СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку по теме: "Имя существительное" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка дети повторяют имя существительное. Распознают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, повторяют единственное и множественное число, определяют род существительных.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: "Имя существительное" 2 класс»

Тема: Имя существительное (обобщение) 2 класс

Учитель: Кленина Любовь Александровна КГУ «Кенаральская СШ»
Цель урока: актуализировать, закрепить и обобщить знания учащихся об именах существительных
Задачи:
1. Формирование знаний и умений распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, имена существительные мужского, женского и среднего рода, единственное и множественное число имён существительных;
2. Развивать процессы логического мышления, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти и речи детей, творческие способности;
3. Воспитывать у учащихся отношение делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, умение слушать);
Тип урока: обобщение знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация с заданиями, тетрадь, карточки с заданиями, наглядный материал, предметные картинки, дерево знаний (имя существительное), оценочный лист учащегося.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности.
Психологический настрой.
Пробуждение интереса:

Психологический настрой

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Чтобы наш урок начать,

Всем сначала нужно встать,

Подравняться, подтянуться

И друг другу улыбнуться.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.


- Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.


- Очень хочется, чтобы урок получился интересным,

познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

- Чтобы настроиться на работу и узнать тему нашего урока мы проведём разминку.


2.Разминка

«А что это у человека?» (Слайд 1)

- Продолжите предложения:

У птицы крыло – у человека... рука.

У зверя лапа – у человека ... нога.

У конфеты фантик – у человека ... одежда.

У льва пасть – у человека ... рот.

У машины мотор – у человека ...сердце.

У берёзы сок – у человека … кровь.

- Что вы сейчас называли? (слова)

- Чем похожи все эти слова? (это имена существительные) (Слайд 2)


- Ребята, назовите еще раз пропущенные слова.

- Что общего у этих слов?

- Докажите, что это имена существительные?

- предположите, о чем пойдет речь на уроке?

- Определите для себя цель урока.

(Закрепить и обобщить знания об имени существительном; учиться находить имена существительные).


Итак, тема нашего урока - имена существительные

Вывешивается на доску дерево, на котором написано (Имя существительное)

- Ребята, обратите внимание на дерево. Это наши знания по теме «Имя существительное». А дадут ли плоды ваши знания, мы с вами узнаем и определим в конце урока. В конце урока каждый ученик должен будет оценить себя на этом дереве.


3.Фронтальная работа. Работа по карточкам.

Итак, что такое имя существительное? (правило)

Учитель показывает картинку, а дети показывают карточки кто? или что?

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Урок будет проходить в виде соревнования. Первая группа будет называться кто? а вторая группа что? В каждой группе вы должны выбрать командира, помощника. Повторить правила работы в группах. За правильный ответ каждая команда будет получать очко фишку. К концу урока мы подсчитаем очки и назовём победителя.


4.ИГРА « КТО? или ЧТО?»

1 команда. Как, называют слова, которые отвечают на вопрос КТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)

2 команда. Как, называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными.)

Придумайте имена существительные

1 команда на вопрос кто? (одушевлённые)

2 команда на вопрос что? (неодушевлённые)

Защита проектов командирами каждой из команд.


5.Собственные и нарицательные имена существительные.

По своему значению имена существительные делятся на ….. (собственные и нарицательные) (правило дети рассказывают в группах)

Задание. Зачеркни лишние слова. Объясни свой выбор (Слайд 3)

Каждой группе даются слова, дети должны зачеркнуть первая команда имена существительные нарицательные, а вторая команда имена существительные собственные.


1 команда. Иванов, мальчик, Сидоров, книга, Караганда, улица, Балхаш, город Костанай, белка, учитель, Анна Ивановна.


2команда. Дом, стол, Ирина, стул, лиса, Казахстан, девочка, Ольга Петровна, петух, город, Караганда, озеро Балхаш.

Составьте два предложения со словами.


6.Изменение имён существительных по числам.

Как изменяются имена существительные? (правило в группах)

Игра «Найди существительное единственного и множественного числа»

На столе у учителя предметы. Дети должны выбрать существительные 1 команда – единственного числа, 2 команда – множественного числа. И наоборот, назовите предметы 1 команда во множественном числе, а вторая команда в единственном числе.


7.Изменение имён существительных по родам.

Работа в группах по карточкам (м.р., ж.р., ср.р.)

На какие рода делятся имена существительные?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

1 группа называет слова второй группе, а она должна показать правильную карточку мужского, женского или среднего рода, а потом наоборот.

Задание в группах

1 команда придумывает и записывает слова мужского рода, а 2 команда женского рода, за 2 минуты. Кто больше и правильнее.

Игра «Кто быстрее»

Каждой команде даются существительные, записанные на листочках, по команде они должны выбрать существительные среднего рода и назвать их.

Стол, сено, ребёнок, село, девочка, яблоко, книга, стул, солнце, учитель, парта, окно, ручка, пенал, лиса, море, перо, настроение, лиса, ветер, поле, петух, стена, ядро.

Составьте два предложения из двух любых слов.


8.Имена существительные с шипящей на конце слова.

Как пишутся имена существительные с шипящей на конце слова?

(дети рассказывают правило)

Разминка

- Подумайте, как сказать одним словом.

1)Приспособление, с помощью которого открывают замок, например в двери. (Ключ)

2)Часть суток от вечера до утра. (Ночь)

3)Маленький ребёнок? (Малыш)

4)Человек с высшим образованием, который лечит больных? (Врач)

5)Каменное сооружение для отопления помещений, приготовления пищи? (Печь)

6)Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ)


Задание в группах.

1команда. Найди и наклей слово с шипящим звуком на конце мужского рода.

2 команда. Найди и наклей слово женского рода с мягким знаком на конце слова.

Ландыш, рож, багаж, печ, товарищ, молодёж, кирпич, мыш, грач, вещ, калач, ноч.

9.Найди лишнее слово. Объясни (игра на логическое мышление) (Слайд 4)
1. Шапки, носки, сад, яблоки
2. Чистота, сапоги, малина, груша
3. Песок, камень, остров, село
4. Поле, стол, дерево, утро
5. Папа, трава, парта, книга
6. Рожь, мышь, меч, ночь

10. Тесты по теме " Имя существительное" (Слайд 5)

Каждой команде учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов, а дети отвечают.

1. Имя существительное обозначает

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет

Ключ: в

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

Ключ: б

3. К именам существительным относятся:

а) конфета, слон

б) весёлый, домашняя

в) скачет, поёт

Ключ: а

4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

а) что?

б) кто?

в) что делает?

Ключ: б

5. К неодушевлённым именам существительным относятся:

а) собака, девочка

б) корова, стул

в) пенал, школа

Ключ: в

6. Имена существительные единственного числа:

а) дятел, заяц

б) дятлы, зайцы

в) дятел, зайцы

Ключ: а

7. Имена существительные среднего рода:

а) стул, пальто

б) пальто, перо

в) цветок, окно

Ключ: б

8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

а) среднего рода

б) женского рода

в) мужского рода

Ключ: б



Рефлексия и итог урока.

Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? О чем расскажете дома?


- Оцените каждый себя: кто отвечал правильно и не допустил ошибок? Довольны ли вы, своей работой на уроке?

- Если вы думаете, что хорошо умеете определять род, число и падеж имен существительных и выполнили работу без ошибок, то прикрепите на дерево яблоко.

- Если думаете, что допускаете ошибки, нужно повторить правило прикрепите цветок.

- Если думаете, что не справились с каким - либо заданием и вам еще нужно поработать над темой «Имя существительное», прикрепите листик.























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!