Урок
Тема: Профессия «Врач»
Грамматика:
Лексика - это все слова, входящие в состав того или иного языка.
Синоним (большой, огромный, громадный)
Антоним (черный - белый)
Предтекстовые задания.
Упражнение 1. Поупражняйтесь в произношении
звуков: [и], [ы], [д’], [ц], [э], ю’].
слогов: [жу], [мы], [ру], [се], [да], [ра], [не], [ша], [тэ], [ме], [тэ], [ко], [ры], [ча].
сочетаний звуков: [мб], [фр], [дл], [св], [шт], [др];
слов: родиться, влюбиться, подражать, заразиться, потому что, понятно, психиатр, акушер, шприц, француз, терпеливо, отец, объяснять.
словосочетаний: заразиться инфекцией, с любовью и благодарностью, объяснять понятно и терпеливо, никогда не жаловаться на здоровье, любить и уважать, его врач.
Упражнение 2. Выучите новые слова:
Врач, медсестра, больница, здоровье, лекарство, болезнь, ребенок, детский врач, помощь, наблюдение, рождение, осматривать, прослушивать, измерять, назначать, зрение, исправлять, совет, чистить.
Словарь.
Врач – vrach
медсестра - miyirbike,
больница – emlewxana
здоровье – den sawliq
лекарство – dari – darmaq
болезнь – awruw.
Зрение – koz nuri
исправлять - onlaw
совет – ma’sla’xat
помощь - jardem
наблюдение - kuzetuw
рождение - tuwiluw
осматривать - koruw
прослушивать - esituw
измерять –o’lshew
Ребенок – kishkantay bala
серьезное заболевание – кэуипли ауырыу
лечение проходило успешно –емлеу жаксы отти
детский врач – balalar shipakeri
назначает нужные лекарства – kerekli darilerdi tayin qiladi
исправляет прикус – ийети туурылау
Грамматический справочник.
Лексика- это все слова, входящие в состав того или иного языка.
Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
Слова- единицы речи, которые служат для обозначения предметов и явлений окружающего мира.
Синонимы- близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие: большой, великий, громадный; работа, должность, место.
Антонимы- слова, противоположные по своему значению: зима-лето, много - мало, закрыть-открыть.
Употребление синонимов и антонимов делает речь более выразительной.
Флаг был не просто большой- огромный.
Труд всегда даёт, а лень только берёт.
ПРОФЕССИЯ «ВРАЧ»
Людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники. А места, где они работают – медицинские учреждения. Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели. Имеются множество разновидностей врачей. Например:
1. Педиатр – это врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно.
2. ЛОР - этот врач лечит ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру. И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьёзное, тогда педиатр выдаёт направление к ЛОРу.
3. Окулист - это врач, который, лечит наши глазки, занимается болезнями, связанными со зрением. Он помогает подобрать очки или контактные линзы, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.
4. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы.
5. Медсестра – это главный помощник любого врача. Она помогает врачу, и порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Медсестра берёт анализы, ставит уколы, делает прививки, выдаёт справки и направления к другим врачам, заполняет больничные листы. Выполняет все распоряжения доктора.
Послетекстовые задания
Упражнение 3. Ответьте на вопросы.
1. Как называется врач, который лечит детей?
2. У какого врача можно проверить зрение?
3. Кто из врачей учит правильно чистить зубки?
4. К какому врачу нужно обратиться, если сильно заболели ушко, горлышко или носик.
5. Как называется медицинский работник, который выдаёт талоны к врачам?
6. Как называется медицинский работник, который берёт анализы, делает уколы и прививки?
Упражнение 4. Объясните, как вы понимаете следующее предложение.
Людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники.
Упражнения.
Упражнение 5. Прочитайте. Найдите антонимы. Объясните смысл пословиц.
Без болезни и здоровью не рад.
Без здоровья нет хорошей жизни.
Береженье — от болезней спасенье.
Врач больному — друг.
Врачу не веришь — болезнь не одолеешь.
В здоровом теле — здоровый дух.
Упражнение 6. Напишите 5-6 каракалпакских пословиц с антонимами. Переведите их на русский язык.
Упражнение 7. Составьте предложения с синонимами здоровый, сильный, умный, добрый, чистый, смелый.
Упражнение 8. Выпишите из текста синонимы к данным словам.
Больница, врач, пациент, лекарство, зрение, здоровье.
Упражнение 9. Найдите в тексте антонимы к данным словам.
Чёрный, здоровый, худой, низкий, слепой.
Упражнение 10. Игра «Новое слово путем перестановки букв»
Преподаватель объясняет, что из данного им слова можно образовать
другое с помощью перестановки букв или слогов, например из слова палка можно составить слово лапка. Изменять состав букв нельзя. В новом слове должно быть столько же букв, сколько в том, которое дано.
Группа делиться на две команды. Преподаватель пишет на доске слово. Тот, кто первым назовет новое слово, получает столько очков, сколько букв в слове. Новое слово он должен перевести. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Слова для игры:
Среда – адрес, влага – глава, камыш – мышка, тело – лето, сон – нос, автор – товар, роман – норма, лось – соль, слово – волос, сокол – колос, ракета – карета.
Упражнение 11. Ролевая игра.
Парахат: А ты был(а) когда-нибудь у врача?
Самат: был(а)
П: А как называются люди, которые посещают врача?
С: Пациент.
П: Ты помнишь, во что обычно одеваются врачи?
С: Они носят белые халаты и белую шапочку на голове.
П: А кто работает в поликлинике?
С: Врач, медсестра
П. А ты хотел(а) бы узнать, кто ещё работает в поликлинике?
С: Конечно.
Упражнение 12. Прочитайте и отгадайте загадки.
1. Я конфеток много ел Вот мой зуб и заболел Что мне делать? как мне быть? Надо зубик подлечить. Зубик мой мне очень дорог Помоги мне…… | |
| 2. Глазки наши сбережет Капельки для них найдет По глазам специалист Добрый доктор……… |
3. Заболело ушко, горлышко першит. Да еще вдобавок носик мой сопит «Что ж придется выписать укол?» Сказал мне грустно доктор …….. | |
| 4. Ставит банки и уколы Всем ученикам из школы. Очень добрая она В халате белом………….. |
Упражнение 13. Прочитайте стихотворение. О чем это стихотворение. Найдите в нём синонимы. Выучите стихотворение наизусть.
Профессия медицинский работник Не знает случайных людей. Она собирает ответственных, честных И преданных клятве своей. Храните верность избранной дороге, И пусть достанет мудрости и сил Жить счастливо, спокойно, без тревоги, И чтобы труд ваш только радость приносил |
Упражнение 14. Напишите сочинение на тему «На приеме у врача», употребляя синонимы и антонимы.
Опорные слова: Регистратура, бланк, рецепт, лекарство, аптека, белый халат.
Упражнение 15. Составьте сочинение на тему «Мой поход в поликлинику».
Упражнение 16. Прочитайте. Найдите антонимы и синонимы. Объясните смысл пословиц.
Без болезни и здоровью не рад. Без здоровья нет хорошей жизни. Береженье — от болезней спасенье. Врач больному — друг. Врачу не веришь — болезнь не одолеешь. В здоровом теле — здоровый дух. | |