Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Сонковская музыкальная школа»
Открытый урок по сольфеджио
1 класс
«Развитие чувства ритма»
12.12.2016 г.
Урок подготовила
Преподаватель теоретических дисциплин
Галактионова М.А
2016
Цель
• Образовательная:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
• Развивающая:
1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.
2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через инновационные формы работы на уроке.
3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
• Воспитательная:
1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
2. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов.
3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
4. Формировать в детях коммуникативные качества.
Задачи: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Тип урока: Текущий урок. Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы: Ритмические карточки, клавиатура.
Оборудование: Ноутбук, доска, парты, стулья, фортепиано.
Технологии: технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающие технологии.
Методы обучения: Практический, наглядный, словесный.
План урока:
1. Распевка: пение гаммы в разных ритмах, устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые
2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
3. Записать ритм стиха в размере 2/4 и сочинить мелодию, используя движение по гамме До мажор.
На сосне в лесу густом
Есть в дупле уютный дом.
4. Работа с рабочей тетрадью Калининой (стр15 №18,19,20)
5. Пение номеров с предварительным анализом, сольфеджированием, разбором ритма, простукивание ритма, метра, работа с ритмослогами и с дирижированием. Б. Калмыков и Г. Фридкин. «Сольфеджио» 1 часть, 1 класс №16.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №11.
7. Движение под музыку, прохлопать метр, ритм (Финская полка)
8. Домашнее задание.
Ход урока.
Преподаватель: Добрый день. Сегодня у нас урок не много не обычный. К нам ребята, пришли гости, это ваши преподаватели по специальности. И мы должны показать нашим гостям, чему мы с вами научились за всё то время, что вы учитесь в музыкальной школе.
1. Преподаватель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах гамм
Распевка: пение гамм До мажор, Соль мажор в заданных ритмах, простукивание метра и ритма, устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.
Пение гаммы До мажор с аккомпанементом, в слух, про себя.
Преподаватель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
Пение гаммы, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре. Молодцы. Хорошо справились с заданием.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Едет паровоз».
Преподаватель: Ребята посмотрите внимательно на записанный на доске ритмические загадки. Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками, с ритмослогами. (Ученики поют с ритмослогами, отгадывают песни. Игра в ритмический ансамбль, часть учеников стучит метр, драя часть ритм, затем ученики меняются местами).
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме.
На сосне в лесу густом
Есть в дупле уютный дом.
Преподаватель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:
Преподаватель: Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме.
Например (Учитель поёт пример песенки)
Дети предлагают свои варианты.
Преподаватель: Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с рабочей тетрадью Калининой (стр.15 №18,19,20).
Преподаватель: Откроем рабочие тетради Калининой на стр.15 №18. Прочитайте внимательно задание. Определите размер в данных мелодиях. №19 Расставьте тактовые черты в мелодиях. №20 Вписать в пустые клеточки мужские и женские имена, подходящие для данных ритмов.
5. Пение с предварительным анализом и с дирижированием Б. Калмыков и Г. Фридкин. «Сольфеджио» 1 часть, 1 класс №16.
Преподаватель: № 16. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Преподаватель: Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые.
Преподаватель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, Теперь проговорим нотки ритмослогами вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь определим тональность (тональность До мажор. Определяем по знаком после скрипичного ключа, по звукам первого такта и по последней ноте в номере). Рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Как двигается мелодия вверх, или вниз, поступенно по звукам гаммы или скачкообразно. (Ответы детей). Молодцы.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №11 Запись ритма с предварительным анализом: а). Определить размер, б). Определить ритм, в). Спеть ритм с тактированием ритмослогами, г). Выложить ритм карточками, д). Запись в тетради ритма, разделить на такты.
Преподаватель: Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Преподаватель: Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Преподаватель: Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где? (Ответы детей)
Учитель играет диктант. Давайте выложим длительности диктанта карточками.
Преподаватель: Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Выкладывают диктант до конца).
Преподаватель: Что у кого получилось? Давайте запишем ритм в тетради, расставим тактовые черты. Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает ритм на доске, расставляя тактовые черты.).
Преподаватель: Теперь давайте проверим. (Попевают мелодию ритмослогами и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием. Молодцы.
7. Движение под музыку, простукивание ритма, метра группами.
Преподаватель: А теперь немного подвигаемся. Давайте встанем в хоровод. Звучит «Финская поля». Под музыку прыжки по кругу, встать простучать метр, ритм, покружиться (Дети выполняют задания под музыку)
Преподаватель: Очень хорошо. Вы хорошо сегодня поработали. Повторили пройденные длительности, научились их записывать в различных ритмических группах. А сейчас я поставлю вам оценки за урок. И запишем домашнее задание.
8. Оценки за урок. Домашнее задание: Рабочая тетрадь Калининой стр.15 №21, стр16 №22. Записать ритм стиха в размере 2/4 и сочинить мелодию используя движение по гамме Соль мажор.
Выйди, выйди солнышко,
Мы посеем зёрнышко.
Преподаватель: Наш урок закончен. (Учитель поёт «До свидания», дети отвечают, поют «До свидания»)
Методический материал:
Г.Ф.Калинина «Рабочая тетрадь по сольфеджио». Москва 2012 г.
Б. Калмыков и Г. Фридкин «Сольфеджио» I часть одноголосие Москава 2004 г.
Ж. Металлиди и А. Перцовская «Музыкальные диктанты для ДМШ» Москва 1980.
Г. Калинина «Занимательные музыкальные диктанты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2011.
И.Борисенко «Развивающие задания для учащихся начальных классов» Тверь 2012.
6.Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» 1 часть Москва 1998г.