СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку. Тема: "Отрицательные местоимения". Класс: 6 «В».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с отрицательными местоимениями, с их образованием и изменением,  выработать умения правильно употреблять отрицательные местоимения, различать приставки не- и ни-.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Тема: "Отрицательные местоимения". Класс: 6 «В».»

Открытый урок по русскому языку.

Тема: "Отрицательные местоимения".

Класс: 6 «В».

Урок подготовила и провела: Минаева Ольга Васильевна.


Цели урока: познакомить учащихся с отрицательными местоимениями, с их образованием и изменением, выработать умения правильно употреблять отрицательные местоимения, различать приставки не- и ни-.


Ход урока.


I. Орфографическая разминка.

Мы продолжаем работать по теме: «Местоимение». И я бы хотела начать урок с небольшой разминки. Вспомним правописание частицы не с существительными, глаголами, прилагательными. Когда эти части речи пишутся слитно, а когда раздельно с не-.


(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не) продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть (не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не) уклюжий медвежонок.


- Сделайте вывод о написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами. (Работа проверяется классом, вывод оформляется в виде таблицы).НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами

пишется слитно пишется раздельно

1. Слово без НЕ не употребляется. 1. Имеется противопоставление.

2. Сущ. или прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом. 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть.

3. С глаголами.

II. Изучение нового материала.


Мы не случайно начали урок с определения написания слов, употребленных с частицей не- и приставкой не, потому что тема нашего урока «Отрицательные местоимения».Сегодня мы познакомимся с отрицательными местоимениями, с тем, как они образованы, и будем учиться различать правописание не- и ни- у этого вида местоимений.


– Прочитайте местоимения и укажите к какому разряду они относятся?


Кто? Что? Какой? Чей?


  • Если к вопросительным местоимениям присоединить приставку ни , то они станут отрицательными.

  • Давайте проделаем такую работу.

  • Например, к местоимению кто (вопросительное) присоединяем приставку ни-. Получается отрицательное место­имение никто.

Ни+кто, ни+что, ни+какой, ни + чей,


  • К отрицательным местоимениям относятся два местоимения с приставкой не-.

Это местоимение некого и нечего.

Они не имеют формы имени­тельного падежа.

–– Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

–– Как вы думаете, от чего зависит написание приставки не и ни?

– В отрицательных мес­тоимениях приставка ни- всегда безударная, а на приставку не­ падает ударение. Также важно обратить внимание на то, что не-и ни- пишутся со словом слитно, но если ни- и не- отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно. Давайте это запишем в тетради:


некого – не у кого

никого – ни у кого

некем – не с кем

никем – ни с кем

нечем – не с чем

ничем – ни с чем


– Теперь обратимся к теоретическому материалу в учебнике.

Откройте учебник на стр. 170-172.

Давайте подтвердим или опровергнем наши рассуждения.

– Что нового вы узнали из статьи учебника?


III. Закрепление изученного материала

1.Работа с карточками.

На столах у вас лежат карточки со стихотворением Б. Заходера.

Задание. Прочитайте стихотворение вслух. Найдите в тексте отрица­тельные местоимения, выпишите их в тетрадь, объясните написание приставки не и ни. Определите их падеж.


Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живётся,

Нечего сказать! (Б. Заходер)

(Ничего – Р.п., нечего – р.п., не к чему – Д.п., не о чем – П.п., нечего – Р.п.)


2. Дифференцированные (разграниченные) задания.

1. Выполнение упр. 419 (индивидуально) (Дынгус Арт., Бабанов Д., Гламозда И.)


2.Выборочный диктант.

Задание: Выписать в две колонки отрицательные местоимения, в одну – с приставкой ни, в другую – с приставкой – не.


1) Пустые речи и слушать нечего. 2) Худо тому, кто не делает добра никому. 3) Говорит день до вечера, а слушать нечего. 4) Упрямого ничем не убедишь. 5) Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его. 6) Кому работа служит, тот ни о чем не тужит. 7) Худого человека ничем не уважишь. 8) Кто ни в чем не виноват, того и обвинять не в чем.


3. Графический диктант.

Задание. Прослушаете предложение, не записывая его, вы должны на слух определить в нём отрицательное местоимение. Если в отрицательном местоимении пишется приставка ни, то ставим +, если – не, то ставим - .


  1. Не толкай никого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

  2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  3. Родную мать никем не заменишь.

  4. Обидеть каждый может, а пожалеть – то некому.

  5. За напрасный труд никто спасибо не скажет.

  6. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

(Ответы: +, -, +, -, +, -.)


– А теперь давайте сделаем вывод, где употребляются чаще всего местоимения?

– Что такое пословица?

Пословица – краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.


4. Игра «Корректор».

Сейчас мы побудем редакторами и исправим ошибки.


Некаких причин для беспокойства не было, и мы несколько не волновались.

Некто не мог меня утешить, и я никоторое время не с кем не хотел видеться.

Некто не забыт, ничто не забыто.

Нечем нечего не сделаешь.


IV. Итог урока.

– C какими местоимениями мы познакомились на уроке?

– Что обозначают отрицательные местоимения?

– От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?

– С помощью чего образуются?

– Какую орфограмму мы сегодня изучили на уроке?


V. Домашнее задание: § 74, упр. 421.



Прочитайте стихотворение вслух. Найдите в тексте отрица­тельные местоимения, выпишите их в тетрадь, объясните написание приставки не и ни. Определите их падеж.


Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живётся,

Нечего сказать!

(Б. Заходер)



Прочитайте стихотворение вслух. Найдите в тексте отрица­тельные местоимения, выпишите их в тетрадь, объясните написание приставки не и ни. Определите их падеж.


Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живётся,

Нечего сказать!

(Б. Заходер)


Прочитайте стихотворение вслух. Найдите в тексте отрица­тельные местоимения, выпишите их в тетрадь, объясните написание приставки не и ни. Определите их падеж.


Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живётся,

Нечего сказать!

(Б. Заходер)


Прочитайте стихотворение вслух. Найдите в тексте отрица­тельные местоимения, выпишите их в тетрадь, объясните написание приставки не и ни. Определите их падеж.


Жил на свете Джонни,

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечего покушать,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть.

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живётся,

Нечего сказать!

(Б. Заходер)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!