СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по сольфеджио " Развитие чувства ритма "

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по сольфеджио для учащихся 1 класса " Развитие чквства ритма"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по сольфеджио " Развитие чувства ритма "»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сонковская музыкальная школа»

















Открытый урок по сольфеджио

1 класс

«Развитие чувства ритма»

12.12.2016 г.











Урок подготовила

Преподаватель теоретических дисциплин

Галактионова М.А

2016



Цель 

Образовательная:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.

Развивающая:

1. Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.

2. Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через инновационные формы работы на уроке.

3. Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

4. Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

5. Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».


Воспитательная:

1. Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.

2. Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных образов.

3. Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.

4. Формировать в детях коммуникативные качества.

Задачи: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.


Тип урока: Текущий урок. Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактические материалы: Ритмические карточки, клавиатура.

Оборудование: Ноутбук, доска, парты, стулья, фортепиано.

Технологии: технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающие технологии.

Методы обучения: Практический, наглядный, словесный.







План урока:

1. Распевка: пение гаммы в разных ритмах, устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые

2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».

3. Записать ритм стиха в размере 2/4 и сочинить мелодию, используя движение по гамме До мажор.

На сосне в лесу густом

Есть в дупле уютный дом.

4. Работа с рабочей тетрадью Калининой (стр15 №18,19,20)

5. Пение номеров с предварительным анализом, сольфеджированием, разбором ритма, простукивание ритма, метра, работа с ритмослогами и с дирижированием. Б. Калмыков и Г. Фридкин. «Сольфеджио» 1 часть, 1 класс №16.

6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №11.

7. Движение под музыку, прохлопать метр, ритм (Финская полка)

8. Домашнее задание.


Ход урока.

Преподаватель: Добрый день. Сегодня у нас урок не много не обычный. К нам ребята, пришли гости, это ваши преподаватели по специальности. И мы должны показать нашим гостям, чему мы с вами научились за всё то время, что вы учитесь в музыкальной школе.


1. Преподаватель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах гамм

Распевка: пение гамм До мажор, Соль мажор в заданных ритмах, простукивание метра и ритма, устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Пение гаммы До мажор с аккомпанементом, в слух, про себя.

Преподаватель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?

Пение гаммы, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре. Молодцы. Хорошо справились с заданием.

2. Ритмические загадки.

Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Едет паровоз».

Преподаватель: Ребята посмотрите внимательно на записанный на доске ритмические загадки. Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками, с ритмослогами. (Ученики поют с ритмослогами, отгадывают песни. Игра в ритмический ансамбль, часть учеников стучит метр, драя часть ритм, затем ученики меняются местами).

3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме.

На сосне в лесу густом

Есть в дупле уютный дом.

Преподаватель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.

Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.

Давайте запишем.

Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:


Преподаватель: Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме.

Например (Учитель поёт пример песенки)


Дети предлагают свои варианты.

Преподаватель: Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.

А теперь споем получившуюся песенку.

4. Работа с рабочей тетрадью Калининой (стр.15 №18,19,20).

Преподаватель: Откроем рабочие тетради Калининой на стр.15 №18. Прочитайте внимательно задание. Определите размер в данных мелодиях. №19 Расставьте тактовые черты в мелодиях. №20 Вписать в пустые клеточки мужские и женские имена, подходящие для данных ритмов.


5. Пение с предварительным анализом и с дирижированием Б. Калмыков и Г. Фридкин. «Сольфеджио» 1 часть, 1 класс №16.

Преподаватель: № 16. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.

Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.

Дети: 2/4.

Преподаватель: Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?

Дети: четверти, восьмые.

Преподаватель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.

Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, Теперь проговорим нотки ритмослогами вместе с дирижированием.

Хорошо. Теперь определим тональность (тональность До мажор. Определяем по знаком после скрипичного ключа, по звукам первого такта и по последней ноте в номере). Рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?

Как двигается мелодия вверх, или вниз, поступенно по звукам гаммы или скачкообразно. (Ответы детей). Молодцы.

6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №11 Запись ритма с предварительным анализом: а). Определить размер, б). Определить ритм, в). Спеть ритм с тактированием ритмослогами, г). Выложить ритм карточками, д). Запись в тетради ритма, разделить на такты.

Преподаватель: Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.

(Проигрываю два раза).

Преподаватель: Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.

(Прохлопывают).

Преподаватель: Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?

Если да, то где? (Ответы детей)

Учитель играет диктант. Давайте выложим длительности диктанта карточками.

Преподаватель: Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.

(Выкладывают диктант до конца).

Преподаватель: Что у кого получилось? Давайте запишем ритм в тетради, расставим тактовые черты. Говорите, что мне писать.

(Учитель записывает ритм на доске, расставляя тактовые черты.).

Преподаватель: Теперь давайте проверим. (Попевают мелодию ритмослогами и хлопают).

Теперь споем мелодию с дирижированием. Молодцы.

7. Движение под музыку, простукивание ритма, метра группами.

Преподаватель: А теперь немного подвигаемся. Давайте встанем в хоровод. Звучит «Финская поля». Под музыку прыжки по кругу, встать простучать метр, ритм, покружиться (Дети выполняют задания под музыку)

Преподаватель: Очень хорошо. Вы хорошо сегодня поработали. Повторили пройденные длительности, научились их записывать в различных ритмических группах. А сейчас я поставлю вам оценки за урок. И запишем домашнее задание.

8. Оценки за урок. Домашнее задание: Рабочая тетрадь Калининой стр.15 №21, стр16 №22. Записать ритм стиха в размере 2/4 и сочинить мелодию используя движение по гамме Соль мажор.

Выйди, выйди солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Преподаватель: Наш урок закончен. (Учитель поёт «До свидания», дети отвечают, поют «До свидания»)


Методический материал:

  1. Г.Ф.Калинина «Рабочая тетрадь по сольфеджио». Москва 2012 г.

  2. Б. Калмыков и Г. Фридкин «Сольфеджио» I часть одноголосие Москава 2004 г.

  3. Ж. Металлиди и А. Перцовская «Музыкальные диктанты для ДМШ» Москва 1980.

  4. Г. Калинина «Занимательные музыкальные диктанты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ Москва 2011.

  5. И.Борисенко «Развивающие задания для учащихся начальных классов» Тверь 2012.

6.Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» 1 часть Москва 1998г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!