Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему "Разносклоняемые имена существительные"
Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными.
Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных, формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе, развивать творческую инициативу.
Ход урока
Орг момент. Слайд 1. Приветствие.
- Сядет тот, кто определит падеж существительного в словосочетании, которое я назову:
Идем по улице (Д.П.), приедем на трамвае (П.П.),
идти через рожь (В.П.), постареть от времени (Р.П.),
находиться в вестибюле (П.П.), стоять у знамени (Р.П.),
отвечать по истории (Д.П.), интересоваться картиной (Т.П.),
видеть сухой камыш (В.П.), побывать в планетарии (П.П.), остановиться перед опасностью (Т.П.), жить в доме (П.П.), освободиться от бремени (Р.П.), налить в стакан (В.П.), участвовать в экспедиции (П.П.)
- Запишите число. Классная работа.
2. Расследование 1. Повторение изученного. Актуализация прежних знаний.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.
- Чем занимаются в детективных агентствах? (Проводят расследования)
- Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.
Конверт № 1.
- Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Давайте посмотрим, что находится в конвертах? В конверте №1 карточки с номерами и задания к ним. Это зашифрованное письмо. (Карточки вывешиваются на доску. На обратной стороне карточек написано “Разн о склон яем ые су щест ви тель ные”)
- Чтобы расшифровать это письмо, нужно вспомнить известные вам сведения. Продолжите предложение: Слайд 2.
1. Морфология – это...
2. Существительное – это...
3. Существительные изменяются ....
4. Имена собственные – это..
5. Одушевлённые существительные – это...
6. Сколько склонений у существительных?
7. Какие существительные относятся к 1 склонению?
8. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
9. Какие существительные относятся к 3 склонению?
10. Какую роль выполняют существительные в предложении?
(На доске постепенно открывается запись “Разносклоняемые существительные”)
- Молодцы первое письмо вы расшифровали. Запишите: Разносклоняемые существительные.
- Как вы думаете, какие существительные называются разносклоняемыми?
- Прочитайте внимательно название существительных, выделите в нем корни, определите от каких слов образовано это название. (По-разному склоняются)
- Чтобы узнать о каких существительных идет речь, проведем расследование №2.
3. Расследование 2. Знакомство с новым материалом.
- В конверте 2 пять букв и три задания. (Вывешивается на доске полоска с буквами: ЗВПВИ)
- Снова зашифрованное послание. И к ним задания.
Задание 1. Слайд 3.
- Определите склонения слов написанных на слайде:
Плач, знамя, мышь, время, родина, племя, горе, вымя, верность, имя, Ваня
- У всех ли слов удалось определить склонение? Почему? Какая особенность в этих словах? (Эти существительные оканчиваются на -мя и имеют средний род)
- Выпишите эти слова в столбик. Проверьте написанное. Слайд 4.
Знамя
Время
Племя
Вымя
Имя
- Чем похожи эти слова? Какой вывод можно сделать? (Существительные оканчивающиеся на -МЯ и имеющие средний род называются разносклоняемыми).
Задание 2.
- Докажите, что эти существительные склоняются по-разному.
Просклоняйте по падежам слово “горе” и слово “знамя”. Слайд 5.
развернуть таблицу
И.П | горе | знамя |
Р.П. | горя | знамени |
Д.П. | горю | знамени |
В.П | горе | знамя |
Т.П | горем | знаменем |
П.П | горе | знамени |
развернуть таблицу
- Что вы заметили в окончаниях существительных? Какой вывод можно сделать? (Окончания в существительном “знамя” в Р.П. Д.П. П.П. имеет окончание 3-го склонения - И, а в Т.П. окончание 2-го склонения -ЕМ)
- Можно ли его назвать разносклоняемым? (Да)
Задание 3. Слайд 6.
- Поставьте выписанные слова в Р.П., Д.П. или П.П.
- Проверим. Слайд 7.
- Чем еще отличаются эти слова? (Добавляется суффикс -ЕН).
- Итак, какие существительные называются разносклоняемыми? (Дети обобщают выводы)
- Что же обозначают буквы, присланные нам в конверте? Догадались? (Это пять разносклоняемых существительных: знамя, время, племя, вымя, имя)
- Молодцы. Вы с успехом провели расследование 2.
4. Расследование 3. Словарная работа.
- Посмотрите, в конверте № 3 еще шесть букв: СПСТБП, и задания к ним.
Задание № 1. Слайд 8-10. Подберите к словам на слайде синонимы, заканчивающиеся на -МЯ.
- Итак, какие слова у вас получились? Догадались, что обозначают буквы, присланные в конверте? Слайд 11.
семя,
пламя,
стремя,
темя,
бремя и
путь (м.р)
- Просклоняйте устно эти слова. Слайд 12.
- Какой вывод мы можем сделать, сколько же всего разносклоняемых существительных? (Разносклоняемых существительных всего 10, и к ним также относится слово “путь”).
5. Физминутка. Песенка про 10 разносклоняемых существительных из радио урока “Веселая грамматика”. Слайд 13. (Отрывок на 4.29 минуте)
развернуть таблицу
В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя? Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. | Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя. Над тем, как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков. Чтоб она получилась полезней Мы включили в нее десять слов. Есть в этой песне имя, семя, племя, пламя, В нее вошли и вымя, стремя, темя, знамя. А для того, чтоб облегчить учебы бремя Вы повторяйте эту песенку все время. |
развернуть таблицу
6. Расследование 4. Закрепление.
- И последнее расследование в Конверте №4.
Задание 1. Слайд 14.
- Спишите словосочетания. Поставьте разносклоняемые существительные в нужную форму.
Занимать много (время) (р.п),
в (пламя) (п.п) костра,
масло в (семя) (п.п),
нога в (стремя) (п.п),
звать по (имя) (д.п),
подъём (знамя) (р.п),
согнуться под тяжелым (бремя) (т.п.),
история о (племя) (п.п.).
Задание 2. Слайд 15.
- Расположите фразеологизмы со словом “время” в соответствии с их значением:
развернуть таблицу
До поры до времени | (очень мало) |
Тянуть время | (дело, зависящее от обстоятельств) |
Времени в обрез | (ничто не вечно, кроме пирамид) |
Вопрос времени | (до определенного срока) |
Всё боится времени, но время боится пирамид | (медлить) |
развернуть таблицу
Задание 3. Слайд 16.
- Составьте пословицу из данных строк. Запишите.
- Молодцы. Проверим. Слайд 17.
Никто не может заменить вас самих на пути к знанию.
7. Итог урока. Слайд 18.
- О каких существительных вы уЗнали на уроке? (О разносклоняемых существительных)
- Какие Умения приобрели? (Научились склонять разносклоняемые существительные)
- Чему еще Научились? (Научились употреблять разносклоняемые существительные в предложении)
- Сегодня хорошо проводили расследование...
8. Домашнее задание. Слайд 19
с. 138 Орфограмма № 31, упражнение № 259.
Конверт № 1
«РАЗН О
СКЛОН
ЯЕМ ЫЕ
СУ ЩЕСТ
ВИ ТЕЛЬ
НЫЕ»