мясные (колбаса, ветчина, сало и др.);
рыбные (икра, форшмак, копченая или вареная рыба и др.);
сладкие (варенье, мед, шоколадное масло и др.);
овощные (кетчуп, жареные баклажаны и др.);
с молочными продуктами (сыр, творожная масса).
Открытые бутерброды. Они могут быть простыми и сложными.
Простые бутерброды готовят из одного вида продукта, например бутерброд с маслом, колбасой, сыром и т.д. От батона белого хлеба отрезают поперек ломтик толщиной 1 см(30-40 г) и кладут на него подготовленный продукт. Бутерброд украшают зеленью петрушки, кружочком сваренного вкрутую яйца, ломтиком огурца.
Сложные бутерброды . В сложных бутербродах надо сочетать различные продукты не только по вкусу, но и по цвету и так, чтобы они не осыпались с хлеба. Прежде чем класть сыр, мясо или рыбу ломтики хлеба можно смазать взбитым сливочным или горчичным маслом. Украшают бутерброды зеленью, лимоном, соусом и т.д. с несколькими видами продуктов, хорошо сочетающимися по вкусу и цвету.
Закрытые бутерброды (сандвичи). Сандвичи используют при обслуживании пассажиров на транспорте, посетителей мест отдыха и т.д.Их готовят на мелких булочках (массой до 40 г) или хлеб нарезают без корок ломтиками, смазывают их маслом, кладут ломтики сыра, колбасы или других продуктов, закрывают вторым смазанным маслом кусочком хлеба и готовят таким образом многослойные бутерброды. При их приготовлении можно комбинировать различные продукты.
Закусочные бутерброды
Канапе- это разновидность закусочных бутербродов маленького размера, состоящих из нескольких слоев. Их применяют при встрече гостей и на банкетах или перед ужином к вечернему чаю. Для канапе можно нарезать хлеб в виде разных фигурок- круглых, ромбовидных, квадратных и т. п. – толщиной 0,5-1см. нарезанный слегка черствый хлеб надо поджарить на сливочном масле так, чтобы образовалась хрустящая, румяная корочка и хлеб при этом не был сухим.
Для канапе можно также выпекать тонко раскатанное слоеное тесто, вырезая из него выемкой или ножом различные фигурки размером 5-6см.Такие бутерброды готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, брынзы, плавленых сырков, яиц, сваренных вкрутую, сельди, различных паштетов и паст, овощей и т.д. Канапе могут быть и сладкими: с джемом, вареньем, фруктами и ягодами. Канапе подают на блюдах или вазах, где раскладывают одним слоем.
Тартинки- это тоже маленькие бутерброды на поджаренном хлебе, но их особенностью является горячий гарнир: мясные рыбные и другие продукты в горячем виде укладывают на поджаренный хлеб. Подают тартинки на пирожковых или десертных тарелках.
Для приготовления тартинок рекомендуют использовать следующие продукты: жареную ветчину, бекон, корейку или колбасу, горячие котлеты, сыр, запеченный с ломтиками помидоров, печеночный паштет домашнего приготовления.
Чай- специально обработанные листья вечнозеленого чайного куста, а также приготовленный из этих листьев напиток, обладающий своеобразным ароматом и вяжущем вкусом и оказывающий на организм легкое возбуждающее действие.
Различают чай: байховый (рассыпной) и прессованный. Байховый чай бывает черный (наиболее распространен), зеленый и желтый (смесь черного и зеленого). В чае содержатся белковые вещества и аминокислоты (16%-25%), пигменты (красящие вещества, до 10%), витамины А, В1, В2, РР, С и др.
Возбуждающее действие чая зависит от кофеина (до 4%), который действует мягче, чем кофеин кофе, и не накапливается в организме. Аромат чаю придает эфирное масло. Дубильные вещества (12%-16%) обуславливают вяжущий вкус чая.
Способы заваривания чая.
Заварочный чайник ополаскивают крутым кипятком, засыпают в него чай (из расчета 1 чайная ложка на 1 стакан) и на треть заливают кипятком. Спустя 3-5 мин. Чайник доливают кипятком, но не доверху, а оставляя до крышки 1 см.
В металлический чайник заливают кипяченую воду и сразу засыпают 2-3 ложки сахарного песка, хорошо размешивают и ставят чайник на огонь. Когда вода закипит, засыпают сухой чай. Сверху чайник плотно закрывают салфеткой и дают настоятся чаю 5 мин.
Кофе - тонизирующий напиток, обладающий тонким приятным ароматом и специфическим вкусом. Кофейное дерево- тропическое вечнозеленое растение, зерна которого используются для приготовления напитка.
В состав кофейных зерен входят: клетчатка, азотистые вещества, кофеин, сахар, жир и минеральные соли. В связи со значительным содержанием кофеина напитки из натурального кофе оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему. В одной чайной ложке молотого кофе содержится до 1 гр. кофеина. Этого количества достаточно, что- бы у здоровых людей повысить трудоспособность, усилить сердечную деятельность.
В продажу поступают сырые или обжаренные кофейные зерна, молотый натуральный кофе, а также растворимый кофе. Существует множество способов приготовления кофе, но, готовя по любому рецепту, нужно помнить: не следует кипятить и многократно подогревать кофе, т.к. это ухудшает его вкус.
3.2.После объяснения провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям. Приложение 1.
Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи? (Приступая к работе необходимо вымыть руки с мылом; волосы убрать под косынку; надеть фартук или спец. одежду; в течении работы соблюдать порядок на рабочем месте).
Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (ответы учащихся)
4.Практическая работа. “Приготовление бутербродов и горячих напитков” проводится по технологической карте. Приложение 2.
4.1. (Учащиеся делятся на две группы. Каждая группа получает задание).
Прорабатывается технологическая карта:
обратить внимание на правила приготовления бутербродов и горячих напитков;
дать рекомендации относительно использования технологических карт.
4.2. Текущий инструктаж по технике безопасности.
4.3. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:
за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
за организацией рабочего места;
за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;
за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
за трудовой дисциплиной.
4.4. За 5 минут до конца практической работы провести заключительный инструктаж:
еще раз обратиться к плакату с рисунками оформления бутербродов;
показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;
предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения бутербродов и подготовить блюдо к подаче на стол.
4.5. После приготовления блюда бригадами и уборки рабочего места бригадиры (с которыми проведена предварительная работа) объясняют с использованием плаката “Сервировка стола к завтраку”, как правильно накрыть стол и оформить его; показывают сервировку на одного человека.
5. Контроль знаний и умений.
5.1. Каждая бригада сервирует стол. Бригадир -“хозяйка” приглашает гостей к столу.
5.2. Каждая бригада представляет свое блюдо и рассказывает об одном из использованных продуктах (беседа за столом); Приложение 3.
1 бригада: девочка делает сообщение о значении и использовании хлеба, а другая дает полезные советы о хранении и использовании чая;
2 бригада: девочка делает сообщение о значении поваренной соли в питании и приготовлении блюд, а другая рассказывает о хранении и использовании кофе (2-3 мин.).
6. Контроль и оценка знаний и умений.
Таблица 1
Соблюдение технологической последовательности приготовления | 1 балл | | | |
Соблюдение правил санитарии и гигиены, техники безопасности, требований культуры труда | 1 балл | | | |
Внешний вид готового изделия, сервировка стола. | 1балл | | | |
Вкусовые качества блюда (бутерброда) | 1 балл | | | |
Вкусовые качества горячего напитка | 1 балл | | | |
Итого | | | | |
Оценка выставляется с учетом ответов учащихся, подготовке дополнительного материала, по карточкам контроля. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку “5”.
Дежурные моют посуду, убирают класс, сдают учителю технологические карты и снимают и убирают плакаты.
Учитель оценки выставляет в дневники учащимся.
7. Домашнее задание:
После подведения итогов раздать учащимся карточки- задания для следующего занятия.
Таблица 2
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТА | КОЛИЧЕСТВО | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ | ПОСУДА И ИНВЕНТАРЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Домашнее задание: в очередное воскресенье дома в присутствии взрослых приготовить бутерброды (запомнить отзывы родных, высказанные относительно выполненной работы); узнать, как используют дома остатки хлеба.