СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. " Шутя о глаголе... (Некоторые особенности употребления глаголов в речи)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На уроке рассматриваются некоторые особенности употреблеия глаголов в речи: как глаголы-синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, глаголы, употребляющиеся в прямом и переносном значении, используются в литературно- художественных текстах как средство выразительности речи

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 6 классе. " Шутя о глаголе... (Некоторые особенности употребления глаголов в речи)"»

Муниципальное бюджетное учреждения « Лицей № 37» городского округа Тольятти Самарской области











Тема урока русского языка в 6 классе:

« Шутя о глаголе…(Некоторые особенности употребления глаголов в речи)»

( первый из двух)











Учитель русского языка и литературы

Лукьянова Елена Владимировна













Тольятти, 2017



Тема урока: « Шутя о глаголе…(Некоторые особенности употребления глаголов в речи)»

Тип урока: урок-праздник знаний

Цели урока:

Обучающие

  1. Повторить изученное о глаголе (из разделов « Морфология», « Лексика», «Фразеология»

  2. Рассмотреть некоторые особенности употребления глаголов в речи: как глаголы-синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, глаголы, употребляющиеся в прямом и переносном значении, используются в литературно-художественных текстах как средство выразительности речи

  3. Проследить уместность употребления глаголов в разных стилях речи

  4. Провести орфографический анализ слов с учётом знаний омонимичных явлений

Воспитательные

  1. Воспитывать культуру речи - культуру устного ответа

  2. Вдумчиво обращаться с языковыми явлениями русского языка

Развивающие

1.Проверить умение обучающихся пользоваться словарями и другой справочной литературой

2. Повышать общую языковую культуру

Оборудование: словари, творческие работы учащихся, газеты, выполненные обучающимися; раздаточный материал ( листы с отпечатанными текстами)

Продолжительность урока: 40 минут

Ход урока:

  1. Зачитывается эпиграф к уроку.

Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово.

( Н.В.Гоголь)

II.Формулирование проблемного вопроса. Повторение изученного теоретического материала по теме « Глагол»

Учитель: как только человек заговорит, его речь раскрывает сразу все секреты: грамотен ли он, насколько культурен и воспитан, как хорошо образован, умён или глуп. Сегодня мы поговорим о некоторых особенностях употребления глагола в речи и постараемся сделать это занимательно, непринуждённо, «шутя»…

Учитель: Хорошо ли вам понятен предмет разговора, то есть умеете ли вы «видеть», «узнавать» глагол в ряду самостоятельных частей речи?

Послушаем загадку: (ученик читает заранее подготовленную загадку)

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

- Конечно, вы догадались, какое слово считает себя «главным»?

Как вы отличаете глагол от других частей речи?(Обозначает действие и отвечает на вопросы : что делать? что сделать?)

- Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола

  • Бывают совершенного и несовершенного вида

  • Имеют возвратность - невозвратность, переходность-непереходность.

  • Изменяются по наклонениям

  • Изменяются по временам; в прошедшем времени – по числам и родам, в настоящем и будущем - по лицам и числам

- Замечательно, теоретическая основа для дальнейшего разговора создана, а как с практикой?

- Послушайте четверостишие Соловьевой ( это текст в ваших листах под № 1):

День догорел, в изнеможденьи

Вздыхая, ветер пролетел.
Пролепетал ещё мгновенье-

И задремал, и онемел…

Задание: благодаря каким словам поэт нарисовал вечерний пейзаж (в данном тексте найдите слова, «загадавшие» о себе загадку. Почему картина получилась яркой и образной ( глаголы в переносном значении).У одного из них определите грамматическое значение (ГЗ), оформите запись в тетради, предварительно записав сегодняшнее число.

ГЗ: догорел – глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный; употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе прошедшего времени мужского рода. В предложении является сказуемым.

III. Работа по теме урока «Употребление глаголов в речи»

  1. Частотность глаголов в речи.

Хвастливое заявление глагола о том, что его «удел- в речи быть одним из главных слов, зародило во мне некоторые сомнения…Так ли это, согласны ли вы с глаголом?

Послушайте рассказ Лилии Чесноковой « Один день» (он прозвучит в исполнении ученицы ФИО) - Прослушайте текст.

Рассказ Л. Чесноковой « Один день»

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натягиваю, сплю…Будит, сердится:» Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…Жду, жду- не идёт. Бегу, бегу, бегу…Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал- забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегу, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаём, раскладываем. Сосредотачиваемся, решаю, не могу решить, сижу, оглядываюсь, заглядываю: « Дай списать!» Списываю, ошибаюсь, перечёркиваю. Не успел решить, не успел списать. Звенит! Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, машем, кричим.

Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, решил, начал писать… Кричат, бегают… « Забил!.. Промазал!..» Бросаю писать. Бегу ,кричу, забиваю… Упал ,зацепился, порвал…Идут, кончили работать, зовут…Вспоминаю- вспомнил, не написал, не вспомнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пою, моюсь, иду спать, завёртываюсь, натягиваю, засыпаю…

- В тексте 127 слов, не считая частицы не, и все - глаголы. состоит из одних глаголов.

-Понятно ли вам, о чём идёт речь в прослушанном вами рассказе? Какое событие легло в основу? Какова особенность текста, построенного лишь из одних глаголов?

( В тексте показан один день нерадивого ученика: его нежелание идти в школу, просыпаясь по настойчивому сигналу будильника; его негативное отношение к школе, где единственная «радость»– быстротечная перемена; затем показан «праздник души» ученика- время после школы, но до прихода родителей; грозное завершение дня- сладкое засыпание после «трудового» дня.)

( Текст, построенный лишь из одних глаголов, понятен слушателю и читателю, он лаконичен, выразителен).

2. Многозначность глаголов. Переносное значение глаголов.

- Душу мрамора знает скульптор, мир красок и линий приводит в восторг живописца, музыкант посвящён в тайны звуков, поэтому они способны создавать чудеса из камня, цвета, звука. Писатели же и поэты - мастера языка: они чудеса создают из человеческих слов, которые доступны всем людям, но не все люди искусно владеют этими словами. Константин Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Попробуем и мы сегодня «чудеса» сотворить при помощи замечательной части речи - при помощи глагола!

На экране проектора показаны словарные статьи многозначного глагола «идти» (26 лексических значений)

Слово идти согласно толковому словарю Ожегова имеет 26 лексических значений. Основное же, собственное, прямое значение, таково: « Двигаться, переступать ногами». Например: идти пешком домой. Лошадь идёт шагом.)

- Разве не чудесно?! Какой простор для фантазии, воображения в языке!

- Задание классу: попробуйте пофантазировать, составить и записать предложения с многозначным глаголом «идти», используя различные его значения. Объясните, какое лексическое значение вы используете в своих предложениях. Например: Я иду гулять.( направляться куда-нибудь) или Иду к намеченной цели. ( Следовать в каком-либо направлении для достижения чего-либо).

- Слова, в частности глаголы, могут иметь и переносное (вторичное) значение.

Ученик выразительно читает шутку « Зачем спешить?» (текст на слайде ):

Идёт сильный дождь. По улице идёт медленно человек. Прохожий его спрашивает:

- Почему Вы так медленно идёте под дождём?

- А зачем спешить?- отвечает он, - впереди идёт такой же сильный дождь.

Задание: определите, когда глагол идти употреблён в прямом значении, когда в переносном?

( Идёт человек- глагол идти употреблён в прямом значении «двигаться, переступать ногами». Идёт дождь- идти употреблён в переносном значении «об осадках: падать. Идёт дождь»)

- О некоторых особенностях употребления глаголов в речи уже можно сказать?

Вывод: глаголы могут быть однозначными и многозначными, могут употребляться как в прямом, так и в переносном лексическом значении.

3. Синонимия глаголов.

- Одно из удивительных явлений русского языка- это то, что одно и то же явление, предмет, действие можно назвать различными словами; для обозначения одного и того же действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по написанию. Как называются такие слова?

- Конечно, синонимы. Глаголы - синонимы используются в стихотворной и прозаической речи для выразительности языка.

- Ребята, вам было предложено дома подобрать отрывки художественных текстов, где использованы глаголы – синонимы к слову « бояться». ( Ученики зачитывают, анализируют подготовленные дома отрывки текстов)

  • Результат исследовательской работысообщение ученицы ФИО.

( Предложено было выяснить, чем различаются глаголы- синонимы в текстах)

А) Мать-то вас от меня защищает…Всё дрожит, всё боится, как бы я словом- то не ушиб вас.( М.Горький)

Б) – Не робейте – наш баркас всегда нас вывозил…Не будем дрейфить - не пропадём.

( Никандров)

В) Вам бы с доктором посоветоваться не мешало. Я за него серьёзно опасаться начинаю. (А.Островский)

Г) Эй, витязь, шею сломишь даром;

Не трусь, наездник, и меня

Порадуй хоть одним ударом. ( А.Пушкин)

- Укажите в ваших подборках стилистически нейтральный глагол?

Глаголы- синонимы ( дрожать ,бояться, дрейфить, опасаться, трусить) различаются оттенками лексического значения., принадлежностью к различным стилям речи.

-Какие глаголы употребляются преимущественно в разговорном стиле? Так, например, « дрейфить» - стилистически окрашенное слово, то есть может употребляться преимущественно в разговорном стиле речи.

- Другие глаголы - синонимы-стилистически нейтральны: их уместно употреблять в различных стилях речи( как в разговорных, так и книжных стилях речи), но они отличаются оттенками лексического значения.

4. Глаголы- антонимы

- « Богатство языка- богатство мыслей» - гласит народная мудрость. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок. Пословицы не мыслят себя без глаголов.

Например, глаголы- антонимы широко представлены в пословицах, построенных на противопоставлении.

- Напомните, что такое антонимы?

- Вспомните пословицы с глаголами - антонимами.

  • Правой рукой строит, а левой разрушает

  • Любишь брать, люби и отдавать

  • Глупый осудит, умный рассудит

- Будут ли антонимами глаголы в следующей пословице: « Сделал дело, гуляй смело»?

( Да, это антонимы, но не словарные, а контекстуальные, то есть такие, которые вступают в синонимические отношения в определённых языковых ситуациях

( контекстах)

5. Употребление глаголов во фразеологизмах

- Жемчужинами русского языка называют фразеологизмы. Вы получили задания по рядам подобрать фразеологические обороты (можно было использовать словарь фразеологизмов), начинающиеся глаголами «дать», «идти», «держать», и раскрыть лексическое значение фразеологизмов. ( Каждому ряду предлагался один глагол). Игра « Кто больше?»

  • ДАТЬ

Дать голову на отсечение (ручаться за что-то)

Дать жизни (бранить)

Дать задний ход (отступать от прежних поступков, убеждений)

Дать по шапке (ударить)

Дать жару (ругать)

Дать маху (ошибаться)

Дать осечку (ошибаться)

Дать по рукам (пресекать действия)

  • ИДТИ

Идти в гору (добиваться высокого положения)

Идти в ногу (с кем-нибудь с чем-нибудь согласованно)

Идти своей дорогой (действовать независимо)

Идти вразрез (вступать в противоречия)

Идти ко дну (терпеть одну неудачу за другой)

  • ДЕРЖАТЬ

Держать камень за пазухой (таить злобу)

Держать себя в руках (не терять выдержки)

Держать ухо востро (вести себя осторожно)

Держать нос по ветру (подлаживаться к кому-либо)

Держать на привязи (не давать воли)

Держать хвост пистолетом (не терять выдержки)

Держать ушки на макушке (проявлять крайнюю осторожность)

Держать язык за зубами (молчать, когда нужно)

- Об одном из фразеологизмов, начинающимся словом «держать», я хотела бы рассказать. «Держать порох сухим»– знаете такой фразеологический оборот? Послушайте: ( картинка на слайде)

Это выражение приписывают видному деятелю английской буржуазной революции XVII века Оливеру Кромвелю, якобы обратившемуся к свои войскам со словами:

« Уповайте на Бога, но порох держите сухим!»

- В текстах какого стиля речи можно встретиться с этим выражением? ( В текстах книжного стиля)

6. Глаголы- омонимы

  • Ученик читает наизусть отрывок из шуточного стихотворения Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие зачинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу- далеки.

- О каких словах- молодцах идёт речь в стихотворении?

- Напомните, омонимы - это слова…

  • Запишем четверостишье:

Он купил ириску,

Решил её не есть.

Но как не есть ириску,

Когда ириска есть.

Задание: найдите омонимы, объясните их лексическое значение (для объяснения значения можно использовать глаголы - синонимы).

Есть1кого - что. Принимать в пищу, употреблять. Ел с удовольствием.

Есть 2 – существует, имеется. Есть надежда.

  • Итог своей исследовательской работы представит ФИО…

Задание классу: ( слайд )

- На слайде представлены два предложения

1. Накрапывающий дождик заставил меня вернуться в палатку.

2. Всю комнату заставил мебелью.

- «Заставил» - многозначный глагол или это омонимы? Помним, что многозначное слово имеет общность в значении, а омонимы не имеют общности, поэтому значениях слов- омонимы записываются в разных словарных статьях.

В этих предложениях использован глагол - омоним «заставлять». В первом предложении он имеет значение «загородить, закрыть чем-нибудь поставленным», а во втором предложении- в значении « принудить кого-то что-то сделать».

О каламбурах

- Омонимы часто употребляются поэтами, писателями в качестве рифмующих слов для каламбуров. Каламбуры – это ещё одно чудо русского языка. Глагол и в них чувствует себя уверенно и уютно. А что такое «каламбур», расскажет нам ученица ФИО с сообщением.

Как утверждают словари, каламбур ( в переводе с французского языка «игра слов») состоит в комическом использовании 1) многозначности слова или 2) слов, сходных по звучанию, но разных по значению. Прочтём два текста –они записаны на доске:

  1. Я иду по ковру, ты идёшь, пока врёшь,- говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску,- он идёт, пока врёт…Трогай! Прощайте, пожалуйста! ( А.П. Чехов)

  2. Шёл дождь и два студента. Один в пальто, другой в университет.

Так, каламбур чеховского героя основан на явлении омонимии, то есть на совпадении звучания фигур речи: по ковру - пока вру. Начало фразы воспринимается слушающим и читающим (Чехов так пишет умышленно для создания комического эффекта) как ИДУ ПО КОВРУ, но своеобразное «спряжение» этой фразы обнаруживает языковую шутку- возможность переосмысления звучания- ИДУ, ПОКА ВРУ. В известном же каламбурt- ШЁЛ ДОЖДЬ И ДВА СТУДЕНТА- нарушаются правила использования многозначности слова ИДТИ. Слово «идти», как сегодня уже говорили, согласно словарю С.И. Ожегова имеет 26 значений. Когда речь идёт о студентах, имеется в виду первое значение – « двигаться, переступать ногами»; когда же речь идёт о дожде, имеется в виду 11-е значение – «падать ( об осадках)». Дождь не может переступать ногами, а студенты не могут выпадать в виде осадков, поэтому студенты и дождь не могут выступать в роли однородных подлежащих при сказуемом, выраженном глаголом «идти». При составлении данного предложения допущена ошибка, дающая комический эффект.

- Язык- это деятельность человека. С помощью языка человек не только обозначил предметы и явления, их отношения, но и выражает своё отношение к ним. Силой своего воображения и средствами языка он очеловечивает неодушевлённые предметы, создаёт величественные творения и причудливые образы, комиксы, каламбуры… Составление каламбуров требует не только большого воображения, фантазии, но и знания лексических явлений языка.

IV. Подведение итогов работы.

- Жаль ,что время на исходе.

Жаль, кончается урок!

Жаль мне с вами расставаться,

Но, увы, уже звонок…

- Спасибо за урок! За урок- праздник знаний, за урок- ликование, за урок- чудо!

- Мы не волшебники, мы только учимся, всё у нас с вами, друзья, впереди. Дальнейшее погружение в мир науки, в мир знаний обогатит вас; но некоторые тайны русского языка нами уже сегодня раскрыты, хотя основная работа над особенностями употребления глаголов в речи ещё впереди.

- Ваше активное участие на уроке - лучшая оценка всем нам.

V. Домашнее задание: составить каламбур, используя известные вам лексические явления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!