2.Актуализация знаний. Чистописание Бб ( На доске карточка по чистописанию) Вспомним, как надо писать букву, стрелочки вам напомнят, руку на локоток и прописываем в воздухе. Напишите целую строчку. А теперь внимание – загадка. Клейкие листочки, Зелёные почки, С белой корой Стоит под горой. Какая в этом слове орфограмма? А как сказать о ней уменьшительно- ласкательно? Что вы знаете об этом дереве? ( Мнения детей.) С давних времён люди любили и почитали русскую берёзку, слагали о ней песни. Давайте послушаем песню о берёзоньке, посмотрим , как в старину водили хороводы, какие носили одежды. (Прослушивание песни и просмотр фильма.) А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать в группах, повернитесь друг к другу- 4 группы. Составьте предложение о берёзке. Прочитаем предложения- 1 группа, 2,3,4. А теперь работаем в парах. У вас на партах есть конверт, откройте его, посмотрите, какое интересное задание прислала вам берёзка. Это предложение необходимо восстановить, прочитать, сделать полный синтаксический разбор устно. Нарядилась, в, красивый, берёзо (н’)ка сарафа( н’) чик. ( Задание в конверте для парной работы). 3.Постановка учебной цели. Посмотрите на подлежащее, произнесите его, как напишите слово? Почему? Во что нарядилась берёзонька? Произнесите это слово - друг другу. ( Работа в парах.) 4. Исследовательская работа в творческих группах. Давайте попробуем исследовать это слово. Какой звук слышится перед мягким согласным шипящим звуком (ч’)? Твёрдый или мягкий? Обратите внимание и в слове «берёзонька», и в слове «сарафанчик» есть мягкий согласный звук (н’) В слове «берёзонька» пишется мягкий знак, вы это доказали. А нужен ли он в слове « сарафанчик» ? (Мнения). Есть ли в слове знакомая орфограмма? Вот она – проблема, которую надо решить. Что же делать? Где узнать истину? Какие источники информации вам помогут? Обобщим сбор информации. Нужен ли ь в записи слова ««сарафанчик»? НЧ – это буквосочетание - орфограмма, пишется без ь, написание нужно запомнить так же, как и чк,чн,чт. Запишите предложение и подчеркните главные члены. И не забудьте подчеркнуть новую орфограмму. Вы молодцы! Переведём дух и отдохнём. Физминутка. Итак, какие новые буквосочетания для себя вы узнали на уроке? А какие ещё буквосочетания нужно запомнить вы узнаете, выполнив упражнения в учебнике. Стр. 4,5 №2 ,3. Самостоятельно выпишите слова с сочетанием ЩН из 2 упр. и из 3 упр. любые 3 слова. Подчеркните сочетания - щн, нч. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, карандашом исправьте, а я потом посмотрю при проверке тетрадей. Какие слова с ЩН выписали? Прочитайте .Подчеркните новое сочетание - ЩН . Как будете писать ЩН ? Ребята, сделайте вывод - какие новые буквосочетания нужно запомнить? Молодцы! Вы решили проблему. А теперь прочитаем правило в учебнике. Страница 5 . Физминутка. Гимнастика для глаз. | Прописывают в воздухе. Берёза. Безударная гласная, непроверяемая ударением. Берёзонька. Символ Родины. Можно ей рассказать о своих удачах и неудачах, прижавшись к ней. Работа в группах по 4 человека. ( Составление предложения о берёзке.) Белая берёзка принакрылась снегом. Красивая берёзонька выросла в поле и др. Нарядилась берёззо ( н’)ка в красивый сарафа( н’) чик. Повествовательное, невосклицательное, подлежащее – берёзонька, сказуемое - нарядилась. Это главные члены предложения, остальные слова – второстепенные. С ь. Ь - показатель мягкости согласного звука. Это орфограмма, мы её уже изучили. В сарафанчик. Мягкий согласный звук ( н ’) Нет. Знаем только чн, а здесь - НЧ. Посмотреть в Интернете. Посмотреть в словаре. В учебнике. Спросить у взрослых, учителя. Ученик спрашивает у гостей. Смотрят в словаре учебника, в орфографическом словаре. Нет. Это буквосочетание – опасное место в слове. Буквосочетание НЧ пишется без ь. Помощник, хищник, мощный. Пончик, блинчик, птенчик. Помощник, мощный, хищник. Без ь. Буквосочетания - НЧ, ЩН пиши без ь. Буквосочетания чк, чн, чт, нч,щн- это орфограммы. Они пишутся без ь: точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина. | Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для выполнения задания. УУД: познавательные (общеучебные - выделение необходимой информации), логические ( построение цепочки рассуждений, доказательство); личностные ( принимать ценности - природа, Родина) коммуникативные (оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в совместном решении задачи) Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания, организовать уточнение и согласование темы урока УУД: познавательные (постановка и формулирование проблемы) регулятивные (целеполагание, планирование) логические ( анализ, обобщение) Цель: организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи УУД: познавательные ( общеучебные извлечение необходимой информации из выполненных заданий; логическое построение цепочки рассуждений) коммуникативные ( планирование сотрудничества с учителем, умение наблюдать и делать свои выводы, умение выражать свои мысли) регулятивные (определять план выполнения заданий) |